Автопутешествие по трем республикам: Татарстан - Чувашия - Марий Эл

Мы долго думали, куда отправиться в отпуск с 11-месячным ребенком. По итогам сомнений и тягостных раздумий выработался недельный автомобильный маршрут по соседним регионам: Татарстану, Чувашии и Марий Эл. Поскольку маршрут не опишешь в двух словах, всем посторонним мы просто говорили, что едем в отпуск в Казань. И они неизменно задавали вопрос: "В "Икею" или в аквапарк?" Вот вам наша "Икея"!

1. Нолинск: (не)музей Молотова

Мы специально раздробили весь путь на маленькие участки, чтобы Варя не устала, поэтому первым нашим пунктом стал старинный купеческий городок Нолинск, где мы планировали посетить музей В. М. Молотова. Не все знают, что этот политический деятель родился в Нолинске, где и по сей день стоит дом его детства. Владеет домом не кто иной, как внук В. М. Молотова - историк, депутат госдумы, один из первых знатоков «Что? Где? Когда?» Вячеслав Никонов. Но Никонов живет в Москве, а в доме прадеда он поселил директора Нолинского краеведческого музея Зяблецеву Татьяну Юрьевну, чтобы она показывала дом Молотова всем желающим, причем совершенно бесплатно.



На самом деле, это вообще никакой не музей, а просто две мемориальных комнаты. Из экспонатов только несколько предметов мебели, скромная наркомовская одежда да копии фотографий. А еще подарки, которые присылали трудящиеся со всех концов СССР, например, этот таджикский ковер ручной работы.



Экскурсия от Татьяны Юрьевны была весьма незамысловатой. Дима, будучи кандидатом исторических наук, явно скучал. Но она старалась, проявляла все возможное гостеприимство. Узнав, что мы едем в Казань, она радостно оживилась: "Красивый город! Я там была в аквапарке!". Ну что тут скажешь.

2. Уржум: от Молотова - к Кирову

В Уржуме родился еще один советский деятель - С. М. Киров. После его смерти собрались уж было переименовать Уржум в Киров, но решили, что городок не дотягивает своими масштабами до Сергея Мироновича, и не повезло Вятке. Но дом-музей Кирова и величественный Троицкий собор мы уже смотрели в прошлый приезд, поэтому теперь не нашли ничего лучшего, чем сходить на кладбище. Я вот лично люблю кладбища, а в Уржуме оно старинное, с каменными надгробиями, трогательными стихами и твердыми знаками на них. Помимо всяких купеческих жен и дочерей священника здесь похоронен сосланный в Уржум белорусский поэт Владимир Адамович Жилка.



В Уржуме мы остановились на ночевку в гостинице "Утро" прямо напротив собора. Колокольный звон над ухом с утра - что может быть прекраснее.

3. Вятские Поляны - ПаПаШа городов русских

В дороге Варя спала, и так сложилось на все время путешествия: первый сон она спит в машине, а на второй мы укладываем ее в гостинице. По приезду в Вятские Поляны мы сразу же отправились в Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина. Георгий Семенович Шпагин - советский конструктор-самоучка, во время Великой Отечественной войны он создал пистолет-пулемет Шпагина - узнаваемое оружие с магазином, похожим на консервную банку. Именно с ППШ изображены советские солдаты в любом фильме про войну и на любом памятнике (кроме тех, где они с символическим мечом), и не зря: этот пистолет-пулемет оказался настолько удачным благодаря простоте изготовления и надежности, что его окрестили оружием Победы, а сами солдаты ласково называли "папашей".

В 1941 году Шпагин с семьей (у него была жена и четыре дочери) был эвакуирован в Вятские Поляны, чтобы наладить выпуск ППШ на Вятско-Полянском машиностроительном заводе "Молот". Домик, куда поселили Шпагиных и которому сейчас уже более 100 лет, казался слишком неказистым и маленьким для кавалера трех орденов Ленина, но экскурсовод заметила, что обычно эвакуированные жили в бараках в гораздо худших условиях, а у семьи Шпагиных был отдельный дом у самой реки. Экскурсия по музею была очень содержательной, хотя, казалось бы, о чем рассказывать в четырех комнатушках! А после экскурсии мы зашли в лазерный тир при музее. Я сделала 10 неожиданно метких выстрелов из настоящего ППШ, изготовленного в Вятских Полянах в 1944 году. Конечно, если бы я стреляла из оригинального ППШ, меня бы отдачей снесло в реку, но мое оружие было переделано на лазерное, так что никто не пострадал, даже мишень.


После обеда мы заскочили в Музей головных уборов народов мира "Дом Шляп". Это современный музей, созданный в 2016 году предпринимателями Валерием Смолюком и Олегом Уваровым, которые в ходе кругосветной экспедиции "Hat Master" посетили около 40 стран и привезли более 700 самых разных головных уборов. Сдуру мы взяли аудиогид, но он вкрадчивым голосом с нотами благоговения про каждую шляпу рассказывал ее историю, применение и сакральный смысл. Конечно, музей сделан очень красиво и интересно, но надо быть настоящим фанатом шляп, чтобы рассматривать здесь каждый экспонат.



