Куда и как переносили дома в Москве: удивительная история «переездов»

Как жители Саввинского подворья проснулись на расстоянии нескольких метров от того места, где заснули?

Представьте, что многоэтажный дом весом в тысячи тонн вдруг медленно и плавно отправляется в путь, оставляя на месте голый фундамент. Для современного человека это звучит как фантастика, но в истории градостроительства такие случаи были реальностью. 

Почему в Москве стали передвигать здания

особняк на Каланчевской
Фото: Wikipedia.org
В 1897 году из-за расширения Николаевской железной дороги под снос должен был попасть особняк на Каланчевской улице, принадлежавший предпринимательнице Джейн Мак-Гилл. Федорович предложил не разрушать его, а переместить. Владелица дома не только согласилась на этот смелый проект, но и оплатила работы

Практика передвижки зданий расцвела в эпоху масштабных городских преобразований. В России она началась на заре XX века. Первопроходцем стал инженер Осип Федорович.

В 1897 году из-за расширения Николаевской железной дороги под снос должен был попасть особняк на Каланчевской улице, принадлежавший предпринимательнице Джейн Мак-Гилл. Федорович предложил не разрушать его, а переместить. Владелица дома не только согласилась на этот смелый проект, но и оплатила работы.

Для облегчения веса со стен сбили штукатурку, вынули полы и перегородки, а само здание стянули железными связями. Как позднее писал сам Федорович, в стенах над фундаментом пробили отверстия и вставили в них рельсы, связав их в единую неподвижную раму. Дом весом 1840 тонн, установленный на катки, медленно передвинули с помощью домкратов по уложенным рельсам. Этот первый опыт оказался успешным — здание благополучно переехало на 100 м и стоит по сей день.

Истинный размах «эпоха передвижек» приобрела в советской Москве после утверждения Генерального плана реконструкции 1935 года. План требовал радикального переустройства столицы: расширения старых и прокладки новых магистралей. Множество зданий, в том числе ценных исторических объектов, оказывались на пути прогресса. Чтобы спасти их от разрушения, создали специальную контору, которую позднее преобразовали в Трест по разборке и перемещению зданий под руководством инженера Эммануила Генделя. 

Как передвигали здания

Тверская улица
Фото: Image State/East News
Движение обычно обеспечивали мощные лебедки или домкраты, работавшие в горизонтальной плоскости

Технология была отработана до мелочей. Сначала здание тщательно изучали, а затем на уровне цоколя в стенах пробивали сквозные отверстия, в которые заводили мощные двутавровые балки. Их сваривали в единую цельную раму — своеобразные сани, на которых дому предстояло путешествовать. Под эту раму заводили гидравлические домкраты, и по команде дом аккуратно, сантиметр за сантиметром, отрывался от фундамента.

Только после этого под балки подкладывали стальные катки, а на пути движения укладывали рельсовый путь. Движение обычно обеспечивали мощные лебедки или те же домкраты, работавшие уже в горизонтальной плоскости.

Вот несколько примеров зданий, которые были передвинуты. 

Жилой дом на Садовнической улице

В 1937 году для строительства Краснохолмского моста пришлось разбираться с целым жилым домом на Садовнической улице. Он имел громоздкую Г-образную форму, поэтому инженеры... разрезали здание на две части. Короткое крыло оставили на месте, а длинное, весом в несколько тысяч тонн, не просто передвинули, но и развернули на 19°.

При этом людей из дома не выселяли. Коммуникации — водопровод, канализацию, электричество и даже телефон — соединили с помощью длинных гибких шлангов и специального кабеля, который мог растягиваться. После переезда части здания снова аккуратно соединили, и жизнь в нем продолжилась как ни в чем не бывало.

Московская глазная больница с Тверской улицы

Еще более впечатляющим был переезд Московской глазной больницы с Тверской улицы в мае 1940 года. Огромное здание предстояло не только сдвинуть, но и развернуть фасадом в переулок, а затем водрузить на заранее построенный новый цокольный этаж.

Работы проводили настолько осторожно, что во время движения в операционных продолжались плановые операции, а пациенты в палатах просто не заметили путешествия. Посетители же, пришедшие навестить родных, обнаруживали на привычном месте голый котлован и медленно уплывающее в сторону здание.

Здание Моссовета

Настоящим триумфом и одновременно тяжелейшим испытанием для треста стал перенос здания Моссовета на Тверской. Задача осложнялась тремя факторами: сложной архитектурной формой, огромным бесколонным бальным залом на первом этаже и категорическим требованием властей переместить здание вместе с подвалом, где хранились важнейшие архивные документы.

