Алтай. Чуйский тракт. Место, где начинаются приключения.




Мечта об Алтае и Чуйском тракте появилась еще в прошлом году, но осуществить ее не вышло. Поэтому, как только появилась возможность, то маршрут был уже известен — Едем на Алтай!

Изначально целью поездки было проехать весь Чуйский тракт, с остановкой на Телецком озере, посещением Каменных грибов, Гейзерова озера, Тавдинских пещер, Красных ворот, острова Патмос и много еще чего. Конечной точкой должна была стать граница с Монголией (возможно даже ее пересечение) и остановка на оз. Бурсоль на обратном пути домой. В мечтах была рыбалка на Форелевом озере и традиционный походный борщ на костре. По времени планировалось на все затратить минимум дней 10. Но что-то пошло не так…

Количество авто: два
Количество человек: пять
Пройдено километров: 2580км.
Маршрут: Усть-Каменогорск-Змеиногорск-Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск-Онгудай-Кош-Агач-Ташанта
Дней в пути: 6.



Не смотря на то, что мы живем среди алтайских гор Восточного Казахстана и красивых мест у нас тоже хватает, начитавшись про красоты Чуйского тракта нам захотелось посмотреть на Алтай с другой стороны границы. Выехали рано, туманным августовским утром. И к обеду уже пересекли границу.


После границы, уже по обыкновению, первой остановкой стало Колыванское озеро, неподалеку от села Савушки. Издалека видна обсерватория, которая располагается на горе возле озера. Собственно лет пять назад мы и набрели на это озеро случайно, решив просто поближе подъехать к обсерватории, которую увидели с дороги. Озеро примечательно своими скалами. К сожалению вся земля у самой воды занята частниками, которые построили там домики и берут плату за въезд на территорию.

К вечеру мы добрались до Барнаула. Прогулялись по Нагорному парку и поехали дальше. Город отмечал день ВДВ.


Приключения начались в первый же день, когда было решено заночевать на озере Уткуль, в 140км от Барнаула в Троицком районе Алтайского края. Уже темнело, над землей стелился плотный туман, мокрая проселочная дорога, полнолуние… Всем вспомнился фильм «Сайлент Хилл». В общем озеро так и осталось для нас призрачным, так как мы его не нашли, хотя по GPS было видно что оно где-то в 50 метрах от нас, пришлось заночевать на парковке перед кафе «Сибирская охота». Но если верить информации в интернете- озеро не плохое, с хорошей рыбалкой и базами отдыха.

Зато увидели часовню, которая поставлена на месте гибели Михаила Евдокимова в 2006 году. Мы про неё не знали.




Часовня Святого Михаила. Поворот с Чуйского тракта на село Плешково.

Во второй день посетили музей Чуйского тракта в г. Бийск (билет 60р/чел) и Нулевой километр. Позавтракали в столовой рядом с музеем. На троих вышло 473р, и мы вполне наелись, даже пришлось забрать с собой, т.к. уже были сыты.

Отметились на Нулевом километре Чуйского тракта, рядом со зданием музея. И направились к следующей запланированной точке нашего пути селу Сростки и памятнику В.М.Шукшину. По дороге случайно попали в очень интересное место- музей-панорама "Алтай. История России" в с. Полеводка. Там как раз попали на лекцию основателя музея, художника-этнографа Артёма Игнатенко. Очень необычное место и добродушные люди. Там живет олень и спасенная сова, ожидающая возвращения в дикую природу.

Музей Чуйского тракта» в здании, построенном в 1911 г. по заказу купца Варвинского.



Памятник В.М. Шукшину заставил нас изрядно поколесить по с.Сростки, мы видели его на горе, но не могли найти к нему дорогу. Село произвело хорошее впечатление. Там находится Православный храм святой великомученицы Екатерины. Он считается одним из красивейших храмов Сибири. И действительно, пока это самый красивый храм, который нам встретился, разве что еще понравилась Казанская церковь в Иркутске.


Вторая ночевка у нас была более удачная. Проехав Горно-Алтайск не далеко от трассы увидели беседки на берегу р.Катуни. Там и заночевали, не доезжая до оз. Манжерок. Надо заметить, что практически возле каждой беседки стояли палатки, так что это неплохое место ночевки для бюджетного путешествия.


Дальнейшее место притяжения многих туристов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". Чтобы заехать туда надо заплатить 100р с машины. А дальше везде ценник примерно такой же, только уже 100р с человека: подьем на смотровую площадку, Тавдинские пещеры и тд. Но фото смотровой площадки нас не вдохновили, а пещеры решили оставить на обратный путь, т.к. очередь к ним стоит длинная. Зато на халяву покормили и подержали попугая на плече и попробовали медовуху (проба бесплатная, 1,5л-300р).



Там же расположен памятник Н.К.Рериху. Попасть к нему было одним из важных пунктов поездки.

К вечеру добрались до Зубрового питомника, который находится между селами Камлак и Черга. В питомнике живут одни из последних оставшихся чистокровных зубров. Беловежские зубры, без примеси крови КРС или бизонов.Самые крупные наземные млекопитающие Европы. Последние представители вида диких быков на планете. Осколки тех времен, когда на земле еще жили мамонты. Ученые считают, что в этом чистом виде, зубрам осталось существовать не долго.

Билет 250р с человека. Дорого, экскурсия прошла немного скомкано. На УАЗике нас привезли к их месту обитания, рассказали историю их истребления, особенности поведения и условия содержания в питомнике. Далеко от машины отходить нельзя, т.к. животные агрессивно настроены к людям. В принципе ожидали большего за такую цену, но это возможность увидеть этих гигантов в естественной среде, на расстоянии в нескольких метров от себя.



