Как появились открытки
Открытое письмо
Прототипами современных почтовых открыток считают орнаментированные торговые карточки (trade card) — визитные карточки и одновременно рекламные объявления ювелиров, мебельщиков, лакировщиков конца XVIII века.
Во время Гражданской войны в США 1861–1865 годов появились «патриотические обложки» для писем (конверты), что считается шагом в сторону распространения иллюстрированной почтовой карточки.
В 1868 году немецкие книготорговцы Фридляйн и Пардубиц представили прусскому почтовому управлению бланк «универсальной корреспонденц-карты». На одной стороне было предусмотрено место для адреса, а на обратной — список из трех десятков стандартных фраз вроде «Отправитель благополучно прибыл» или «Свидетельствуем сердечное участие по поводу печального случая». По большому счету это были предвестники шаблонов SMS.
Финальную точку в деле внедрения принципа «краткость — сестра таланта» в почтовое дело поставил венский профессор Эммануил Герман и Австрийское почтовое ведомство в 1869 году. Ученый предложил ввести в обращение почтовую телеграмму, ограниченную 20 словами на картонной карточке, по стоимости отправки равную бандероли. Почтовому ведомству идея понравилась — правда, чтобы не заниматься подсчетом слов, было решено, что писать можно сколько угодно, главное, чтобы хватило размера почтового бланка. Само собой, нашлись каллиграфы, умещавшие на кусочке картона более 6000 слов.
В Российской империи передавать поздравления и новости новым способом начали в 1872 году.
Стандартная почтовая карточка размером 9 х 14 см вошла в почтовый обиход после Всемирного почтового конгресса в Париже в 1878 году. Первоначально оборотная сторона предназначалась для адреса, специального места для письма не предусматривалось, и только с 1904 года ее левая половина была отведена под текст отправителя.
Новое средство коммуникации покорило мир молниеносно. Появились открытки на любой вкус и случай: Рождество, Пасха, именины, фотографические и рисованные, черно-белые и пестрые. Особое место заняли видовые открытки, которые можно было послать в качестве сувенира практически из любой точки планеты.
Коллекция приветов
В конце XIX — начале XX века самыми крупными издателями открыток Российской империи считались «Контрагенство А.С. Суворина» в Санкт-Петербурге и «Товарищество "Контрагент печати"» в Москве Д.П. Ефимова. Они имели монопольное право на продажу своей продукции на железнодорожных станциях, пристанях и в специальных магазинах во всех городах и населенных пунктах страны.
Интерес к внутреннему туризму и краеведению способствовал созданию почтовых открыток с достопримечательностями совсем маленьких, не очевидных для путешественника городков. Задержавшись на станции, казалось бы, не изобилующей достопримечательностями, вроде Малой Вишеры, можно было отправить привет домой на открытке с фотографией колоритного паровоза.
Благодаря моде начала прошлого века современные краеведы могут восстановить облик городов и населенных пунктов. Практически каждый хоть чем-нибудь примечательный уголок Российской империи попал на оборот открытого письма.
Знаменитые цветные снимки фотографа С.М. Проскудина-Горского распространились на открытках, выпущенных «Общиной святой Евгении» при Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста, пожалуй, самого известного и своеобразного издательства графики малых форм дореволюционной России. Покровительницей комитета была Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка Николая I. В ее честь и была названа община. Евгения Максимилиановна тратила немалые личные средства на благотворительность, находились и другие щедрые дарители. Чтобы получить дополнительные деньги, община приступила к издательской деятельности, в том числе и к производству иллюстрированных открыток.
Жанром открытки не гнушались известные художники общества «Мир искусства»: Н. Рерих, Л. Бакст, Е. Лансере, И. Билибин и другие, выпустившие свои графические работы на бланках почтовых карточек «Общества святой Евгении». Среди искусствоведов даже появился термин «мирискусническая открытка».
Почтовая карточка, а особенно видовая, быстро стала не просто дешевым и удобным способом передачи информации, но и предметом коллекционирования.
Существовал и свод правил, по которым каждый уважающий себя коллекционер должен был подбирать открытки. Дурным тоном считалось, например, помещать в собрание карточку с видом Ялты, отправленную из Симферополя. Открытка, не прошедшая почту, не «выполнившая свою функцию», достойной коллекционирования также не признавалась. Чистая открытка без почтового штемпеля приравнивалась к «картинке».
Иногда открытые письма рассылали из городов по пути не столько для того, чтобы сообщить о новостях, сколько для пополнения коллекции друга или возлюбленной. Исследовательница-филокартистка В. Блануца нашла письмо длиною в 16 открыток от русского офицера под инициалами «В.Л.» к мадемуазель П.Ф. Летиной в Иркутск. Столь длинное письмо именно на видовых открытках, возможно, было продиктовано желанием пополнить коллекцию открыток дамы видами Львова и бесплатной пересылкой почтовых карточек из действующей армии.
Про бабочку и крылышки
Хитом конца XIX — начала XX века в Европе, Америке, а затем и в Российской империи стала видовая открытка мультивью-грюсс (multi-view gruss), содержавшая несколько изображений городских достопримечательностей и незамысловатое послание «С приветом из…».
Популярный шаблон тех лет — фотографии примечательных городские пейзажей, расположенные на крыльях рисованной бабочки. И не просто бабочки, а женщины-бабочки. Стилизованная под разноцветное чешуекрылое дама была типичным приемом художников и дизайнеров времен модерна, помогавшим подчеркнуть природное изящество женщины. «Грюсс-бабочки», выполненные словно под копирку, летели с сердечным приветом адресатам с обоих берегов Атлантики, включая Российскую империю. Кроме того, фоном для достопримечательностей служили, например, анютины глазки, бочки, елочные шары и павлины. В Европе увлечение женщинами-бабочками на почтовых карточках закончилось к Первой мировой войне, в России же продолжалось, нехитрые контуры порхающей нимфы использовались и в кустарных фотооткрытках.
Открытки с «приветом» не потеряли актуальность и после революции, сакраментальный «Привет из Крыма» перешел на советские карточки, ставшие символом долгожданного отдыха во всесоюзной здравнице. Однако в начале XX века грюсс-открытки посылали не только с Черноморского побережья, но и из совсем некурортных мест вроде Перми и Пензы. Причем каким-то отличительным для определенной местности колоритом оформление карточек не отличалось: что из Воронежа, что из Харькова шли открытки с румяными одетыми по моде барышнями или одетыми в форменный мундир и фуражку с номером почтальонами. К открыточному почтальону крепился миниатюрный кожаный портфельчик, из которого гармошкой выпадали фотокарточки со значимыми городскими местами. Иногда обыгрывался сюжет и с почтовым переводом, только вместо тысячи рублей там значилась тысяча приветов.
В современных российских открытках трогательные детали, популярные в прошлом, не используются, а жаль, ведь, утратив свое практическое значение, почтовая карточка остается для многих важным символом — материализовавшимся в кусочке картона приветом из далеких мест.