Чтобы выполнить последнее условие, инженерам пришлось вырыть вокруг здания глубокий котлован. Все действо — и срез с фундамента, и движение — происходило на четырехметровой глубине. Здание передвигали вместе с людьми и работающими коммуникациями. Несмотря на несколько появившихся трещин, операция завершилась успешно.

Саввинское подворье

Интересен и ночной переезд Саввинского подворья в ноябре 1939 года. Здание в стиле модерн, украшенное цветной плиткой, нужно было бережно отодвинуть вглубь двора.

Чтобы не сеять панику среди жильцов многочисленных коммуналок, работы готовили под видом капитального ремонта. Само перемещение назначили на ночь. В полной тишине дом, заключенный в стальную раму, пополз со скоростью около десяти метров в час.

Инженеры добились такой плавности хода, что никто из спящих жильцов не почувствовал подземного гула и не проснулся от толчков. Утром люди вышли на работу, даже не подозревая, что их дом за ночь совершил путешествие в несколько десятков метров.

Передвигали ли здания в других странах

передвижение зданий
Фото: Kasbah/Shutterstock/FOTODOM
Самой грандиозной и дорогостоящей операцией по перемещению стало спасение древнеегипетских храмов в Абу-Симбеле в 1960-х годах

Опыт перемещения зданий — не исключительно советское явление. Самый ранний задокументированный случай произошел еще в 1455 году в итальянской Болонье. Там 24-метровую колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которую сегодня назвали бы девятиэтажкой, передвинул инженер Аристотель Фьораванти. Он укрепил башню деревянным каркасом, подложил под нее бревенчатые катки и с помощью системы канатов и блоков сдвинул сооружение на 13 м. Для эпохи, не знавшей стали и домкратов, это было удивительно.

В 1930 году в США восьмиэтажное здание телефонной компании весом 11 000 тонн не просто сдвинули, а совершили с ним настоящий «танец». Сначала корпус подвинули на 15 м к югу, затем, установив его на гигантскую поворотную платформу, развернули на 90° и, наконец, переместили еще на 30 м к западу. Весь маневр занял около месяца. Но самое удивительное — на протяжении всего этого времени в здании продолжали работать 600 сотрудников, обслуживавших 170 000 телефонных абонентов. Люди входили и выходили по специальным подвижным мосткам, а все коммуникации были подключены через гибкие шланги и кабели невиданной длины. 

Самой же грандиозной и дорогостоящей операцией по перемещению стало спасение древнеегипетских храмов в Абу-Симбеле в 1960-х годах. Возведенные в скале фараоном Рамсесом II 33 века назад, храмы оказались под угрозой затопления из-за строительства Асуанской плотины. Международное сообщество во главе с ЮНЕСКО решило не жертвовать наследием. Храмы, включая знаменитого колосса Рамсеса высотой с пятиэтажный дом, аккуратно разрезали алмазными пилами на 1036 блоков весом до 30 тонн каждый. Каждый блок перевезли на новое место, на 65 м выше и на 200 м дальше от берега, и там, как гигантский пазл, собрали заново. Чтобы сохранить первоначальный вид, над новым местом расположения соорудили искусственный бетонный холм-купол. 

Нужны ли городские «переезды» сегодня

Перемещения исторического здания церкви XIX века на тележке с гидравлическим приводом в городе Сейлем, штат Массачусетс
Фото: Wikipedia.org
Перемещения исторического здания церкви XIX века на тележке с гидравлическим приводом в городе Сейлем, штат Массачусетс

Сегодня масштабные передвижки зданий кажутся делом прошлого. С одной стороны, современные технологии — компьютерное моделирование, лазерная нивелировка, более точные гидравлические системы — позволяют проводить такие операции с еще большей точностью и безопасностью. С другой, изменился сам подход к градостроительству и сохранению наследия. Историческую и культурную ценность здания сегодня определяет не только его архитектура, но и подлинность.

Практические реалии современных мегаполисов также играют против сложных и длительных процессов. Тщательная подготовка к передвижке — усиление грунта, обследование конструкций, изготовление стальных путей — занимает не менее полугода, а часто и больше. Сегодня почти всегда проще и дешевле аккуратно разобрать историческое здание, законсервировав его элементы, или построить новое.

Однако окончательно ставить крест на этой практике рано. Периодически в мире происходят единичные случаи. Например, в 2007 году в Германии на 12 км передвинули каменную церковь XIV века. Здание поставили на колесную платформу и медленно перевезли в соседнюю деревню. Подобные операции напоминают, что технология жива.

Читайте «Мою Планету» в Telegram