Экологи создают леса, устойчивые к жаре и засухе

Из-за изменения климата гибнут обширные лесные массивы.

С высоты 35-метровой башни Лормеке-Турм в лесопарке Арнсберг в Германии открывается неожиданный вид. Раньше взгляду открывалось море зелени — густые кроны гигантских елей. Теперь посетители видят обширное голое плато. Величественные деревья исчезли после масштабного нашествия короеда в 2018 году. Эксперты называют произошедшее «бедствием». В этом популярном у туристов лесу в Северном Рейне-Вестфалии 60-летние ели погибли всего за несколько недель. 

лес
Фото: FiledIMAGE/Shutterstock/FOTODOM

Причина трагедии копилась годами. Штормы и продолжительные засухи ослабили деревья, создав идеальные условия для размножения вредителя. Ситуация может повториться — климат продолжает меняться. Частые и сильные природные катаклизмы угрожают не только лесам, но и экономике. Под ударом — способность лесов поглощать углекислый газ, а также тысячи рабочих мест в лесозаготовке и туризме. Немецкий экспертный совет по климату уже предупредил: страна может не достичь целей после 2030 года, так как леса из-за деградации сами становятся источником выбросов.

Инженеры-лесоводы теперь работают над тем, чтобы подготовить леса к будущему в рамках программы, которую финансирует Европейский Союз. Главная задача — повысить устойчивость, высаживая разные породы деревьев. Исследование опубликовал Фрайбургский университет (Германия).

Проблема уходит корнями в прошлое. Однообразные еловые плантации, которые легко поддаются вредителям, массово высаживали в Германии после Второй мировой войны для быстрого восстановления хозяйства.

«Это лесное хозяйство с высоким риском, — комментирует Сиим Куресоо, активист голландской организации по защите лесов Fern. — Если все идет по плану — прибыль хорошая. При этом монокультурные леса способны накапливать гораздо больше углерода».

Решение — в диверсификации, технологию уже тестируют по всей Европе. В рамках масштабного проекта SUPERB специалисты создали 12 демонстрационных площадок от Швеции до Испании. Одна из них — в Арнсберге. Здесь на 34 гектарах высаживают четыре вида хвойных и лиственных деревьев. Их тщательно отбирали, чтобы они могли выжить в более жарком и сухом климате будущего. «Лучше ориентироваться на наихудший сценарий», — считает Маркус Линднер, руководитель отдела устойчивости Европейского института леса.

Однако единства среди специалистов нет. Кто-то выступает за естественное восстановление, другие — за высадку местных видов. Многие частные владельцы лесов не могут позволить себе дорогостоящее восстановление без государственных субсидий. Выращивание более прихотливых широколиственных пород вместо популярных хвойных — рискованный шаг.  При этом вопрос стоит остро: леса — это основа жизни и важная часть экономики. Ежегодная заготовка древесины, сотни тысяч рабочих мест, экотуризм — все это зависит от здоровья лесных массивов.

Читайте «Мою Планету» в Telegram