Почему нам не нравится звук собственного голоса?
Люди, выражающие удовлетворение собственным голосом в записи, скорее, являются исключением из правил. На то есть три причины.
Первая заключается в особенностях физиологии человека. Звук — это серия колебаний, звуковые вибрации. Вспомним строение уха: у нас есть наружное, среднее и внутреннее ухо. Звучание собственного голоса мы воспринимаем двумя способами.
Во-первых, по воздуху. Так мы слышим все внешние звуки: к примеру, шум дождя и проезжающей машины, голоса других людей, музыку. Наш голос, который рождается связками, вызывает вибрации в дыхательном потоке и усиливается резонаторами. К последним относятся бронхи, трахея, гортань, ротовая полость, носовые ходы и другие полости тела, обогащающие голос красками. С помощью языка и губ вибрации формируются в звуки и слова. Затем звук выходит из ротовой полости и по воздуху достигает нашего наружного уха, переходит в среднее и потом во внутреннее ухо, где уже преобразуется в импульсы и передается в головной мозг. Это называется воздушным звукопроведением.
Во-вторых, как и все внутренние шумы, мы воспринимаем вибрации своего голоса через кости и ткани. К таким шумам относится сердцебиение, прилив крови, щелканье зубами, звук собственного голоса. При костном звукопроведении звуковая волна минует систему среднего уха и передается непосредственно во внутреннее ухо. Попробуйте напеть что-нибудь с закрытым ртом. Если при этом заткнуть уши пальцами, звуки покажутся значительно громче. Все дело в том, что вы слышали голос в значительной степени благодаря костной проводимости.
Слушая себя в записи, мы уже не можем воспринимать вибрации через кости, и некоторые низкочастотные компоненты колебаний голосовых связок теряются. Получается, что в записи мы слышим как будто одну звуковую дорожку вместо двух. Так что надо просто принять нашу физиологическую особенность.
Вторая причина, по которой собственный голос может не нравиться, кроется в возможностях звукозаписывающего устройства. Аппаратура невысокого качества может легко улавливать середину голоса и высокие частоты, но низкие она ловит не очень хорошо. Поэтому в записи голос будет казаться более высоким.
Хороший, качественный микрофон обладает высокой чувствительностью и ловит все частоты. Но он и стоит дороже. Так что стоит всегда учитывать, на какое устройство вас записывали, и делать на это скидку.
Третий аспект — психологический. Специалисты говорят, что у каждого из нас некий образ собственного «я». Мы представляем себя определенным образом, а снаружи порой слышим совсем не то, и это бывает настолько непривычно, что может вызывать отторжение.
Американские психологи Сьюзан М. Хьюз и Марисса А. Харрисон провели на эту тему два исследования. В рамках первого эксперимента 2010 года участникам надо было послушать множество разных голосов и найти свой. Они знали, что их голос в записи будет, и 93% респондентов определяли свое звучание безошибочно. Участники второго эксперимента не знали, что их голос будет среди записанных. Более того, эти голоса им надо было оценивать: насколько они убедительны, красивы, выразительны и т. д. Когда люди не знали, что их голос есть в предложенной коллекции, они оценивали свое звучание очень даже неплохо. Так что, возможно, дело в том, что мы предъявляем излишние требования к себе.
Если звучание собственного голоса в записи вам не нравится, это поправимо. Можно записаться на курсы по развитию и укреплению голоса, то есть курсы по сценической речи. А также слушать свой голос в записи и привыкать к нему.
Например, я на занятиях обычно записываю с учениками их голоса до начала урока. Мы выполняем упражнения по раскрытию природного тембра, а потом делаем вторую запись. Когда люди слышат себя после такой тренировки, результат им нравится. А когда мы записываем так голос несколько раз, участник не только привыкает к своему звучанию, но и понимает, как упражнения влияют на звук. Неприятие собственного голоса постепенно уходит.
Если же неудовлетворение останется, важно продолжить заниматься, записывать свой голос с разными актерскими задачами, читать стихи. Ежедневная практика записи себя на видео и диктофон дает плоды.
Кстати, по опыту могу сказать, что молодое поколение, которое живет в гаджетах и снимает короткие ролики для разных видеоприложений и соцсетей, воспринимает свой голос в записи очень хорошо. Они как раз привыкли к звучанию, научились изменять его, и у них нет отторжения, присущего людям старшего поколения.
Почему иностранные языки даются не всем?
Почему одни и те же звуки окружающего мира отражаются в языках по-разному?