Бразилия. Чем занимались магнаты в период каучуковой лихорадки

Предыдущая часть - Как живёт Манаус

Следующая часть - Подготовка к плаванию по Великой реке

С оперным театром, что на  фотографии ниже, связана удивительная история любви. Её я знала задолго до посещения Бразилии, и как-то подсознательно, а может быть осознанно стремилась именно сюда, в столицу штата Амазония. Мне хотелось увидеть многое, плюс ко всему здание театра, чтобы в той волнующей истории больше не оставалось вопросов.

Оперный театр открыт в конце 19 века, во времена каучукового бума. 

Именно здесь произошла трепетная история отношений. Я запомнила её надолго. Событие не связана с путешествиями, поэтому читать её или нет каждый решит сам, но мне она кажется занимательной. 

***

Апрель 1947 года. Джузеппе Лаццо - прославленный бас нью-йоркской Метрополитен оперы потягивал сок на террасе отеля в Рио.Турне по Бразилии заканчивалось через четыре дня. Триумф близок Гонорары обещались баснословные. В этот момент в дверь постучали, прервав приятные мысли. 

Маленький человек в шляпе представился импресарио оперного театра Манауса. Выглядел робким, но был настойчив.Неприятный свистящий голос настораживал и резвл слух. Предложение оказалось невроятным. 

Шесть концертов в оперном театре Манауса за $20 000! Вдвое больше, чем за всё турне по Бразилии. Мысли путались. манаус. Город на Амазонке, хаброшенный, пользующийся дурной славой, жертва каучукового кризиса. Как может захолустный театр предложить вдвое больше, нежели все богатые города Бразилии вместе взятые? В подтверждение своих слов человечек вытащил пачку зелёных банкнот, половину гонорара, и передал певцу. Отказаться тот не смог. Условие было одно - не задавать вопросов, что бы не случилось. 

Странная история. Никто из друзей не знал манаусского импресарио. Но $20 000!

Через четыре дня певец в назначенное время был в аэропорту. Двухместный частный самолётик взял курс на Манаус. Пилот оказался немым. Попытка переговоров не удалась.

В Манаусе ожидало такси. Жалкий отель. Тревога переросла в страх. Никто не знает, что он здесь, в этом печальном городе. Оперный театр больше похож на руины. Афиш о его концертах нет. Что это значит? Злость кипела.

 
 - Сегодня театр такой

По возвращении в холле отеля ждал импресарио, который увёл певца в номер, не дав разгореться прилюдному скандалу. А уже здесь потухшим голосом объявил, что он соврал. Выступление будет происходить не в опере и, вообще, концертов будет не шесть, а всего... один.

Взрыв негодования у Лаццо. 

- Один концерт за $20 000! Что Вы от меня хотите?

- Ничего. Будете только петь, - и передал список арий из репертуара певца.

Лаццо онемел. Ему что, всё это снится? Голос импресарио вернул к реальности. Вторая часть гонорара в $10 000 легла на стол.

- Завтра в восемь вечера придёт машина.

Ночь прошла без сна. Что может за этим скрываться? Никакой Карузо столько не получал! Его парализовал страх. Как выбраться из этого Манауса?

Машина пришла в восемь вечера следующего дня. За рулём американского лимузина сам импресарио. Лаццо покорно сел рядом. Он уже почти не сомневался, что это похищение. Автомобиль выехал из города и помчался по бездорожью джунглей. Певец серьёзно пожалел о случившемся. Через час остановились у высокого деревянного барака, и импресарио впервые улыбнулся. У артиста вспыхнула надежда. 

В здании стояла темнота. Лабиринт из коридоров и лестниц. А вот и кулисы! Занавес! Настоящая сцена в свете пожекторов, рояль. Седовласый аккомпаниатор сухо представился, появившись из-за кулисной темноты. Десять минут на подготовку.

Ясных мыслей не было. Лаццо чувствовал себя по другую сторону человеческой логики. Для кого он будет петь? Кто заплатил $20 000?

 
 
- Задняя стена нынешнего театра Амазонас

Подняли занавес. В зале полный мрак. Певец оцепенел. Аплодисментов нет. Неужели концерт перед пустым залом? Едва уловил скрип сидений, шелест платьев и сдерживаемое покашливание. Почему зрители не позволяют себя увидеть? За весь концерт ни единого хлопка, но тишина была почтительной. Контакт с призрачной аудиторией был налажен и хотелось превзойти самого себя. Лучше он никогда не пел!

Через полтора часа занавес опустили. Маленький человечек со скрипучим голосом был бесконечно благодарен и тронут. Долго жал руку.

***

Через много лет открылась невероятная правда. Лаццо рассказал эту историю врачу из Манауса, а тот поведал, что в двадцати километрах от города есть деревня. Никто не осмеливается туда войти. Деревня прокажённых. Он пел для них. А импресарио, видимо, милионер, каучуковый магнат, и лдна из слушательниц была ему бесконечно дорога.

Сейчас оперный театр, это не руины 1947 года. Роскошное отреставрированное здание увенчано расписным куполом. Рядом на площади играют дети, на лавочках пенсионеры почитывают прессу. И совсем всё не так мрачно, как показалось Лаццо.

С середины 19 века театром занимались каучуковые магнаты. В своей амбициозности творили невероятные вещи. Интерьер представлен был лучшими европейскими картинами, в наилучшем гобелене, с хрустальными люстрами в позолоте.

- Чёрный вход театра

На сцене Амазонас танцевала Анна Павлова, пел Карузо, играл Венский Симфонический оркестр музыку Штрауса, а это, возможно, лучшая классика.

Ещё тот был театр, а вместе с ним и город, пока британцы не вывезли семена гевеи и не засадили плантации своих колоний в Индокитае. Через 15-20 лет более дешёвый каучук пошёл по миру оттуда. Резина перестала быть дефицитом. 

Дальше больше. Плантации перекинулись в ЮВА. Густонаселённые азиатские страны выдавали огромные объёмы каучука благодаря дешёвой рабочей силе. Бразильский ластик упал в цене. В Амазонии магнаты замучились выискивать в джунглях индейцев, кто бы работал на них. Народа во время бума загнали массу. Племена индейцев уходили вглубь Амазонии, скрываясь от плантаторов. Ведь рабочие отказались работать на гевее за копейки и разбежались кто куда. Вслед на ними богачи покинули город. Манаус пришёл в упадок.

Гевея очень интересное дерево. Оно не особо выделяется размерами, но по своей надобности бесценно ещё со времён древних индейских цивилизаций. А всё благодаря удивительным свойствам её сока. Если слегка надрезать ствол, как тут же белый сок потечёт по коре. Кончиком мачете прикоснёшься и тянешь ниточку за собой 10 или 20 метров, а латекс не рвётся, становится упругий и гибкий, но намертво не застывает. Каучук в готовом виде.

И кто бы мог подумать, что столь несметное богатство региона в какой-то момент перестанет приносить баснословные деньги дельцам?

Давно минули те времена расцвета и последующего запустения. Город воскрес и вырос. Благодаря реставрации, сохранились старинные особняки. Особенно рада за действующий до сих пор театр, ведь в середине 19-го века по морю его перевезли частями из Франции на Карибское побережье, затем вверх по Амазонке в бразильские леса. Восстановили Амазонас в точности, каким он стоял в Париже, только название дали своё. Каучуковые дельцы способны были на невероятные поступки, а потому отдать #20 000 за концерт для любимой ещё не самый безумный случай.

Такова история театра в неразрывной связи с каучуковой лихорадкой.

Продолжение будет