Еще в Вятских Полянах мы прогулялись по набережной Вятки, дошли до того самого шпагинского завода "Молот" (там ярко разрисованный забор) и посмотрели деревянную Церковь Михаила Архангела 1728 - 1733 гг.

4. Иннополумарафон

Утром сразу после выезда за пределы Вятскополянского района и заодно всей Кировской области дороги стали лучше, села веселее, появилось больше всякой живности (овечек, козочек, гусей) и бросились в глаза мечети в каждой деревне. В одном месте в обычной придорожной роще были побелены все деревья! Указатели стали дублироваться на татарском, а некоторые вообще не были переведены на русский, например, многочисленные "хәерле юл!" - счастливого пути. В общем, ехали мы и удивлялись, чувствуя себя как будто и не в России, и в итоге приехали в Иннополис.

Иннополис был основан в 2012 году как некий город будущего для IT-специалистов. Над проектом трудились модные иностранные архитекторы. Построили технопарк, университет, студенческий кампус, спортцентр, детский сад, школу, медицинский центр и жилые здания. Местный технопарк выбрали своей штаб-квартирой 150 компаний, среди которых "Яндекс", "Сбербанк Технологии", "Тинькофф" и другие. Здесь все с приставкой "инно", судя по официальному сайту города. Особенно порадовало слово "Иннополумарафон". Именно в формате иннополумарафона мы и осмотрели Иннополис, потому что резко пошел дождь. Конечно, все выглядит цивилизованно, но есть еще ощущение недостроенности и пустоты.


5. Казань без аквапарка

В Казани мы были по нашим меркам долго - целых 3 дня. Мне очень понравилась новая набережная озера Нижний Кабан и вообще этот приозерный район, где мы как раз жили. По легенде, в озере Кабан обитает дракон Зилант, который охраняет сокровища казанской царицы Сююмбике. Зилант - символ Казани, он изображен на ее гербе и флаге. Он часто встречается в оформлении города, и каждый раз эта находка по-детски радует.



Мы побывали на улице Баумана, в мечети Кул-Шариф, на Кремлевской набережной, поднимались на колокольню Богоявленского собора. Заходили в Музей истории государственности Татарстана, где в интерактивной форме рассказывается вся история казанских татар, начиная с глубокого прошлого, когда еще в этих местах бегали кочевники, и кончая светлым Татарстанским настоящим.


В городом одиночестве (Дима с Варей не заинтересовались) я сходила в Музей чак-чака, где рассказывают не только про сам чак-чак, но и про связанные с ним традиции, ведь он был свадебным лакомством. Посещение музея чак-чака - это интерактивная лекциея про быт и культуру татар с демонстрацией разной утвари и чаепитием.

И под конец нашего пребывания в Казани мы решили заехать в Храм всех религий. Ничего более странного я в своей жизни не видела! Снаружи это сооружение, построенное художником Ильдаром Хановым и его семьей, выглядит интересно. Но, оказалось, мы в корне не поняли идею. Мы думали, что это храм, где можно молиться представителям разных религий - каждому под своим куполом. В действительности это музейно-выставочное пространство, а также место проведения мероприятий. Изнутри видно, что здание построено из всякого мусора, местами там даже неприятно находиться!



6. Свияжск: град на острове стоит

Остров, покрытый куполами старинных церквей, ни с чем не спутаешь. Сам Пушкин признал, что именно таким он представлял себе остров Буян, а Пушкин, как известно, - наше все. Город-крепость на холме на берегу реки Свияги был срублен войском Ивана Грозного как база для взятия Казани. Казань пала, город разросся, потом, наоборот, стал терять свое значение. В 30-е годы в Свияжске была образована исправительно-трудовая колония, вошедшая в систему ГУЛАГ. В 1957 году при постройке плотины Жигулевской ГЭС уровень воды поднялся, и город превратился в остров, существенно уменьшившись в размерах. Но именно благодаря оторванности от большой земли Свияжск сохранил свою атмосферу старины. Сейчас население острова-града - около 250 человек, островок соединили с берегом дамбой и сделали туристическим местом.



Свияжский собор иконы Богоматери "Всех скорбящих радость" очень похож на уже упоминавшийся Троицкий собор в Уржуме. Рядом находится деревянная Троицкая церковь - единственное здание, сохранившееся на острове с докаменного времени. На острове было еще несколько церквей, но им не удалось пережить советский период. Их фундаменты были специально оставлены как своеобразные памятники. А еще в Свияжске есть множество развлечений для туристов: ярмарки, стрельба из лука, фотографирование с соколом, чеканка монет и прочее. А дома немногочисленных местных жителей очень разные: как шикарные кирпичные особняки, так и старые деревянные завалюшки.



