Дорога мечты. Самые красивые дороги в мире
Могли бы вы предположить, что на высоте вершины Эльбруса, есть асфальтированная дорога?! В погоне за приключениями, космической красотой, необыкновенными пейзажами и адреналином мы отправились в путь через горные перевалы из Манали в Ле по дороге, которая большую часть года закрыта из за погодных условий и считается одной из сложнейших и красивейших дорог на планете.
О дороге
Гималаи- высочайшая горная цепь планеты, и именно там, на севере Индии по безлюдным местам, среди величественных гор, проходит дорога мечты. Ее протяженность 470 км. Приблизительное время в пути 22-32 часа. Путь проходит через перевалы : Рохтанг Ла (3978 м), Баралача Ла (4892 м), Лунглача Ла (5059 м), Тагланг Ла (5325 м) и равнину Мор — плато длинною около 100 км на высоте выше 4000 м.
Открыта всего несколько месяцев в году с середины июня по сентябрь- октябрь. Часто дорогу засыпает снегом или случаются камнепады и путники ждут от пары дней до недели, когда перевал откроют и смогут продолжить свой путь.
Подготовка и предостережения:
Проехать по этой дороге на мотоцикле мы решили в конце октября, когда сезон уже подходит к концу, а точнее уже закончился . Окружающие нас люди крутили пальцем у виска и говорили « Куда вы едете? Вы просто сумасшедшие! Там же дико холодно. На прошлой неделе один европеец вернулся с отмороженными пальцами, развернувшись на пол дороги». Но мы подумали и решили , что европейцы не русские и понятие о жутком холоде у каждого свое.
Но все таки взяли на заметку всеобщие предостережения и купили по олдскульному горно-лыжному костюму как из 80-х. для тепла. В таких скафандрах не страшен ни мороз ни ветер.
Зная, что нам наверняка придется форсировать реки мы долго ходили искали теплые непромокаемые ботинки, чтобы ноги оставались сухими и не мерзли. Единственное что могу сказать , в Индии сложно найти обувь 46 -47 размера. Поэтому купили коримат и из него с помощью скотча склеили «дутоши». Космические ботинки, как я их называла. Они защищают от ветра и поддерживают микроклимат.
Следует так же учесть, что в больших горах погода быстро меняется, поэтому за пару недель мы начали собирать информацию, чтобы ориентироваться по температуре и осадкам отслеживать погоду на разных сайтах, один из лучших snow forecast. Можно отследить то как двигаются циклоны.
Костя купил маленький компактный ( велосипедный) насос, уже давно были запасены необходимые детали, запасная камра, заплатки, запасные спицы, шланги, ручка сцепления и прочее, на тот случай , если что-то в дороге сломается. Ведь там нет сервисов и мастерских. Есть в сезон несколько придорожный шиномантажек, но на них надежды мало, а в то время когда мы ехали — вообще ни одной не видели.
Мы взяли с собой палатку, пенку и теплые спальники — все для автономного пребывания и жизни в «диких условиях», тк из отчетов других путешественников поняли что в середине — конце октября уже не будет никаких палаточных лагерей, сезон официально считается закрытым. Купили еды на неделю: лапшу, овощи , яйца, шоколад и фрукты и взяли с собой газовую горелку.
За пару дней до трипа приехали в деревню Вашишт, в 15 км от Манали. Тут есть горячие источники. Отсюда мы начинаем свой путь.
Первый и пожалуй самый сложный перевал Ротанг, высота 4000 м. Раннее утро и вокруг очень холодно. Туристов, которые приезжают сюда на джипах, пофотографироваться со снегом мало. Солнце палит во всю, погода ясная и солнечная.
Сложность заключатся в том, что на перевал ты заезжаешь по почти идеальному асфальту, а вниз спускаешься по разбитой грунтовке. Как камни упали на дорогу так они и лежат. Небольшие ручейки размывают дорогу и превращают пыль в вязкую грязь. На маленькой скорости байк сложно контролировать, на узкой грязной дороге приходится разъезжаться с рейсовыми автобусами и фурами.
Настроение бодрое и веселое.
Дорога сложная, не дает расслабиться. Все время чередуется асфальт и грунтовка.
Недалеко от перевала расположен крупный город Кайлонг. Мы приехали в обед. Покушали и поняли что у нас еще полно светового времени и мы можем двигаться дальше.
Заезжаем на заправку. Видим указатель о том что следующая заправка будет через 375 км, этот момент мы продумали у нас с собой есть конистра на 5 литров , да и бак у байка на 20. Такого количества даже при самых нереальных расходах должно хватить.
Проехали еще пару малюсеньких деревень, на большинстве домов ставни закрыты, а на дверях весят замки. Сезон закончился.
