Гибнущий старинный особняк Энгельгардта
Очень жалею, что в поездках не часто удаётся поговорить с жителями сёл и деревень, на территории которых располагаются заброшенные старинные имения. Всё потому, что эти некогда известные на всю округу места постепенно вымирают. Дома зарастают, а вслед за ними зарастают и целые улицы.
Есть в Смоленской области деревня Мачулы, где ещё в далёкие 1780-е годы потомки древнего шотландского рода Реадов основали деревянную усадьбу с церковью и парком. За несколько десятилетий у неё сменилось множество владельцев, однако грандиозная перестройка комплекса здесь развернулась уже в XIX веке после того, как земли унаследовали Софья Яковлевна Реад и её муж Андрей Платонович Энгельгардт - Смоленский городской голова и почётного гражданина города Смоленска.
Главной жемчужиной нового имения стал двухэтажный каменный дом, спроектированный на манер средневекового замка, с большим количеством изразцовых печей и комнат в которых хранились частные коллекции живописи, хрусталя, мебели, старинного оружия, орденов и монет.
Также на территории были возведены флигели и оранжереи, беседки и фонтаны, расширен парк с озёрами. Располагались здесь и собственная мельница, сыроварня, кузница, домовая церковь.
Вскоре под колёсами поезда трагически обрывается жизнь Софьи Реад, которой было всего 44 года. Так завершился род Реадов, просуществовавший в России 166 лет.
Национализация на Смоленщине началась осенью 1924 года, при этом выселение крупнейшей вотчины в деревне Мачулы произошло намного раньше – в 1918-м. Последним владельцем усадьбы был Александр Александрович Энгельгардт.
Своё выселение помещик не обжаловал и направил заявление следующего содержания: «Сохранив у себя на квартире принадлежащие мне старинные вещи художественной работы и исторические ценности и не имея возможности беречь их в дальнейшем от различных случайностей, прошу взять их ради сохранения в Смоленский археологический музей…».
Но, увы, имущество должным образом изъято не было и оказалось практически полностью разворовано.
Судьба самого Энгельгардта неизвестна, а его сына расстреляли в 1938-м году.