7. Мокры: бетонный василиск

Путь из Свяжска в село Мокры был тернистым и показался бесконечным: навигатор повел нас через чувашские поля и деревни, по ухабистым, ямистым и извилистым дорогам (это вам не богатый Татарстан). Зато сооружение, ради которого мы сделали огромный крюк, оказалось действительно грандиозным! Мокринский железнодорожный мост был построен в 1918 году. К моменту завершения строительства он был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением. В войну мост был объектом стратегического назначения, немцы искали его, но не нашли (хотя попробуй такое спрятать). Мост не работает с 1986 года, в километре севернее — новый функционирующий ж/д мост. Мокринский железнодорожный мост в цифрах: высота — 30-34 м, ширина — 4 м, длина всего виадука — 1200 м. 16 бетонных столбов образуют 15 гигантских арочных пролетов.



Сейчас мост привлекает любителей роуп-джампинга, фотографов и... козлят. Они веселой гурьбой друг за другом прыгают с основания первой арки.



8. Чебоксары: тракторы на Волге

В Чебоксарах нас ждал необычный отель, расположенный в действующем маяке. Из панорамного окна нашего номера открывался шикарный вид на набережную.



Но мы приехали в этот город ради Музея трактора, куда и отправились с утра. Самое интересное там - зал с настоящими тракторами разных времен. Они так весело выкрашены, что похожи на игрушки. А главное, во все можно залезать и фотографироваться!



9. Деревянное кружево Козьмодемьянска

Мы уехали от чувашей и приехали к марийцам, теперь таблички вдоль дороги на марийском, а национальный узор, украшающий их, практически такой же, как и чувашский. Город основан в 1583 году. По легенде, сам Иван Грозный в День святых Козьмы и Дамиана указал, где надо строить крепость. Первыми поселенцами Козьмодемьянска стали стрельцы. Сохранилась часовня 1697 года, носящая название Стрелецкой башни, построенная в память успешного похода на Азов. Между Козьмодемьянском и Васильсурском ведется спор по поводу того, какой из этих населенных пунктов стал прообразом описанного в романе «Двенадцать стульев» города Васюки. В честь этого в городе есть музей Остапа Бендера и скрывающийся среди жилых домов памятник стулу, а также проводится ежегодный фестиваль "Бендериада".

Но нашей главной целью в Козьмодемьянске был Этнографический музей под открытым небом. Здесь собраны подлинные деревянные строения, подлежавшие затоплению при образовании водохранилища. Конечно, этот музей не дотягивает до масштабов Музея деревянного зодчества в Костроме и Витославлицах, но тоже интересно, причем с марийским колоритом. Меня больше всего удивило, что в крохотной избе позапрошлого века с земляным полом, топившейся по-черному, семья жила вплоть до 70-х годов. Понравилась коллекция марийских нарядов. А особенно приятно то, что музей содержится в образцовом порядке: разбиты клумбы, покошена травка, поставлены качели, оформлены фотозоны.



Но самый главный музей Козьмодемьянска - это его улицы. В конце XIX - начале ХХ веков местные мастера создавали для козьмодемьянских лесопромышленников настоящие шедевры деревянного зодчества. Такого обилия богатой резьбы я не видела нигде! Но, к сожалению, многие из таких шикарных домов сейчас заброшены, несмотря на таблички об их исторической ценности.



10. Замок Шереметевых в Юрино: роскошь среди поволжских лесов

Наутро мы переправились через Волгу на пароме и, приехав в Юрино, припарковались у входного портала, который настолько грандиозен, что я сначала приняла его за сам дворец. А дворец просто изумителен! Замок был построен представителями одной из ветвей рода Шереметевых. Он задумывался как хранилище семейных коллекций. Часть коллекции попала в музеи, часть утеряна. Замок строился с 1874 по 1915 гг. Материалы роскошные: колонны из итальянского мрамора, камень с подножий вулкана в Помпеях, мореный дуб. Каждая деталь продумана. Знали бы инициаторы такого грандиозного замысла, что они строят не родовой замок, а будущий санаторий! Потом он был долгое время заброшен. Сейчас здесь музей и гостиница, реставрация внутренних помещений еще ведется. Зато эти неотреставрированные залы помнят своих первоначальных владельцев!



11. Йошкар-Ола: город-Диснейленд

Последний пункт нашего путешествия - Йошкар-Ола - оставил неоднозначные впечатления. Разве не странно в начале 2010-ых строить в центре города кремль? Разве не странно делать в центре марийской столицы набережную Брюгге с псевдо-средневековыми европейскими пряничными домиками? Вся эта йошкар-олинская пестрота вначале забавляет, потом от нее устает глаз и хочется провалиться в какую-нибудь яму. Родную, русскую (или даже марийскую) черную яму.



Йошкин кот!