Проезжаем КПП , у нас спрашивают паспорта и цель визита. На смеси английского и хинди чувак, который записывает наши данные объясняет, что дальше совсем ничего нет, ни отелей ни деревень. А палаточные лагеря- кемпинги, в которых можно было заночевать в сезон уже сняты и разъехались. Там только камни, скалы, ветер и температура ночью около -10 градусов. Меня пугало только то , что ночью будет нереально холодно, все остальное мне наоборот нравилось.
У нас с собой есть палатка и теплые вещи, мы не долго раздумываем и едем дальше. Пока солнце еще высоко и мы мчимся по дороге. Проедем сегодня столько сколько успеем до захода солнца. Посмотрели карту наметили доехать до Зин зинг бара. Название весьма странное. В переводе это означает бар дзынь дзынь «Рыгальня у дороги, где можно съесть лапшу и где водители дальнобои затариваются выпивкой. На крайний случай там можно и заночевать. Бар значится как населенный пункт , который есть на политической карте Индии. Потому, что на много километров вокруг нет ничего живого.»
Добрались до населенного пункта, ожидая увидеть хотя бы маленькую деревню, все что мы увидели- одиноко стоящий дом. И большой палаточный лагерь, а рядом корпуса — это армия. Они нас к себе не пригласили и мы решили попытать счастье вписаться в дом. Но дом был закрыт, хозяев не было и тогда мы поставили палатку во дворе.
Как только солнце зашло за горы и мы погрузились в тень стало пронзительно холодно. И я начала разговаривать с собой, уверять себя, что вроде бы не холодно и я не мерзну и действительно сработало. Через некоторое время я согрелась. Мы пили чай и смотрели как появляются первые звезды. Вокруг тишина. Тьма вокруг непроглядная, а время всего то чуть больше 7 вечера.
Мы заночевали в самом сердце гималайского хребта, из космоса ( с карты google earth ) это выглядит потрясающе. Самые высокие горы на планете и мы, две маленькие песчинки среди них, в самом сердце заснеженного хребта.
На ночном небе сияют звезды. Сначала мне показалось, что это облака, а это был млечный путь, невероятно яркий и четкий. До звезд казалось можно дотронуться рукой. Мы стали к ним ближе , высота 3800 м.
Впереди холодная, долгая ночь.
На высоте сон тревожный, одноместная тесная палатка, но зато мы не замерзли.
Встали утром, вода в канистре превратилась в глыбу льда. На улице свежо. Мы бодро собираемся, пьем чай, завтракаем.
Четкого плана нет. Состояние дороги непредсказуемое. Поэтому что-то загадывать сложно и даже глупо. Решили проехать столько сколько получится. Ночевки в горах нас более не пугали.
Отправились в путь, день второй. И именно сейчас начались настоящие чудеса. Пейзаж начал меняться. Никаких городов, светофоров и многоэтажных домов, все это осталось в прошлом, нет ни деревень, ни магазинов, не животных и людей. На высоте выше 3500 м закончились деревья. Мы едем по извилистой дороге и на много километров мы одни, только редко- редко на дороге можно встретить одинокую фуру. Никого. Ни машин ни тем более мотоциклов. За всю поездку мы видели только один или два мотоцикла и то не далеко от Ротанга , скорее всего он просто по местности катался, больше таких сумасшедших как мы не было.
Вокруг начало творится что-то нереальное. Огромные песчаные скалы. Словно песочные часы в которых застыло время. Узоры похожие на лица людей и животных высеченные ветром на склонах.
Пейзажи , которые потрясают воображение. Ощущение будто мы находимся на другой планете. Безлюдной, пустынной, но невероятно красивой.
Дорога не дает расслабится, кочки, повороты, слева скалы справа обрыв и нет никаких ограничителей по краям дороги. Иногда асфальт совсем плох, иногда его нет.
Едем вперед, глазеем по сторонам.
Выехали на длиннющее плато долины Мор. Удивительные виды, я сажусь за руль мотоцикла. Прямая идеально ровная дорога и длинные лучи ложатся на горы очень мягко.
Адреналин. Мотоцикл — Потрясающее средство передвижения. С такой махиной сложно справится. И чувство эйфории , когда ты чувствуешь, что ты и байк одно целое.
Уже в сумерках достигли деревни. Солнце еще не зашло, а уже невыносимо холодно, злой колючий ветер, поднимающий песок. Песчаные бури. Впереди 20 км по грунтовке, а за ними самый высокий перевал 5300 м. Мы решили отложить это до завтра , а сейчас заночевать хоть в каком то убежище. Зашли в каменный домик, напоминающий сарай и попросились на ночлег. грели замерзжие руки и ноги у газовой горлки. Хозяин угощал нас чапати и чаем. Даже предлагал отведать риса.
