Куда и как переносили дома в Москве: удивительная история «переездов»
Как жители Саввинского подворья проснулись на расстоянии нескольких метров от того места, где заснули?
Представьте, что многоэтажный дом весом в тысячи тонн вдруг медленно и плавно отправляется в путь, оставляя на месте голый фундамент. Для современного человека это звучит как фантастика, но в истории градостроительства такие случаи были реальностью.
Почему в Москве стали передвигать здания
Фото: Wikipedia.org
В 1897 году из-за расширения Николаевской железной дороги под снос должен был попасть особняк на Каланчевской улице, принадлежавший предпринимательнице Джейн Мак-Гилл. Федорович предложил не разрушать его, а переместить. Владелица дома не только согласилась на этот смелый проект, но и оплатила работы
Практика передвижки зданий расцвела в эпоху масштабных городских преобразований. В России она началась на заре XX века. Первопроходцем стал инженер Осип Федорович.
В 1897 году из-за расширения Николаевской железной дороги под снос должен был попасть особняк на Каланчевской улице, принадлежавший предпринимательнице Джейн Мак-Гилл. Федорович предложил не разрушать его, а переместить. Владелица дома не только согласилась на этот смелый проект, но и оплатила работы.
Для облегчения веса со стен сбили штукатурку, вынули полы и перегородки, а само здание стянули железными связями. Как позднее писал сам Федорович, в стенах над фундаментом пробили отверстия и вставили в них рельсы, связав их в единую неподвижную раму. Дом весом 1840 тонн, установленный на катки, медленно передвинули с помощью домкратов по уложенным рельсам. Этот первый опыт оказался успешным — здание благополучно переехало на 100 м и стоит по сей день.
Истинный размах «эпоха передвижек» приобрела в советской Москве после утверждения Генерального плана реконструкции 1935 года. План требовал радикального переустройства столицы: расширения старых и прокладки новых магистралей. Множество зданий, в том числе ценных исторических объектов, оказывались на пути прогресса. Чтобы спасти их от разрушения, создали специальную контору, которую позднее преобразовали в Трест по разборке и перемещению зданий под руководством инженера Эммануила Генделя.
Как передвигали здания
Фото: Image State/East News
Движение обычно обеспечивали мощные лебедки или домкраты, работавшие в горизонтальной плоскости
Технология была отработана до мелочей. Сначала здание тщательно изучали, а затем на уровне цоколя в стенах пробивали сквозные отверстия, в которые заводили мощные двутавровые балки. Их сваривали в единую цельную раму — своеобразные сани, на которых дому предстояло путешествовать. Под эту раму заводили гидравлические домкраты, и по команде дом аккуратно, сантиметр за сантиметром, отрывался от фундамента.
Только после этого под балки подкладывали стальные катки, а на пути движения укладывали рельсовый путь. Движение обычно обеспечивали мощные лебедки или те же домкраты, работавшие уже в горизонтальной плоскости.
Вот несколько примеров зданий, которые были передвинуты.
Жилой дом на Садовнической улице
В 1937 году для строительства Краснохолмского моста пришлось разбираться с целым жилым домом на Садовнической улице. Он имел громоздкую Г-образную форму, поэтому инженеры... разрезали здание на две части. Короткое крыло оставили на месте, а длинное, весом в несколько тысяч тонн, не просто передвинули, но и развернули на 19°.
При этом людей из дома не выселяли. Коммуникации — водопровод, канализацию, электричество и даже телефон — соединили с помощью длинных гибких шлангов и специального кабеля, который мог растягиваться. После переезда части здания снова аккуратно соединили, и жизнь в нем продолжилась как ни в чем не бывало.
Московская глазная больница с Тверской улицы
Еще более впечатляющим был переезд Московской глазной больницы с Тверской улицы в мае 1940 года. Огромное здание предстояло не только сдвинуть, но и развернуть фасадом в переулок, а затем водрузить на заранее построенный новый цокольный этаж.
Работы проводили настолько осторожно, что во время движения в операционных продолжались плановые операции, а пациенты в палатах просто не заметили путешествия. Посетители же, пришедшие навестить родных, обнаруживали на привычном месте голый котлован и медленно уплывающее в сторону здание.
Здание Моссовета
Настоящим триумфом и одновременно тяжелейшим испытанием для треста стал перенос здания Моссовета на Тверской. Задача осложнялась тремя факторами: сложной архитектурной формой, огромным бесколонным бальным залом на первом этаже и категорическим требованием властей переместить здание вместе с подвалом, где хранились важнейшие архивные документы.
Чтобы выполнить последнее условие, инженерам пришлось вырыть вокруг здания глубокий котлован. Все действо — и срез с фундамента, и движение — происходило на четырехметровой глубине. Здание передвигали вместе с людьми и работающими коммуникациями. Несмотря на несколько появившихся трещин, операция завершилась успешно.