Скала Шаман-камень. По информации из и-нета в скале имеются пещеры, в некоторых бойницы — скала являлась естественной крепостью. Как сказала местная жительница — с обратной стороны скалы имеется лик шамана.


Когда добрались до Семинского перевала уже темнело. Решили перекусить и сделали несколько фотографий. Случайно нашли привязанного марала, пасущегося за ларьками. Как мы поняли днем с ним фотографируются туристы за деньги. Для ночевки выбрали неплохое место, наверное самое удачное за всю поездку.


На свет костра слеталось много мотыльков. Есть поверье, что мотыльки-это души. В общем, ужин у костра в тесной компании мотыльков, да после лекции про приметы и обряды славян в музее...

Утром оглядели окрестности и нашли вот такой интересный пень. Неживое дерево вырастило на себе целую мини-полянку из мха и сосен. А возле болотца цвели незабудки.


Позавтракав и собрав лагерь двинулись дальше.




Перевал Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва»). Самый высокий перевал на Чуйском тракте. На перевале много торговцев сувенирами, которые образуют там целый рынок, не меньше того, что в "Бирюзовой Катуни". Есть даже платное место для фото. Не помню цену, но оно того не стоит. Мы сделали фото бесплатно. Сама площадка для фото тоже выглядит сомнительно. Рядом есть смотровая площадка, с которой открывается вид намного лучше.



Проезжая через поселок Иня можно увидеть одно уникальное сооружение. Ининский (Цаплинский) мост. Первый в МИРЕ двухцепный мост подобной конструкции. Построен в 1936 году.
Сейчас является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ. Но на деле ни каких действий по его сохранению не видно.



Памятник Ленину в с. Иня.


Скала Белый Бом. Говорят, в ней есть пещера.




Слияние Чуи с Катунью


Памятник Кольке Снигиреву



Водопад "Девичьи слезы".



Петроглифы в урочище Калбак-Таш


К вечеру четвертого дня мы доехали до с. Акташ. По изначальному плану на ночевку должны были остановиться на Телецком озере и осесть на нем дня на два. Но посовещавшись, было решено двинуться дальше в сторону Монголии, т.к. второй экипаж планировал вернуться домой раньше.

Начинало смеркаться, и вдали показались снежные вершины. На ночевку встали уже потемну. И, наверное, это было самое неприятное место за всю поездку. Совсем рядом течет Чуя, но она совершенно бесшумная, а берега обрывистые, вода мутная, свинцового цвета и не видно ни глубины, ни ряби. Небо затянуло тучами и от воды даже не шло характерного блеска. В общем, река совсем рядом, но ее как бы и нет.



И только утром смогли увидеть, где мы остановились. Место красивое, но по ощущениям как-то неприятно там находится.







А на утро пятого дня все пошло не так)). Первым отказался работать фотоаппарат, который уже 9 лет служит верой и правдой, сообщил, что карта памяти не распознается. Это конечно огорчило, заменить ее было нечем. И для фото у нас остались только телефоны.

Северо-Чуйский хребет Алтая цепочка горных вершин. В этой цепочке находятся самые высокие после горы Белухи горные вершины Алтая — ледники Маашей Баш (4173 метра) и Актру (4044 метра).





Мы решили отъехать от трассы и подняться выше. И не прогадали. Нам открылся замечательный вид на Курайскую степь. В живую вид намного круче. Это одно из самых восхитительных мест в нашей поездке. От такой красоты захватывает дух. Жаль что камера не передает всей этой мощи.

Таким образом, на пятый день мы добрались до границы с Монголией, галочка для себя была поставлена. Пересечь границу не получилось. На таможне был выходной. И мы отправились в обратный путь.


с.Ташанта. Граница с Монголией.


Пасущиеся яки рядом с трассой.

Договорились свернуть в с. Чаган-Узун, но видимо недопоняли друг друга, и вторая машина проехала прямо, а мы свернули на «Марс». Хотели немного проехать и подождать их, но тут машина заглохла в песке — накрылось сцепление. И вдобавок ко всему аккумулятор, который погибал уже не один месяц, но всё же заводил машину, решил умереть именно в этот момент и окончательно. Получились две взаимоисключающие поломки: с толкача не завести, потому-что не выключается сцепление, и аккум не крутит, что бы воткнуться в передачу на ходу-все…





Помог мимо проезжающий джип, он дотянул нас до мостика перед трассой, где мы и остались соображать, что делать дальше. Тут остановились местные парни, прикурили нас, вытолкнули на трассу. (Большое спасибо Новосибирскому джиперу и местным парням за неравнодушие).

Но на прощание Алтай сделал нам еще один подарок. После дождя людей на перевале Чике-Таман не было.Поэтому мы могли любоваться почти первозданной красотой. Сверху с перевала вниз стекали облака. Они проносились прямо над нами довольно быстро. И так низко, что можно было почувствовать и увидеть капельки пара.









Последняя ночевка у реки возле с.Черга.

Так мы и начали свой путь в сторону дома, без сцепления, аккумулятора, и практически без остановок.

Алтай нам понравился. Дорога на протяжении всего пути только радовала.( И в России есть хорошие дороги!) Погода была замечательная, солнце пригревало так, что два раза даже поплескались в Катуни, не смотря на ее холод. Люди встречались доброжелательные. Единственное, что огорчило, это поломки фотоаппарата и машины, а так же пропажа мешка с овощами - что мы не иначе как мистикой и не называем. Ну а красоту природы просто так словами не описать. Надо ехать и смотреть своими глазами.Не зря Чуйский тракт входит в десятку самых красивых автодорог мира!