Ученые выяснили, почему Эверест настолько высокий
Эверест, он же Джомолунгма — самая высокая гора в Гималаях и вообще на Земле. Кроме того, 8849-метровая вершина становится выше примерно на 2 мм в год, и растет даже быстрее, чем в течение длительного времени. Что же сделало Эверест таким высоким?
Недавно группа китайских и английских ученых провела исследование, по итогам которого утверждается, что на аномальную высоту и рост Эвереста повлияла река Арун, протекающая через Гималаи. Русло реки изменилось около 90 000 лет назад, и потоки размывали породу, которая «утяжеляла» Эверест, и в ответ на это гора подросла на десятки метров. Впрочем, основной причиной рекордных размеров пика стали тектонические процессы, создавшие Гималаи.
В XIX веке британские геодезисты обнаружили, что южная граница Гималайских гор описывает дугу, которая точно совпадает с небольшой окружностью на Земле. Возможное объяснение: на севере находится Евразийская тектоническая плита, на юге — Индийская, а между ними находится «вязкое» Тибетское плато, который медленно разрушается под действием силы тяжести. По мнению геологов, в глубине Тибетское плато должно быть похоже на «горячий сироп», а холодная кора наверху создает разломы и землетрясения из-за того, что Индийская плита медленно движется на север.
Индийская плита постепенно проседает под Евразийскую, но гигантский разлом продвигается вперед постепенно, в результате серий землетрясений, которые называют надвиговыми, Там, где Тибет соприкасается с Индией, можно наблюдать узкую полосу землетрясений, и то, что там происходит, и определяет высоту самой высокой горы в мире.
Получается, что землетрясения толкают горы ввысь. Когда происходит мегаразлом, где сходятся тектонические плиты, горы поднимаются вверх — хотя то, насколько высоко они поднимаются, зависит от прочности поддерживающей породы под ними. Что касается Эвереста — на некоторых участках мегаразлома между Индией и Тибетом тектонические процессы, похоже, происходят регулярно — один или два раза в столетие. С каждым таким разрывом Эверест, вероятно, становится немного выше, пишет The Conversation.