Две стороны одной Поднебесной

Все началось с желания выйти из зоны комфорта и попробовать путешествие совершенно одной, что для меня было абсолютно взаимодополняемо.
В Китай я планировала поехать не раз, постоянно изменяя маршрут и сменяя предполагаемых попутчиков, но часто бывает так, что что-то невзначай, откладываемое на потом, просто ждет своего часа. Как например недочитанная книга, к которой ты возвращаешься в нужный момент твоей жизни. Видимо поездка в Китай также была приурочена к пику рутины на работе и однообразия в жизни.
В Азии я не была ни разу и мне казалось, что Пекин - это именно тот город, который вобрал в себя весь восточный колорит и на котором как нельзя лучше отпечаталсь многовековая, захватывающая история Китая.

Пекин


Всем знакомо это чувство: запах нового города, новой страны, ощущение начала и приключений стоит тебе только выйти из аэропорта. Штамп в загранике, чемодан в руке и вот, вобрав в себя первые глотки воздуха встречавшей столицы, условные чувства о неизвестном и неожидаемо ожидаемом сменились ощущением какого-то подвоха. Сев в такси к беззубому китайцу, от едкости спертого воздуха в машине чуть ли не слезились глаза, но открыв окно и направляясь в глубь города, дела становились все хуже и хуже...

В Пекине концентрация мелких частиц — тех, что способны проникнуть в легкие и в кровеносную систему — во вторник вечером достигла 505 микрограммов на кубометр. Безопасный уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, равен 25.

http://inosmi.ru/world/20140226/217937781.html

Помимо незабываемого "омбре", первое с чем сталкиваешься (или столкнулась я) - это отсутствие центрального отопления (а ноябрь здесь ничем не усутпает московскому) и запрет на наши частопосещаемые соц. сети. 
Хоть и локация моего отеля была достаточно центровая (метро Dongsi), местность выглядела весьма криминогенно и послужила бы отличной экспозицией к фильмам о бандах триады.
Обычная китайская еда разительно отличается от "Китайской Грамоты" Рапопорта. Весьма удивительным для меня стал мой китайский завтрак больше напоминавший ужин в хитане. Даже чай был с каким-то странным привкусом, а купленная курага в супермаркете, в самой европейской на мой взгляд упаковке, напоминала личинки главного героя из фильма чужой.

Мне думалось, что китайское метро будет непростым челенджем, но на деле оно оказалось очень легким в использовании, но стереотипно переполненным.
В Храме Неба больше поражает не сам комплекс монастырей, сколько спортивная деятельность китайцев: сотни людей с утра в будний день массово практиковали цигун, танцевали, играли в бадминтон, делали зарядку, занимались на спортивной площадке, самые ленивые длинной колонной играли в карты и какие-то местные настольные игры. Самым умилительным в городе были панды, наблюдая за которыми задумываешься не стоило ли все-таки поехать волонтером в Сычуаньскую область?

По счастливейшему стечению обстоятельств в мой первый полноценный день в Пекине оказалась горячо мною любимая мамина подруга, которая уже 10 лет работает с одной китайской франшизей, по совместительству одним из моих любимых брендов. Вместе с ее коллегой-подругой и их водителем китайцем "Юрой" мы собирались пойти в ресторан, заранее мною выбранный из передачи "Еда, я люблю тебя" как ресторан с лучшей уткой по-пекински (ну как же без нее?), но как со мной часто случается, именно этот ресторан оказался "лимон" (в переводе с русского языка Юры на наш русский язык "на ремонте"). Слепо и отчаянно доверившись совету Юры, мы отправились в выбранное им место (в сердцах надеясь не попасть в какую-нибуль лапшичную лавку его друга) и безапеляционно могу сказать, что, если вы хотите попробовать лучшую утку по-пекински, то смело можете обращаться за советом к Юре, который очень не хотел, чтобы мы брали визитки этого ресторана для рекомендации, и как следствие, обнародования его локации нашим друзьям и знакомым. Такая коммерция! :) Далее по плану стоял знаменитый ночной рынок Дунхуамэнь, где готовят летучих мышей, скорпионов и прочие прелести китайской фауны, но возможность дышать, чувствовать рядом с собой китайцев, говорящих на английском и наслаждаться порцией джин тоника быстро стерли идею о зловонном рынке. Ну ладно, чтобы выйти из зоны комфорта иногда стоит ее ощутить :)
Если бы моя жизнь делилась на главы или заголовки, то в тот вечер я бы озаглавила ее как "день, когда я поняла, что человеку нужен человек". Я вернулась в номер с очень смешенными чувствами и мыслями… И пользуясь случаем хочу сказать: "Аннушка и Тинико, если Вы читаете меня, тот вечер я вспоминаю с большой улыбкой и огромной теплотой! Спасибо Вам за эти воспоминания! "