А я пыталась накормить нашего хозяина папаей и бананами. Фруктами которые наверно большая редкость для здешних мест.
Хозяин сказал что сезон уже закончился и что через пару дней и он поедет в Лех.
Мы неплохо устроились. Высота 4800 м. дает о себе знать, ну и место для ночевки, тут ночами все -20. В каменном сарайчике. Над входом в комнату написано » bad», одно окно, заклеенное полиэтиленом, нары и множество тяжелых ватных одеял. Только когда укрывались одеялами из них сыпался песок. Все было в песке. Зато было тепло. Ночью навалилась усталость. Но я все ровно не могла уснуть и всю ночь ворочалась.
Утром мы заметили, что хозяин каменного сарая укрыл мотоцикл одеялом, чтобы байк он с утра завелся.
Укутались, утеплились. И рано утром стартовали. Преодолели второй по высоте в мире автодорожный перевал. Высота 5325 м. Радуемся. Мне хорошо от мысли, что сейчас начнется спуск, будет больше жизни, будут деревья и легче будет дышать.
За ночь совершенно не выспалась. Чувствовалась высота.
Проезжаем еще пару деревень, состоящих из нескольких домов. В деревнях ступы. Ступы у дороги и на гребнях гор. Скалы вокруг багровые. Острые как зубья дракона.
Дорога дальше почти везде идеальная. Доехали до первой заправки, о которой упоминалось выше. В баке еще плескался бензин. Мы въехали в Ладакх.
Провели несколько дней в Ладакхе, заехали на самый высокогорный автомобильный перевал на планете, расположенный недалеко от границы с Китаем, высота перевала около 5600- все вокруг покрыто слоем снега, холодно.
Посмотрев прогноз поняли, что нам срочно нужно выдвигаться назад, тк погода начинал портиться и перевал могли закрыть уже окончательно. Поэтому решено было выезжать на следующим утром еще до рассвета.
Выехали еще было темно. Пустые улицы и температура воздуха не выше нуля.
Упали в лужу с мотоцикла ровно в шесть утра
Костя решил притормозить перед лужей, а вода перед ней застыла на дороге тонким слоем льда, мотоцикл занесло, Костя быстро среагировал, но все произошло так быстро и так неожиданно, я даже не успела испугаться. Нас спасли наши рюкзаки и защита байка на которой мы и скользили, когда мотоцикл был уже на боку. Никто не пострадал. Но мы были абсолютно мокрые, все наши чудо скафандры промокли и обувь тоже. Вещи моментально покрылись ледяной коркой. Мы переоделись, замотались спальниками, на ноги одели шерстяные носки , тапочки и намотали несколько слоев пакетов.
В семь утра мы будили заправщика, потому что заправка еще была закрыта. Разбудили. Заправились и стартанули, впереди было еще 370 км.
Первый перевал как раз был самым высоким и самым холодным. Солнце еще не показалось из за гор, хотя уже стало светлеть, нам было просто жутко холодно. Действительно, согревала только одна мысль.. «Что когда стоишь на остановке, ждешь троллейбус, переступая с ноги на ногу и тебе невыносимо холодно.. И вот ты слышишь вдалеке долгожданное побрякивание, видишь согревающий свет его фар и когда заходишь в теплый нагретый салон – ты счастлив» вот с этой мыслью становилось теплее.
Мы гнали, ехали гораздо быстрее и увереннее, чем по дороге в Ле. И к обеду преодолели уже половину пути.
Что самое странное, на что я обратила особое внимание, что дорога туда и дорога обратно- это совершенно две разные дороги, что по эмоциям, что по визуальному восприятию.
Солнце теперь светит не в спину, а слепит в глаза. И мы едем дальше.
На одном из перевалов был достаточно опасный момент. Мы выезжали из- за поворота и видим лед. Оба понимаем, что если сейчас нажать на тормоз байк снова занесет, а скорость приличная. Костя снова среагировал очень четко, он аккуратно проехал ледяной участок. Нужно заметить, что это было очень опасно, тк никаких ограждений, бордюров на дороге нет. Там просто обрыв метров 200 и скалы.
Оказавшись в Кайлонге мы выдохнули, безумный и тяжелый день подошел к концу. Мы просто жутко устали. Физически и морально вымотались. Дорога для нас стала настощим испытанием.
Уже на следующий день вы до обеда вернулись в Манали. Преодолев одну из самых красивых и опасных дорог на Земле.
Читайте также
Будет интересно
3 февраля 2023
4 431
1 сентября 2022
664