Фаллический культ в Таиланде
Фаллос, как объект ритуального поклонения, может вызвать противоречивые эмоции, а между тем – это древнейший символ плодородия, распространенный во многих архаических культах. На территории Южной и Юго-Восточной Азии культ фаллоса с незапамятных времен сопутствовал религиозным верованиям и принимал различные, порой весьма причудливые формы. Их следы можно обнаружить в искусстве Индии, Непала, Бутана, Бирмы, Таиланда и стран ЮВА. Одним из наиболее архаичных среди фаллических культов, считается шиваитский культ лингама, появившийся в Индии в эпоху неолита. Лингам символизирует божественное соитие, объединяющее Шиву с Шакти – его женской творческой энергией, и всегда находится в комбинации с йони – символической вагиной. Однако, в случае лингама, несмотря на то, что в его форме угадывается детородный орган, он всегда остается символом. Иначе обстоят дела в фаллических культах Юго-Восточной Азии, где этот сакральный объект изображается достаточно натуралистично.
Равана вручает атмалингам Ганеше. Из настенной росписи храма в Гокарне (Индия).
Лингамы в святилище Пашупатината (Непал)
Каменные фаллосы в Мандалае (Бирма)
Обратимся к практике использования фаллической символики в Таиланде, где по большей части были собраны фотографии для этой статьи. Как известно, в основной массе тайцы очень суеверны и часто прибегают к помощи амулетов и всевозможных магических средств. Они требуются, в первую очередь, для защиты от духов и улучшения здоровья и благосостояния. Существует обычай вешать на шею детям, в особенности мальчикам, маленькое изображение фаллоса из слоновой кости. Оно выступает в качестве оберега, охраняющего ребенка от дурных влияний. Взрослые носят изображение совокупляющейся пары – «пан мек», которое, как принято считать, поднимает настроение и укрепляет потенцию. На рынке амулетов в Бангкоке удалось обнаружить деревянные фаллосы разных размеров и форм. Некоторые из них имеют глаза и своеобразные лица, иные покрыты рисунками и загадочными письменами.
Рынок амулетов в Бангкоке
Волшебные фаллосы, именуемые «клик», также можно увидеть на прилавках и витринах магазинов, где их держат для увеличения объема продаж. Чтобы клик хорошо работал, ему совершают подношения и кормят фруктами. Считается, что лучше всего для этого подходит клубневый овощ «пхыак», который клик особенно любит. Клик применяется и в монашеской практике, многие монахи распространяют этот амулет наряду с другими буддистскими предметами. Его можно обнаружить в убранстве храмов, и даже известны культовые места, куда специально приходят с целью почтить эту святыню. В Бангкоке есть святилище, посвященное богине плодородия по имени Мэ Тхаптхим («Гранатовая Мать»). Небольшой сад, где находится алтарь богини, весь уставлен детородными органами. Сюда их приносят женщины, обращающиеся к богине с молитвой о потомстве. Если богине придется по вкусу новый клик, и она будет благосклонна, то женщине в скором времени предстоит стать матерью.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
В такие вещи бывает сложно поверить, но при наличии веры происходят самые удивительные явления. В начале девяностых годов прошлого столетия, северо-восточную провинцию Таиланда Исан (в округе города Убон Ратчатхани) захватила массовая «кликомания». Причиной тому была необычная болезнь – мужчины один за другим начали умирать во сне. Сонный паралич, получивший среди медиков название SUNDS – Sudden Unexplained Nocturnal Death Syndrom (Синдром внезапной необъяснимой ночной смерти), в народе был единодушно признан как нападение злого духа. Среди жителей Исана, состоящих преимущественно из этнических лаосцев, этот дух был известен под лаосским именем Даб Тсог и по легендам являлся мужчинам во сне под видом ревнивой женщины. По наставлению монахов, люди использовали для защиты от духа клик и буквально увешивали им себя и свои дома. В целях дополнительной защиты мальчиков переодевали девочками, а мужчины перед сном надевали женские платья и красили ногти, что должно было ввести духа в заблуждение.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
Равана вручает атмалингам Ганеше. Из настенной росписи храма в Гокарне (Индия).
Лингамы в святилище Пашупатината (Непал)
Каменные фаллосы в Мандалае (Бирма)
Обратимся к практике использования фаллической символики в Таиланде, где по большей части были собраны фотографии для этой статьи. Как известно, в основной массе тайцы очень суеверны и часто прибегают к помощи амулетов и всевозможных магических средств. Они требуются, в первую очередь, для защиты от духов и улучшения здоровья и благосостояния. Существует обычай вешать на шею детям, в особенности мальчикам, маленькое изображение фаллоса из слоновой кости. Оно выступает в качестве оберега, охраняющего ребенка от дурных влияний. Взрослые носят изображение совокупляющейся пары – «пан мек», которое, как принято считать, поднимает настроение и укрепляет потенцию. На рынке амулетов в Бангкоке удалось обнаружить деревянные фаллосы разных размеров и форм. Некоторые из них имеют глаза и своеобразные лица, иные покрыты рисунками и загадочными письменами.
Рынок амулетов в Бангкоке
Волшебные фаллосы, именуемые «клик», также можно увидеть на прилавках и витринах магазинов, где их держат для увеличения объема продаж. Чтобы клик хорошо работал, ему совершают подношения и кормят фруктами. Считается, что лучше всего для этого подходит клубневый овощ «пхыак», который клик особенно любит. Клик применяется и в монашеской практике, многие монахи распространяют этот амулет наряду с другими буддистскими предметами. Его можно обнаружить в убранстве храмов, и даже известны культовые места, куда специально приходят с целью почтить эту святыню. В Бангкоке есть святилище, посвященное богине плодородия по имени Мэ Тхаптхим («Гранатовая Мать»). Небольшой сад, где находится алтарь богини, весь уставлен детородными органами. Сюда их приносят женщины, обращающиеся к богине с молитвой о потомстве. Если богине придется по вкусу новый клик, и она будет благосклонна, то женщине в скором времени предстоит стать матерью.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
В такие вещи бывает сложно поверить, но при наличии веры происходят самые удивительные явления. В начале девяностых годов прошлого столетия, северо-восточную провинцию Таиланда Исан (в округе города Убон Ратчатхани) захватила массовая «кликомания». Причиной тому была необычная болезнь – мужчины один за другим начали умирать во сне. Сонный паралич, получивший среди медиков название SUNDS – Sudden Unexplained Nocturnal Death Syndrom (Синдром внезапной необъяснимой ночной смерти), в народе был единодушно признан как нападение злого духа. Среди жителей Исана, состоящих преимущественно из этнических лаосцев, этот дух был известен под лаосским именем Даб Тсог и по легендам являлся мужчинам во сне под видом ревнивой женщины. По наставлению монахов, люди использовали для защиты от духа клик и буквально увешивали им себя и свои дома. В целях дополнительной защиты мальчиков переодевали девочками, а мужчины перед сном надевали женские платья и красили ногти, что должно было ввести духа в заблуждение.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
Читайте также