Саввинское подворье
Интересен и ночной переезд Саввинского подворья в ноябре 1939 года. Здание в стиле модерн, украшенное цветной плиткой, нужно было бережно отодвинуть вглубь двора.
Чтобы не сеять панику среди жильцов многочисленных коммуналок, работы готовили под видом капитального ремонта. Само перемещение назначили на ночь. В полной тишине дом, заключенный в стальную раму, пополз со скоростью около десяти метров в час.
Инженеры добились такой плавности хода, что никто из спящих жильцов не почувствовал подземного гула и не проснулся от толчков. Утром люди вышли на работу, даже не подозревая, что их дом за ночь совершил путешествие в несколько десятков метров.
Передвигали ли здания в других странах
Фото: Kasbah/Shutterstock/FOTODOM
Самой грандиозной и дорогостоящей операцией по перемещению стало спасение древнеегипетских храмов в Абу-Симбеле в 1960-х годах
Опыт перемещения зданий — не исключительно советское явление. Самый ранний задокументированный случай произошел еще в 1455 году в итальянской Болонье. Там 24-метровую колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которую сегодня назвали бы девятиэтажкой, передвинул инженер Аристотель Фьораванти. Он укрепил башню деревянным каркасом, подложил под нее бревенчатые катки и с помощью системы канатов и блоков сдвинул сооружение на 13 м. Для эпохи, не знавшей стали и домкратов, это было удивительно.
В 1930 году в США восьмиэтажное здание телефонной компании весом 11 000 тонн не просто сдвинули, а совершили с ним настоящий «танец». Сначала корпус подвинули на 15 м к югу, затем, установив его на гигантскую поворотную платформу, развернули на 90° и, наконец, переместили еще на 30 м к западу. Весь маневр занял около месяца. Но самое удивительное — на протяжении всего этого времени в здании продолжали работать 600 сотрудников, обслуживавших 170 000 телефонных абонентов. Люди входили и выходили по специальным подвижным мосткам, а все коммуникации были подключены через гибкие шланги и кабели невиданной длины.
Самой же грандиозной и дорогостоящей операцией по перемещению стало спасение древнеегипетских храмов в Абу-Симбеле в 1960-х годах. Возведенные в скале фараоном Рамсесом II 33 века назад, храмы оказались под угрозой затопления из-за строительства Асуанской плотины. Международное сообщество во главе с ЮНЕСКО решило не жертвовать наследием. Храмы, включая знаменитого колосса Рамсеса высотой с пятиэтажный дом, аккуратно разрезали алмазными пилами на 1036 блоков весом до 30 тонн каждый. Каждый блок перевезли на новое место, на 65 м выше и на 200 м дальше от берега, и там, как гигантский пазл, собрали заново. Чтобы сохранить первоначальный вид, над новым местом расположения соорудили искусственный бетонный холм-купол.
Нужны ли городские «переезды» сегодня
Фото: Wikipedia.org
Перемещения исторического здания церкви XIX века на тележке с гидравлическим приводом в городе Сейлем, штат Массачусетс
Сегодня масштабные передвижки зданий кажутся делом прошлого. С одной стороны, современные технологии — компьютерное моделирование, лазерная нивелировка, более точные гидравлические системы — позволяют проводить такие операции с еще большей точностью и безопасностью. С другой, изменился сам подход к градостроительству и сохранению наследия. Историческую и культурную ценность здания сегодня определяет не только его архитектура, но и подлинность.
Практические реалии современных мегаполисов также играют против сложных и длительных процессов. Тщательная подготовка к передвижке — усиление грунта, обследование конструкций, изготовление стальных путей — занимает не менее полугода, а часто и больше. Сегодня почти всегда проще и дешевле аккуратно разобрать историческое здание, законсервировав его элементы, или построить новое.
Однако окончательно ставить крест на этой практике рано. Периодически в мире происходят единичные случаи. Например, в 2007 году в Германии на 12 км передвинули каменную церковь XIV века. Здание поставили на колесную платформу и медленно перевезли в соседнюю деревню. Подобные операции напоминают, что технология жива.
На Вашу почту email было отправлено письмо для подтверждения регистрации.
Вход
Забыли пароль?
На Вашу почту email было отправлено письмо со ссылкой для восстановления пароля
Мы используем cookie-файлы
ОАО «Моя Планета» использует cookie-файлы для улучшения работы и пользования сайта https://moya-planeta.ru/. Более подробную информацию о Политике ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами можно найти здесь, о Политике ОАО «Моя Планета» в отношении обработки персональных данных можно узнать здесь. Продолжая пользоваться сайтом https://moya-planeta.ru/, Вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании cookie-файлов сайтом https://moya-planeta.ru/ и согласны с Политикой ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами. Вы можете отключить cookie-файлы в настройках Вашего браузера.