Шмели «заряжают» друг друга хорошим настроением, выяснили биологи

А еще они любят учиться и играть.

Оказывается, способность делиться позитивными эмоциями — это не только человеческая черта. Исследование, опубликованное в журнале Science, показывает, что такая способность есть у шмелей.

шмель
Фото: Bildagentur Zoonar GmbH/Shutterstock/FOTODOM

Эмоции и эмпатия

Явление, когда эмоция передается от одной особи к другой, хорошо известно у позвоночных животных — например, у собак или дельфинов. Это помогает им выживать. Но способны ли на такое насекомые? Китайские ученые решили это проверить.

Они провели эксперимент: сначала обучили шмелей, что сладкий сироп находится в искусственных цветках определенного цвета. Затем «ученого» шмеля запускали в узкий туннель, где он встречал другого, сытого и довольного шмеля, который весело жужжал. После такой встречи шмель с гораздо большим энтузиазмом летел к цветкам другого цвета, чем его сородичи, которые никого не встречали.

Это открытие заставило ученых задуматься. Они предполагают, что эмоциональное заражение — это древний эволюционный механизм, который возник не только у социальных млекопитающих, но и у насекомых. А ведь способность делиться эмоциями считается основой эмпатии — умения сопереживать. Неужели сочувствие есть даже у шмелей? Ранее мы описали забавный случай, как суд США приравнял шмелей к рыбам. 

Умнее, чем кажется: шмели любят учиться и даже играть

Это не первое исследование, которое демонстрирует сложный интеллект шмелей. Ранее британские ученые доказали, что эти насекомые любят играть. В эксперименте шмелям предоставили выбор: пройти в проход с едой или в проход, где лежали маленькие деревянные шарики. Большинство насекомых выбрали шарики — они с явным удовольствием катали их, без какой-либо практической цели. Так же, как это делают люди или собаки ради забавы. Оказалось, что молодые шмели играют больше, чем пожилые, а самцы — чаще самок.

Кроме того, шмели оказались способны к культурному поведению и обучению. В другом опыте их учили открывать коробочку с сиропом двумя способами: нажимая на красный рычаг по часовой стрелке или на синий — против. Когда «ученики» наблюдали за опытным сородичем, который успешно открывал крышку, в 98% случаев они копировали его действия. Если же шмелю не показывали пример, он обычно действовал наугад.

Читайте «Мою Планету» в Telegram