Панамский канал

Предыдущая история - У Панамы необычная судьба

Следующая часть - Мост развлечений над заливом

Народ часто путает Гайану с Гвианой, водопад Виктория с Ниагарой, многие уверены, что папуасы живут в Африке, а есть такие, кто не слышал о водопаде Игуасу и Анхель, но навряд ли кто-то скажет о Панамском канале, что это естественный пролив и находится он где-нибудь в Азии. О Панамском канале знают все, хотя с трудом представляют его функционирование.
***
На канал не терпелось попасть как можно скорей, едва дождалась следующего утра. Попила кофе в соседней булочной с невероятно вкусным банановым пирогом, о нём с того момента мечтала каждое утро и неизменно в этой булочной брала моё банановое наслаждение с чашечкой душистого напитка. Все цены на продукцию означены в сентаво, и очередь по утрам за выпечкой не просто так. Сам продавец работал быстро и честно, возвращая покупателям сдачу до последнего бальбоа. 


В тот день предстояло попасть в район Мирафлорес (Miraflores), где находится чудо панамериканской инженерии. Я проделала путь до автостанции Синко де майо. Оттуда на метробусе доехала до уже известного Альбрука. Не заходя в терминал пересела в автобус до Мирафлорес. Ходит нечасто, но стабильно через 30-40 минут. На Мирафлорес все сошли. 

Утром в середине недели народу было не много. $15 вход и в нетерпении поднялась лифтом на смотровую площадку. Я волновалась, ведь Панамский канал стал одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством, и вот-вот я должна его увидеть.
Зрелище оказалось завораживающее. Трансокеанское судно, загруженное под завязку, как раз медленно, почти незаметно входило в первую шлюзовую нить. Именно так называют два шлюзовых пути для подъёма судов.

Его борта шли почти впритирку со стенами канала. 
 

Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми в шутку мулами. Вес у них серьёзный. Каждый мул весит 55 тонн! По три рельсовых машины с обеих сторон тянули эту громадину на равномерно натянутых тросах. Шаг в сторону грозил разнести весь Панамский канал в щепки! Поэтому переход через шлюзы в озеро Мирафлорес происходит медленно и осторожно. Точно так же происходит спуск в Атлантику.

Совершенно потрясающая спектакулярная сцена развернулась передо мной. Я не могла оторвать взгляд от почти сценического пейзажа. С жадностью следила за каждым разворачивающимся на канале действием. 
 

Вот у первых шлюзов, каждая камера которых вмещает 101 тыс. м³ воды, вся процессия встала, а он медленно раскрывал свои ворота, спуская постепенно воду и поднимая корабль. Было видно, как нос у судна приподнялся, потом и всё оно поднялось вверх. Зрители вокруг меня таким же заворожённым взглядом следили за происходящим. 
 

Рельсовые машины тронулись и потащили громадину к следующему шлюзу. Все действия повторились вновь.

И так дважды поднимали корабль, пока не вывели его и не отпустили на просторы небольшого водохранилища Мирафлорес, там его ждал ещё один шлюз, со смотровой площадки его не видно. 

 

Он называется Педро Мигель, через него суда выходят в искусственно расширенное озеро Гатун, обслуживающее весь канал. В Карибское море корабли спускаются при помощи трёх шлюзовых камер, но это уже на другой стороне Панамского перешейка.

Площадка имела замечательный обзор на два входа с зелёной водой, которые могли одновременно переправлять транспорт и простирались далеко по обе стороны. Длина канала от Тихого океана до Атлантического примерно 82 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 метров (ширина шлюзовых камер 33 метра), глубина — 12 метров. Три шлюза поднимают судно на 26 метров вверх (8+8+10), так как сам канал лежит выше уровня мирового океана на 26 метров. Такой своего рода водяной лифт. В соответствии с этими параметрами водного пути администрацией установлены проходные размеры судов, они стали стандартом в судостроении, получив название Панамакс.


Прежде чем попасть в Карибское море суда проходят участок пути Корте Кулебра, самую высокую часть озера (водохранилища) Гатун. О сегменте Корте Кулебра длиною в 12.7 км надо говорить отдельно. Здесь были горы Центральной Кордильеры. 20 000 кг тротила взорвали эту последнюю преграду при строительстве одним нажатием кнопки из Белого Дома тогдашним президентом Томасом Вильсоном в 1913 г. На расчистку скальных пород ушёл год, из всего вывезенного камня можно было построить 63 египетских пирамиды. Но пирамиды строить не стали, а построили двухкилометровую дамбу Амадор. Она соединила несколько насыпных островов в Тихом океане. В общем, в одном месте убыло, в другом прибыло. Это так, всего лишь для представления объёма работ.


Среднее время прохода судна по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность — 48 судов в сутки. Канал перегружен, поэтому очередь прохода продаётся на аукционах. Суммарная плата может достигать $400 000. Но есть и хорошие новости из тех мест. Работы по расширению канала уже закончены. Новые шлюзы, ширина которых на 21,3 м шире и 5,4 м глубже, могут пропускать суда класса Neopanamax, это значит с наибольшими параметрами и водоизмещением. Пять гигантских контейнеровозов этого класса переданы в эксплуатацию в состав флота Hapag Lloyd. Они пойдут из Европы в Южную Америку через расширенный Панамский канал.

Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проходят автомобильная и железная дороги. Озеро Гатун с целой системой островов и углублённых русел обслуживает канал. Его воды используют для подъёма, провода и спуска транспорта, для заполнения резервуаров всей шлюзовой системы. Запасные ёмкости в виде гигантских круглых контейнеров тоже заполнены водой, и в нужный период по сложной системе переходов она поступает в камеры. Все дополнительные резервуары располагаются на некотором отдалении от Мирафлорес. Если ехать автобусом на север страны, то весь этот инженерный замысел можно увидеть из окна. Вспомогательное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — озером Алахуэла. Такие объёмы, такая мощь, да и сама гениальная мысль поражает каждого, кто впервые посещает это место.

В первой половине дня суда переправляют из Тихого океана в Карибское море, а после обеда корабли тянут из Атлантики в Тихий. Оттого каждый вечер вода на набережной Панама Сити прибывала, когда открывали шлюзы и спускали суда в Тихий океан, а утром почти оголялось дно. Именно так канал создаёт искусственные приливы и отливы в Панамской бухте. Представьте себе водный потенциал этого сооружения.

Спустившись со смотровой площадки на первый этаж, с интересом посмотрела фильм о строительстве канала и его героях, а героями там были все. Фильм произвёл сильнейшее впечатление. То, чем сегодня любовалась сверху, стало грандиозным испытанием, труднейшим периодом и смертоносным проектом для многих тысяч людей, соприкоснувшихся со временем постройки на рубеже 19-ого и 20-ого столетий.

Первая попытка строительства судоходного пути была предпринята французами в конце 19-ого века (1879 г), в то время власти США ратовали за никарагуанский вариант канала. Задумка для Франции обернулась почти экономической катастрофой. Отведённых для строительства средств не хватило, только лишь на треть работ было затрачено в два раза больше предполагаемого. Огромные суммы уходили на панамских бюрократов и для оплаты всевозможных разрешений и концессий. Сам проект оказался неправильным и был недооценен в своей стоимости.

Но самым ужасным для рабочих стали тропические болезни – малярия и жёлтая лихорадка. Людей косила смерть. За девять лет погибли 20 000 работников. Стройка приобрела дурную славу, в газетах того времени писали, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы. По всем этим причинам прекратились выплаты зарплат и работы были остановлены. Францию на два года захлестнул скандал и всевозможные суды над устроителями проекта. Лессепс был одним из выдающихся инженеров своего времени (ему принадлежал проект Суэцкого канала), в результате банкротства панамского замысла, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Эйфель, были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении кампанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался.

Шестнадцать лет тишины, если можно так назвать период заброшенности грандиозной стройки. Но всё это время США всеми правдами и неправдами добивалось продолжения строительства теперь уже силами американцев. Снова подписывались договоры, скупались всевозможные разрешения, выкупались земли и острова, которые в перспективе могли послужить каналу в плане охраны, безопасности, содержания и управления.

- Кадр из фильма

У французов были выкуплены уже проделанные работы и нужная техника. По договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения … канала». В результате американцы стали владельцами огромного пакета разрешительных документов и к стройке военное министерство США приступило в 1904 году. Панама фактически стала протекторатом США.

- Кадр из фильма

Для возобновления строительства требовались рабочие. Был брошен клич. Со всего мира поехали люди. К тому моменту стало известно об источниках смертельных болезней жёлтой лихорадки и малярии. Американцы приложили максимум усилий для ещё одного проекта по уничтожению вредоносных насекомых. Вырубались леса, осушались болота и сжигалась трава в зоне предполагаемых работ. Территория поливалась специальным маслом против личинок комаров, и у них, представляете, получилось. Болезни перестали быть препятствующим фактором.

Чтобы поднять проект, понадобилось десять лет изнурительного труда. Люди рыли каналы, бурили скалы, взрывали холмы и перестраивали железную дорогу, по которой вывозили грунт.
Главным инженером стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, погибло всего около 5600 человек, что в сравнении с потерями французов оказалось почти в четыре раза меньше. Их ошибки послужили американцам хорошим уроком.
Официально канал открыт 12 июня 1920 года, хотя первое судно прошло через него в августе 1914 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.
Такова краткая история грандиозного объекта, соединившего два океана. Панамский канал стал величайшим инженерным подвигом в истории человечества.

На Мирафлорес посетила ещё и музей, где из виртуальной капитанской рубки управляла контейнеровозом и вела его через шлюзы. Детский восторг испытывали все, кто становился виртуальным капитаном, я не стала исключением.

Информационное перенасыщение было налицо, уже хотелось ехать в город. Обратный автобус на Альбрук останавливается у самого выхода из Мирафлорес. Здесь же стоянка такси и народ группами уезжал, чтобы не ждать рейсовый транспорт. Я и пара с двумя дочками дождались свой рейс и очень скоро были уже в Панама сити.

Будет интересно