Ты не был на китайской стене - ты не был в Китае.


Следующий день был для меня очень долгожданным. Маршрутка, видимо еще заставшая времена Мао Цзэдуна, уносила меня вместе с несколькими туристами все дальше и дальше от столицы и, чем дальше мы уезжали, тем сильнее менялся пейзаж за окном: смог рассеивался, цвета становились ярче и насыщеннее, я видела настоящую осень.
Через несколько часов, я уже смотрела в окно из небольшой кабинки, которая медленно поднимала меня по канатной дороге все выше и выше, но с каждой минутой видимость становилась все хуже и хуже и вступив на подмостки Великой Китайской Стены, меня ожидал очень неоднозначный сюрприз: это был непроглядный туман. Ровно в такой же ситуации я когда-то оказалась на вершине вулкана в Эквадоре, откуда должна была открываться затмевающая панорама на город Кито, но которой я так никогда и не увидела. Если панорамы города для меня никогда не были делом принципиальным, то столкнуться с таким нежданчиком на Великой Китайской Стене по началу было крайне досадным. И уже вернувшись домой и вспоминая свои восхождения, я благодарна за тот облик, в котором она предстала передо мной в тот промозглый, облачныйй день...
Она была не такой как я привыкла видеть ее на проспектах и в тревел пабликах: привычно петляя, она не уходила за горизонт, а наоборот была близорука: неожиданно прекрасна от небольшого участка к участку. Она была мистична, практически безлюдна и очень атмосферна. Такой она была только для меня.
Проведя на ней совсем немного времени, могу сказать одно: эта вещь по праву называется современным чудом света. При любых погодных условиях - это грандиозное сооружение поражает, затмевает и я уверена не может оставить равнодушным…




В последний день я собиралась увидеть то, с чего началась моя история Китая, визитная карточка Пекина - Запретный город. Когда я впервые смотрела "Последнего императора" Бертолуччи, я и представить не могла, что когда-нибудь увижу это вживую. Но на деле никак не получалось сконцентрироваться на по истине величественных дворцах, насладиться ощущением, что я касаюсь кадров из фильма легендарного, любимого режиссера, восторгаться мыслью о том, что вот она - тактильная история, здесь, где раньше ни один смертный не имел права находиться, сейчас нахожусь я… с одной единственной помаркой: сейчас нахожусь я с толпами, сотнями, мне кажется тысячами китайцев перманентно и одновременно неперестающих щелкать затворами фотоаппартов, кричать, перекрикивать и главное харкаться на каждом углу, через каждый шаг…

Меня о многом предупреждали, рассказывали, пугали, советовали, отговаривали. Я много читала, изучала, сравнивала, представляла, но Пекин - это люди, кульутра, еда, жизнь, которую невозможно описать и передать ни одними словами. Не побывав тут самому невозможно понять что это за город и за эти несколько дней я получила от него гораздо больше, чем ожидала: столько абсолютно новых впечатлений от шока до восторга я не испытывала давно.
В моей программе был шелковый и антикварный рынки, шоппинг, чайные церемонии, но я очень насытилась Пекином. Купив новый билет на более раннюю дату, я с нетерпением ожидала моего следующего пункта назначения: острова Хайнань.



