Странное холодное место в Атлантике объяснили замедлением океанских течений
Более века участок холодной воды к югу от Гренландии противится общему нагреву Атлантического океана, вызывая споры среди ученых. Новое исследование определило причину: долгосрочное ослабление крупной системы океанских течений.
Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR) нашли единственное подходящее объяснение аномалии. Своим открытием они поделились на страницах Communications Earth & Environment.
«Люди задавались вопросом, почему существует этот холодный участок. Мы выяснили, что наиболее вероятная причина — ослабление АМОС», — заявил климатолог Вэй Лю из UCR.
Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOC) работает как гигантский конвейер, доставляя тепло и соль из тропиков в Северную Атлантику. Замедление этой системы означает, что меньше теплой соленой воды достигает субполярного региона, что приводит к охлаждению и опреснению, наблюдаемому к югу от Гренландии. Именно поэтому данные о солености и температуре можно использовать для оценки силы АМОС.
Прямые наблюдения за АМОС ведутся всего около 20 лет. На основе этих долгосрочных записей исследователи восстановили изменения в системе циркуляции за 100 лет и сравнили их с почти 100 различными климатическими моделями.
Оказалось, что только модели, предполагающие ослабление АМОС, согласуются с реальными данными. «Это очень четкая корреляция. Если сравнить наблюдения со всеми симуляциями, только сценарий с ослабленной АМОС воспроизводит охлаждение в этом регионе», — объясняет соавтор исследования Кай-Юань Ли.
Выявлено также, что ослабление АМОС коррелирует с уменьшением солености. Это еще один явный признак того, что меньше теплой соленой воды переносится на север.

Последствия широкомасштабны. Аномалия к югу от Гренландии важна не только потому, что она необычна, но и потому, что это один из самых чувствительных регионов к изменениям океанской циркуляции. Она влияет на погодные условия в Европе, изменяя осадки и смещая высотное струйное течение, которое направляет погодные системы и регулирует температуру в Северной Америке и Европе.
Замедление АМОС также может нарушить морские экосистемы, поскольку изменения солености и температуры влияют на ареалы обитания видов.
Этот результат может разрешить спор среди климатологов о том, вызвано ли охлаждение к югу от Гренландии в основном океанской динамикой или атмосферными факторами, такими как загрязнение аэрозолями. Многие современные модели предполагали последнее, прогнозируя усиление АМОС из-за снижения выбросов аэрозолей. Но эти модели не смогли воспроизвести реальное наблюдаемое охлаждение.
«Как видно, только модели с ослаблением АМОС дают верный результат. Это означает, что многие современные модели слишком чувствительны к изменениям аэрозолей и менее точны для этого региона», — констатирует Лю.
Устраняя это несоответствие, исследование улучшает будущие климатические прогнозы, особенно для Европы, где влияние АМОС наиболее выражено.
Работа также демонстрирует возможность делать четкие выводы на основе косвенных данных. При ограниченных прямых наблюдениях за АМОС записи температуры и солености служат удобным инструментом для обнаружения долгосрочных изменений циркуляции и прогнозирования будущих климатических сценариев.
«У нас нет прямых наблюдений за последние сто лет, но данные о температуре и солености позволяют ясно увидеть прошлое. Это исследование показывает, что АМОС ослабевает уже более века, и эта тенденция, вероятно, продолжится, если выбросы парниковых газов будут расти», — предупреждает Ли.
По мере изменения климатической системы холодная аномалия к югу от Гренландии может усиливать свое влияние. Понимание ее происхождения поможет ученым лучше подготовить общество к будущему, заключил он.