Аргентина. Пингвиний берег

Малообжитые пространства аргентинской Патагонии ошибочно называют пампасами, но пампасы - это красиво и нечто другое, поросшее пучками высокой шелковистой травы, а равнины Патагонии - это скорее степи, или низкотравные прерии.

Мой автобус катил по асфальтовой дороге мимо редких населённых пунктов, одиноко примостившихся в удобных местах. Пассажиры пребывали в лёгкой дрёме, только редкий встречный транспорт понуждал встряхнуться. Я ехала на берег Атлантики, где на холодном побережье шумные магеллановы пингвины наслаждались коротким южным летом. Ведь январь в южном полушарии, это разгар лета.

Маленький городок Трелев любезно меня принял. Последняя точка моего маршрута рейсовым автобусом. А дальше, на самый берег океана, можно попасть только с группой на арендованной машине.

Постоянно дующий ветер теребил волосы, про аккуратную причёску можно было забыть, но я бесконечно её поправляла. Казалось, что ветер сейчас прекратится и станет тихо, но нет, он дует здесь всегда, независимо от времени года и дня. Вечные сквозняки на просторах Патагонии гуляют миллионы лет.

Колония пингвинов из 800 000 особей находилась сейчас у берегов Аргентины, в потеплевшем Атлантическом океане, а в зимние месяцы эти забавные птицы отплывают к берегам Бразилии. 

Одну ночь переночевала в Трелеве, а утром рано за мной пришёл микроавтобус с группой любопытных туристов. И отправились мы к берегу потеплевшего океана на Пунто Томбо (Точка Томбо). Заказ на поездку надо делать заранее, иначе только надеяться на случай как это выпало мне. Разрешения на посещение птичьего берега сопровождающие готовят за два\три дня до выезда.

Пошел моросящий дождь, небо затянуло тучами. Полтора часа грунтовки и вот, приехали. Дождь не заканчивался, и наш водитель одолжил мне свою большую куртку цвета океана.

Деревянные тротуары и дорожки, ограниченные в ширину полосками белых камешков, разбегались по сторонам. Ходить надо только по ним, и я нетерпеливо поспешила по дощатым настилам.

Ой! Вот они! Первых моих пингвинов увидела впереди себя, неуклюже и смешно шлёпающих перепончатыми лапками по тротуару. Их вздёрнутые хвостики бодро шевелились, они оглядывались, а я делала вид, что мне до них нет дела. А этот вид можно было и не делать, так как они давно относятся к людям как к животным сосуществующим рядом, и дела до нас им просто нет. То, что эти «животные», в смысле мы, появляются по утрам и щёлкают объективами фотокамер - не беда, просто у них жизнь такая, фотокамерная.

Гвалт усиливался, пингвинов становилось всё больше. Они пересекали пешеходные дорожки, стояли парами у нас на пути и «целовались». Именно так они проявляли нежность к противоположному полу. При этом их запрещено трогать, гладить, мешать, подзывать, кормить. А очень хотелось.

 

Сумасшедший ветер, что пахнет морем, надувал мою куртку парашютом. Серо-синие волны разбивались вдребезги о скалистые берега, а смелые птицы без содрогания в теле штурмовали их в поисках пропитания.

 

Растут магеллановы пингвины до 50 см., а живут до 30 лет. В год откладывают два яйца и вынашивают в складках живота 42 дня. При этом обязанности по высиживанию птенцов делятся поровну между родителями. Пока один кормится в океане, второй заботится о кладке. Так же и забота о появившихся на свет птенцах распределяется на двоих. Пингвинята рождаются в октябре серыми и пушистыми, постепенно меняя пух на перья. Белый живот, галстук и щёки - признаки взрослой птицы.

Хищные чайки охотятся на неокрепших птенцов, поэтому наилучший способ сохранить потомство - это создавать детские сады, где несколько взрослых нянек стерегут выводок.

Морем пингвины пользуются только для миграций и кормления, а на берегах они живут. Пока дети малые, мать заботливо приносит им рыбу в желудке, а затем отрыгивает в гнезде. Пингвинята в моменты кормления лезут матери в клюв и бешено галдят. Отбиться от них сложно, но наказание такое поведение не предусматривает.

Птицы на кончике хвоста имеют жировые железы, которые они старательно натирают щеками и смазывают перья жиром, чтобы не промокнуть, а оттого хвосты у всех взлохмачены и некрасивы. Глубокие норы в песке служат местом для отдыха. Да и вообще, пингвин - птица медлительная, лежат они почти не шевелясь.

Выход к океану знают все и ходят туда вразвалочку купаться, вернее, кормиться, соблюдая правила дорожного движения со встречными сытенькими. Друг другу не мешают, дорогу уступают, если надо, останавливаются. У кромки скалы стоят какое-то время и смотрят вдаль, будто мечтают о дальних океанах и каменистых берегах. Прыгают «столбиком» в воду друг за другом, невзирая на кипучие волны и непогоду. 

Наблюдать за ними очень увлекательно. Дождь на тот момент закончился и солнышко засияло, согревая промозглую землю. Вдруг один из пингвинов заметил мой голубой ботинок и замер рассматривая. Я тоже остановилась. Тогда он повернул голову вверх и увидел мои синие джинсы. Джинсы вызвали отрицательные эмоции, и он побежал ко мне. Я не шевелилась, а глупый пИнгвин трижды ущипнул меня за брюки и вновь уставился на ботины. Я уж хотела потихоньку уйти, но он двинулся за мной. Тогда я села на скамью и стала ждать. Тут он увидел мою огромную синюю куртку и вообще передумал уходить. Видимо, она была похожа на любимый океан и вызывала приятные ассоциации. Хотя говорят, что птицы видят всё в чёрно-белом цвете.

 

Такое пингвинье поведение было странно. Это равносильно приставанию к морскому льву или киту, чего птицы никогда не делают, а потому всех проходящих мимо туристов сюжет удивил. Спектакль ещё продолжался бы, но подошла другая птица и увлекла за собой любопытного.

 

Пингвины оказались забавными созданиями. Птицы напоминали весёлых и смышлёных гномиков на суровом берегу Атлантики.

Поездка оказалась наполненная впечатлениями. Посещение музея птиц и морских обитателей закончило нашу экскурсию и все мы с массой эмоций вернулись в Трелев. Оттуда мне предстояло ещё несколько дней путешествовать по Патагонии, накапливая знания и фотографии.

Но это уже другая история.