Чудо остров Хайнань



Первые ощущения по прибытию на Хайнань из Пекина – это как попасть из чистилища в рай. 3 часа утра, теплый, чистый воздух и не может быть... Я вижу звезды?
В эту ночь я не могла уснуть ни на минуту. Как только рассеивается ночная мгла, я направляюсь на поиски пляжа. Через несколько минут я слышу шум прибоя, через несколько шагов я наконец встречаюсь с ним.
Я никогда не любила море. Но однажды, не так давно, что-то одномоментно изменилось и теперь каждая моя долгожданная встреча летом или зимой, неважно, напоминает мне финальный кадр "достучаться до небес", и первые несколько секунд наполняют меня какими-то очень особыми, ни с чем несравнимыми чувствами. Счастье возможно, когда тебе есть с кем его разделить (с), но некоторые моменты проживаешь и чувствуешь абсолютно иначе, когда ты находишься только наедине с самим с собой…
Перед поездкой на остров, периодически на меня находила паника, потому что на всех метеорологических сайтах погода предвещала грозы и сильный дождь, в то время как информационные сайты позиционировали Хайнань как место, "где более 300 дней в году стоит ясная солнечная погода", а ноябрь - как идеальный месяц для его посещения. Облака, до которых кажется можно дотянуться рукой, заслоняли солнце и действительно начинался небольшой дождь, но даже если бы он пошел стеной ничто не могло изменить состояния полного счастья, наполнявшего меня от "а" до "я". Через несколько минут накрапывающий дождь прекратился, вышло солнце, появилась радуга и остров заиграл другими красками, больше ни разу не намекнув о тучах или плохой погоде.



Часто я очень скучала по семье и нескольким самым близким людям, с которыми очень хотелось разделить многие приятные моменты, но на мое счастье разные часовые пояса и ужасный сигнал интернета дали мне уникальную возможность кажется впервые в жизни остаться тет-а-тет с самой собой. Все общение с внешним миром сошло к минимуму: никаких раздражающих факторов, чужих проблем и навязчивых мнений, ненужной информации, бесполезных переписок и забот - все это на несколько дней я оставила в 7000 км. от себя. Вставая затемно, на несколько часов я оставалась абсолютно одна. Плавая, читая, слушая музыку, звучащую по новому, ни от кого независя. Ближе к полуденному солнцу по кромке моря выстраивалась полоска бесчисленных селфи стиков, состоящая исключительно из китайцев, практически ни один из которых не заходил(а) в море. Количество схаркиваемого вокруг росло в геометрической прогрессии и состояния внутреннего дзена уменьшалось пропорционально возрастаемому гулу уже заглушавшего звуки моря.

До глубины души меня поразил центр буддизма Наньшань. Чарующие своей умиротворенностью буддистские храмы, аромат благовоний и конечно стометровая статуя богини Гуаньинь, обрамленная водами Южно-Китайского моря.





И вот настал тот день, когда пришла пора прощаться. Я улетала со своих Восточных Гавайи в заснеженную Москву. Думаю у каждого человека есть свой рассказ о коротких стыковках и "еле успели на рейс", но то, как я возвращалась домой - отдельная глава моей жизни, как и в принципе приключившийся со мной Китай, разрозненная Поднебесная - мой незабываемый, удивительный опыт.
Я возвращалась тогда, когда уже не терпелось рассказать друзьям о том как это было от начала до конца, сменить гостиничный номер на родной дом и просто погрузиться в привычную, твою среду обитания. В ту самую зону комфорта. Что же происходит, когда ты выходишь за ее пределы? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но теперь я понимаю его намного глубже:

Она становится шире.