Из страны Догонии, что в Малиновой Африке

Ты только не забудь:
Не торопись пройти свой путь
Хоть время не остановить
В судьбе есть важные часы
Которые не надо ждать
Их надо жить


Есть такая замечательная книга Стива Уоткинса и Клэра Джонса, которая называется "Дальние дороги, по которым надо пройти пока ты не умер". Жизнеутверждающе звучит, не считаете? Так вот, в этой книге среди 30 предложенных маршрутов я обнаружила и Страну догонов, ту самую, по которой наша компания колесила в течение одной очень жаркой недели октября! Сей факт меня несказанно обрадовал, и еще больше поднял в моих глазах это живописнейшее местечко, хотя куда уж там выше!?



Вообще, когда погружаешься в какую-то тему достаточно серьезно, возникают очень интересные совпадения. Явление это не новое, название ему – феномен Баадера-Майнхофа: незадолго до поездки догоны начали преследовать меня в обычной жизни. Например, в кинотеатре "Художественный" на необычном шоу-показе фильма "Андалузсский пес" Бунюэля, в ходе которого ведущий затрагивал вопросы неограниченных возможностей человеческой мысли. В перерывах между короткими показами на тему сверхъестественного и демонстрацией интерактивных фокусов он спросил, знает ли кто в зале о догонах. Я была немного удивлена, но все же это не помешало мне блеснуть своими скромными познаниями о загадочной космогонии догонов.

Или вот... дочитываю книгу своего любимого Бернара Вербера "Мы боги" ("Nous les dieux"), а там на 441 странице черным по уже пожелтевшей странице написано: "101. Энциклопедия: Догоны" и дан краткий экскурс в мифологию этого прекрасного племени. Неожиданно. Приятно.

Лично для меня эта поездка в Африку была первой, поэтому и впечатления такие яркие. Все настолько не то что неожиданное, но в корне другое, манящее и отталкивающее в то же время. Наше путешествие было таким же увлекательным, как, я думаю, путешествие в любой другой уголок африканского континента. За приключениями там далеко ходить не надо.



Прямых рейсов из России в Западную Африку нет, поэтому нас ждала пересадка в Париже. Именно в день нашего вылета, 19 октября, французские авиадиспетчеры запланировали провести забастовку, а информагентства сообщали о перебоях в поставке топлива в аэропорты. Мы до последнего момента не были уверены, что вылет состоится. Один из участников нашей экспедиции едва успел к нам присоединиться в аэропорту Шарль-де-Голль, потому что ехал как раз в тот момент, когда бастующие перекрыли проезжую часть грузовыми автомобилями. Сюрпризом для нас стала также остановка самолета в столице Нигера Ниамее для высадки и посадки пассажиров. В 8 утра мы вылетели – в 9 вечера (по Москве) прилетели. В общем, получили все 33 удовольствия.

А прилетели мы в самый ужасный из всех аэропортов, в который я когда-либо приземлялась – аэропорт Уагадугу в Буркина-Фасо. Позже я узнала, что это один из объектов, который активно ремонтируется в связи с 50-летием независимости государства.

Но это было лишь началом великого приключения. Еще день у нас ушел на то, чтобы добраться до нашего лагеря. На следующее утро с новыми силами мы отправились на лендкрузерах в сторону границы двух государств – Буркина-Фасо и Мали. Ехали долго, разбитая пыльная дорога, которая началась практически сразу за городом, не давала разогнаться. Но это была, по крайней мере, дорога. Мы трижды останавливались перед границей, и трижды после нее, то в полиции, то на таможне и, наконец, на самой границе. На территории Мали нас ждали те же процедуры, благо все вопросы с документами решали наши местные организаторы. Граница – нечто очень формальное, состоящее из двух бочек, а между ними устройство, отдаленно напоминающее шлагбаум. Пограничники – люди неспешные, для них работа – это отдых, наверно, поэтому они разложили кровати под тентами прямо у границы.



В Мали мы остановились перекусить в кафе «Приключение», обставленное скульптурами и другими предметами, которые символизируют догонскую культуру, благодаря чему смогли с первых шагов по Стране догонов прикоснуться к их традициям. Порадовал лозунг кафе: «Выпить, поесть, поспать в Коро (прим.: населенный пункт) ... это Приключение!». Его рекламу я усмотрела как раз на границе, и посмеялась, так как не знала, что «Приключение» – это название кафе.

Затем снова в путь, и путь наш становился все тернистее и уже, это была даже не проселочная дорога, а накатанная колея, которая зачастую была изрыта и колдобиста из-за недавно прошедшего сезона дождей.

Однажды наш шофер не рассчитал расстояние между выпирающим суком на дереве и правым зеркалом заднего вида, и мы его смачно задели, заодно превратив пассажирское стекло в мозаику, лишив меня обзора. И пока мне не поменяли это стекло (а это произошло лишь через несколько дней), остальные только и делали, что подкалывали меня, восхищаясь прекрасными видами скал, деревень на утесах, которые были так незаслуженно скрыты от моих глаз.


Очень впечатлили наши остановки в догонских деревнях. Были и христианские деревни на нашем пути, что определить довольно просто: только христиане разводят свиней, хотя это редкость для тех мест. Ну, и при ближайшем рассмотрении мы заметили на детках крестики. Один раз меня подозвали к себе девушки, коллективно поднимающие бачки с водой из колодца, и пригласили им помочь. Это очень непросто, скажу я вам, одного раза мне хватило. А как они хохотали, прямо как дети, при виде моих неумелых движений, им доставляло массу удовольствий смотреть на это безобразие!

