Город Ильеус

И вдруг самолет свернул с пути — к югу.
И тогда перед глазами путешественников возник город

Ильеус



Зеленое море осталось позади. Внизу плыли кокосовые рощи, склоны холма Конкиста, а когда самолет накренился влево, пассажиры увидели весь город, как на почтовой открытке.



Извилистыми бедными уличками рабочих кварталов сбегал он вниз по холму и, широко раскинувшись между рекой и морем, сиял новыми проспектами, обрывающимися на прибрежье, расцветал весёлыми садами вокруг особняков на острове Понталь и снова поднимался вверх, по холму Уньян, застроенному лачугами из жести и досок.





Даже в Рио-де-Жанейро заговорили о быстром росте города Ильеуса.
В столичных газетах его называли «Король Юга».
Город богатства и прогресса, он резко выделялся на фоне бедных городов внутренних районов страны, где единственным важным центром являлась обычно столица штата.



Среди ста пятидесяти тысяч жителей Ильеусского муниципального округа было много обладателей крупных богатств, гораздо больше, чем в других городах.



Ильеус был покрыт садами, полными цветов, большие красивые дома украшали его улицы.



На берегу океана расположились жилые кварталы, пересеченные широкими проспектами, один из которых опоясывал береговую линию подобно пляжу Копакабана в Рио-де-Жанейро.



Здесь возвышались особняки самых богатых полковников, огромные, роскошно обставленные и обычно очень уродливые в своей тяжеловесной прочности — символ прочности богатства их хозяев, завоевавших эту землю.



В его порт стекались все богатства, выражаемые одним словом —

какао


Гордый, богатый город, «Король Юга». Гордость звучала в каждом слове его обитателей.



Они называли себя не «баийцами», а «ильеусцами». Говорили, что когда-нибудь юг Баии станет отдельным штатом и столицей его будет Ильеус.



На месте прежней маленькой церкви Сан Себастьяна начали строить новый собор (уродливый и величественный, как в больших столицах), хотя, впрочем, жители Ильеуса остались такими же безбожниками, как раньше...



А на холме, напротив монастырской школы, высилась над городом новая красивая церковь.



Невдалеке от неё находился дворец епископа, более богатый, как утверждали местные жители, чем дворец архиепископа в Байи.



*Дворец Паранагуа (Paranagua) был построен в 1907 году.
Во дворце проходит выставка фотографий, изображающих старый город.




Напротив дома какаовые деревья покачивались в легком ветре.
Глядя на их густую зеленую листву, нельзя было подумать, что недостаток влаги в начале этого года мог хоть сколько-нибудь повредить им.



Красивые, крепкие, все в цвету, они словно не чувствовали иссушающего солнца, ни один листик на их ветках не сгорел под его лучами.

Солнце золотит большие листья деревьев какао.
Ветви их тянутся в воздух, сплетаясь и обнимая друг друга, и кажется, словно одно гигантское дерево стелется то вверх, то вниз по холму, отбрасывая на многие сотни метров топазовую тень.



Здесь всё — жёлтого цвета, лишь изредка, резким пятном, врываются в жёлтое марево островки зелени.
Ползет по веткам желто-золотистый муравей пешишика, он уничтожает вредителей, угрожающих плодам какао.
На деревьях распускаются золотистые молодые листочки и нежные бледно-желтые цветы, которые солнце осыпает огненно-золотыми брызгами.



Пожелтели, сожженные лучами, слишком ранние плоды.
А спелые, напоминающие золотые лампады старинных соборов, ослепительно сверкают под лучами солнца, проникающими сквозь тень плантаций.



Работники срезают ножом плоды, а дети подбирают их с земли.
Солнце встаёт в небе красным медным шаром, обжигая своими лучами голые спины людей.
С шести утра начинается работа...



Солнце всё выше поднимается в небе, всё жарче обжигает спину.
Сильно жжет, это уже не ласковое солнце утра, когда роса омывает ноги; почва раскалена, голые спины блестят под горячими лучами, если стоит лето, струи дождя потоком текут по ним, если пришла зима.



Чем сильнее припекает солнце, тем лучше.
Какао станет коричневым, как лица людей,
у него будет такой запах, как у шоколада.





**Да, мой рассказ полностью состоит из отрывков романа Жоржи Амаду "Город Ильеус".

Великий певец Бразилии снискал себе мировую славу и сердечную любовь соотечественников, а его дом в Ильеусе стал музеем.