ИНДИЯ И ПОРАЖАЕТ, И ВОСХИЩАЕТ, ОДНОВРЕМЕННО

 

Приехав в Индию, я испытала некий культурный и эстетический шок.  Местное население тут индифферентно к окружающей его среде. Для индийского жителя не зазорным  поесть прямо на улице, примостившись на грязной дороге, а потом выбросить пачки, пакеты, остатки еды прямо там, где он и сидел. И так повсюду: и в крупных городах, и в небольших поселочках, и деревнях. Наблюдала повсеместно, проехала немало дорог от одного штата до другого.

 

Самое грустное, что эта полнейшая антисанитария воспринимается гражданами как нечто нормальное, обыденное, то есть бороться с ней никто не собирается. Да и, как сказал наш гид, невозможно.  На мой вопрос: "Почему нет урн". Ответ короткий: "Крадут от нищеты!" "Почему не метут?"- спросила я. Ответ поинтереснее: "Это удел неприкасаемых, а они захотели метут, не захотели - не метут. И повлиять на это невозможно. А представители других каст эту работу выполнять не имеют право. И не будут."

Проезжая мимо очередного населенного пункта, наблюдала картинку: сидит женщина в сари на земле, рядом дощечка и тесто, в руках скалка. Она раскатывает на этой дощечке лепешку, тут же стоит примус со сковородочкой, она жарит эту лепешку и сразу дает ребенку, и никого не интересует: мыл ли ребенок руки перед едой, и стерильна ли была скалочка?

Здесь всё происходит на земле: едят, торгуют, спят, просто сидят... Зато Индия нарядная. Она пестрит разноцветными одеждами и улыбающимися лицами...

 


Эта страна, одна из немногих, где повседневно носят национальную одежду.
Индийская одежда крайне разнообразна по цветовой гамме и материалам. Причем цвета имеют определенный смысл, например, белый для индусов означает траур. Непривычно, потому что для христиан белый цвет, символизирующий чистоту, принято использовать в свадебных нарядах. Желтый, красный и зеленый цвета олицетворяют счастье. Женщины часто облачаются в сари, это прямоугольный отрез ткани, длина которого может достигать 9 метров. Намотать этот отрез на себя совсем непросто, нужен навык. И носить сари - это своего рода искусство.

 Мужчины традиционно носят шервани - это  длинный пиджак, лунги - это  своеобразные штаны, или саронг, который сильно напоминает огромную белую простыню, обмотанную вокруг пояса и прикрывающую нижнюю часть тела. Женщины тоже могут носить саронг.

 

Останавливаться в Индии и глазеть по сторонам в туристических местах - чревато. Сразу на вас налетает множество попрошаек и продавцов сувениров. Конечно, все стоит копейки. А попрошайничает даже девятимесячный ребенок. Сидя на руках матери, протягивает ручонки в жесте "Дай-дай". Эмоции не из приятных. Поначалу. Но на третий день пребывания в этой замечательной стране свыкаешься с этим и не обращаешь внимание, лишь повторяя: "No, no".  

Огромное количество людей на улицах . И среди всей этой пестрой толпы ходят  животные. Неважно в  городе ли, деревне, повсеместно, братья наши меньшие всегда будут среди вас.  Про священную корову говорить, думаю, излишне. Всем известно, что бык Нанди - это транспортное средство самого бога Шивы. Поэтому коровам почет и уважение. Они вхожи везде. Даже пытаются зайти в магазин одежды.

 

Все коровы в Индии умирают своей смертью. Когда они уже не приносят пользы в хозяйстве, их выпускают на "вольные хлеба". Так и бродят они везде до самой своей кончины. Нередко можно увидеть на обочине дороги издохшую животину. Попадалась такая картинка на глаза и нам, но делать кадр было как-то не эстетично.

Много снует собак, или спят они прямо на дорогах. А вот кошек не наблюдала. Не кошачья страна. А если на пути вам попадется озеро, то там, непременно, стоят цапли. Можно встретить и козочек у исторического объекта.

 

Захаживают в города и обезьянки. В Варанаси нас предупредили, чтобы мы тщательно закрывали окна, иначе эти бестии что-нибудь стащат; любят особенно ценное прихватить. "Как же повезло тут воришкам", - подумалось мне, -  "Есть на кого свалить всю вину." 

 

А Варанаси произвел особое впечатление. Самое сильное. Тут Индия настоящая, без прикрас. Город паломнический, сюда съезжаются все.

 

 Жизнь здесь удивительно плотно переплелась со смертью: считается, что умереть в Варанаси, на берегу реки Ганги, очень почетно. Ганга - Мать-река и для индусов женского рода, поэтому и я ее буду величать в женском роде, а не так как мы привыкли.

Больные и старые индусы тысячами стремятся в Варанаси со всех уголков страны встретить здесь свою смерть и освободиться от суеты жизни.

Город этот -  важное религиозное место в мире индуизма, такой же древний как Вавилон или Фивы. Здесь особенно сильно, чем где-либо проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. 

Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

 

Каждый индус, действительно, верит в странствия души, которая после кончины переселяется в другие  существа. 


"Хорошую религию придумали индусы", -  пел Высоцкий, - "Живешь правильно, будет тебе счастье в следующей жизни, а если туп, как дерево,  родишься баобабом"

К смерти каждый индус относится вроде и особенно, но в то же время обыденно. Для него смерть - лишь один из этапов сансары, бесконечной игры рождений и смертей. 

А еще приверженец индуизма мечтает однажды не родиться вовсе, прервать колесо сансары. К слову сказать,  это колесо в любых уголках Индии повсеместно установлено. Индус стремится к мокше - завершению того самого цикла перерождений,  и тогда приходит освобождение и избавление от тягот  материального мира. Мокша - практически синоним буддистской нирваны: высшее состояние,  некий абсолют.

Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши. Просто надо умереть в священном Варанаси  и сансара закончится. Наступит мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину не зачтется, и  мокши точно не видать.  

Однако, если индус почил не в Варанаси, то этот священный город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование, если кремировать тело на берегу священной реки Ганги в этом городе, то карма  очистится. Вот отсюда такое устремление, исповедующих индуизм, здесь умирать и гореть в огне. 

 

А где и как кремируют в Варанаси, как воздают почести священной реке Ганге, это другие мои истории. Не пропустите.