Кстати если вы по возвращении на родину так и норовите помахать ручкой проходящим мимо детям и скрепя сердце выбрасываете в мусор пустые бутылки из-под воды – значит, вы одержимы синдромом Африки...

Ближе к вечеру мы таки добрались до нашего лагеря «Дружба», который принадлежит удивительно веселому и приветливому догону Кенеко Дара. В качестве отступления скажу, что у него три жены и около 20 (!) детей, все сыты, довольны, кто учится в крупных городах, кто пока при нем. Чудаковатый такой, но очень хозяйственный!

Темнеет в этих местах довольно рано, часов в 6 вечера, поэтому съемки начинались с раннего утра и до темноты. Ранний подъем позволял также успеть хоть немного ухватить утреннюю прохладу, до того как солнце становилось палящим.



Кто же они, это загадочное племя догонов?

Догоны снискали интерес всего мира благодаря своей оригинальной космогонической мифологии о происхождении племени, в которой звезде Сириусу и его спутнику Сириусу B отводится ключевая роль. Однако на сегодняшний день лишь немногие из ныне проживающих в стране догонов могут похвастаться знаниями о своей богатой мифологии. Но ее отголоски надежно закрепились в структуре традиционного уклада жизни племени, в частности в религии, архитектуре и социальном устройстве, связь которых неразрывна.

Поразительно, насколько гармонично окружающая природа и архитектура поселений догонов сосуществуют и сливаются воедино, призывая людей жить согласно законам природы, от которой они зависят и которой поклоняются. Плато Бандиагара было включено ЮНЕСКО в число Мировых участков культурного наследия с тем, чтобы не допустить разрушения уникальной среды обитания людей и обеспечить должный контроль за ее сохранением.


Нам удалось пробраться в самые труднодоступные места проживания догонов. Отправной точкой для нашего знакомства с племенем стала небольшая деревня Кунду Гомо, примостившаяся на уступах скал Бандиагара словно птичье гнездо. Подобный тип строительства характерен для всей Страны догонов, так как был унаследован догонами от теллемов, своих предшественников. Со временем поселения стали расширяться, что побудило догонов спускаться на равнины вниз по склону для возведения там новых жилищ, а вместе с ними и зернохранилищ, и культовых сооружений.



Одна из таких построек – тогуна – это общественная палата догонов. Ее отличительная особенность – это низкие потолки, и все для того, чтобы участники обсуждения сохраняли свое душевное спокойствие. Иначе предок не дремлет под потолком – решившего вскочить в порыве ярости догона он безжалостно ударит по голове.

Будучи преимущественно земледельцами, догоны ведут мирную неторопливую жизнь, подчиненную природным циклам, которыми они измеряют время и на которые ориентируются при определении сроков сельскохозяйственных работ. Их календарь насчитывает пять дней, где каждый пятый – рыночный. Рынок для догона – это особое место, предназначенное не просто для покупки или обмена товаров, но для общения и отдыха, куда люди приходят в своих самых лучших нарядах. Приветствие возведено догонами в ритуал, поэтому настоящего догона отличает его манера и умение здороваться.

Догоны славятся своими ремесленниками. Кузнечное ремесло, плетение, ткачество, а также гончарное, кожевенное, красильное и швейное производства, прикладное искусство, в частности деревянная скульптура – все это успешно практикуется догонами испокон веков.


В Кунду проживает традиционная многочисленная семья во главе с тремя братьями охотниками-целителями, известными по всей Стране догонов и считающими себя прямыми потомками теллемов. Вместе с сыном одного из охотников – двадцатипятилетним юношей по имени Иссака, которого мы приехали женить, наша команда смогла прикоснуться к многогранной догонской культуре, их быту и традициям.



Церемонии играют важную роль в жизни каждого догона, без них не обходится ни одно важное событие в племени. Так, например, накануне свадьбы Иссака сделал обязательное жертвоприношение для того, чтобы уважить предков, затем огон – духовный лидер деревни – дал брачующимся свое благословение и, наконец, все завершилось традиционными песнями, плясками, сопровождаемыми обильным потреблением просового пива.

А самые главные праздники, такие как начало сельскохозяйственных работ, или ритуальные процессии поминовения усопших не обходятся без главного атрибута догонской культуры – масок. Их насчитывается более 70 видов, и существует целое Общество масок Ава, в которое входят мужчины, прошедшие обрезание. Здесь они перенимают мастерство по изготовлению масок, а также учат язык масок – сигисо, на котором, согласно мифам, в свое время умел говорить «бледный лис», прародитель догонов.


Согласно космогонии догонов, Амма – высшая созидающая сила – произвела Землю, а следом за ней своего первого сына, бледного лиса. Легенда гласит, что лис обладает даром предсказания, но, умея говорить на языке людей, он лишился голоса. Поэтому в сумерках прорицатели рисуют на земле прямоугольные таблицы, в которых изображают различные символы, располагают вертикальные палочки и камушки, в которых зашифрованы вопросы. Ночью на них выкладывают арахисовые бобы, призванные привлечь бледного лиса, который на деле является шакалом. На рассвете прорицатель читает по следам, оставленным животным на таблицах, его «ответы»...



Никто не мог себе тогда представить, что через несколько лет после нашего путешествия дорога в этот затерянный уголок земного шара станет туристам вообще заказана: вооруженный конфликт между туарегами-сепаратистами и правительством Мали на долгие годы поставит крест на туризме, который хоть как-то кормил и без того небогатый регион.

Раз в 60 лет в память о погибшей родине догоны справляют священный праздник Сиги – День поминовения мёртвых. Следующий праздник намечен на 2027 год. Хочется верить, что "пришельцы с Сириуса" встретят этот праздник на Земле в мире и согласии.