Моя Планета
26 мая 2015

Из Волгодонска в Грузию. Часть 7

День 8. Среда 7 января 2015 г. Тбилиси — Телави

[justify]Предыдущие части рассказа:
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6

В это утро я проснулся раньше обычного. Света уже готовила завтрак. Но вид для столь раннего часа у неё был нарочито серьезный. Что-то не то, я насторожился. За утренним кофе она поведала свою историю.

— Я смотрела телевизор. В Гудаури все завалено снегом. Связь с внешним миром уже только вертолетами. Дорогу откроют не раньше 10 числа, это в лучшем случае, если снегопады прекратятся.

Я принял решение ехать в Азербайджан через город Лагодехи, о чем и сообщил Свете и Игорю. Света была сдержана, Игорь же сиял от счастья: появилась возможность расширить границы этого путешествия, увидеть Баку и Каспий. Составили план: днем идем в Самебу (все-таки Рождество), затем обедаем и едем до ближайшего крупного населенного пункта возле границы, где и ночуем. Утром переходим границу и продолжаем движение по неведомой стране Азербайджан в сторону России. Обсудив план, каждый занялся своим делом: я машиной и маршрутом, Игорь укладкой вещей, Света подбором жилья.

Диана и Таня, как и многие россияне, стали заложниками рождественского снегопада в районе Крестового перевала и были всерьез озадачены вопросом возвращения в Россию. Чтобы успеть на работу, у них был выбор: вылететь самолетом в Минводы или сидеть в Тбилиси и ждать, когда откроют дорогу на Владикавказ через Крестовый перевал. Судя по прогнозам, не раньше 10-го числа. И то и другое выходило в незапланированную копеечку. Впятером на форестере мы ещё не ездили на дальние расстояния. Но деваться тут было некуда. Извини, подвинься, как говорится.

Известив хозяев квартиры, что уезжаем, мы отправились в Самебу. Народ к главному Храму стекался со всего Тбилиси. На подходах было много цыган и нищих.

Стоим на площади возле храма. Небо хмурое, и жуткий ветер пронизывает до костей. Уже собирались уходить, как сами того не зная, мы оказались свидетелями грандиозного шествия (хода) по случаю Великого Праздника — Рождества Христова. Грузия, как известно, древнейшая православная нация. Шествие сильно отличалось от обрядов русской православной церкви. По одеянию участников оно напоминало скорее торжественное шествие рыцарского ордена. В целом, зрелище впечатляющее.

После того как участники шествия зашли в храм, на площади появилась свадебная процессия. Судя по времени и месту, эта свадьба была не рядовая. Невеста красивая, жених представительный.

Поглазев на молодоженов, мы с Игорем спустились к сувенирному магазину «Wine time», где купили подарки друзьям и знакомым: фирменную чачу и сувениры. Что-то мне подсказывало, что в винотеку на ул. Леселидзе в этот раз мы уже не попадем.

Наших спутниц мы забрали на проспекте Руставели в конце дня, быстро темнело. Я забил в навигатор нашу следующую остановку в г. Телави, и навител устроил нам восхитительную прощальную экскурсию по ночному Тбилиси! Оказалось, что мы не были ещё в стольких замечательных местах этого волшебного города. Мы пообещали сюда обязательно вернуться.

При пересечении Гомборского хребта был весьма крутой серпантин, где пригодились внедорожные навыки Форестера. В Телави приехали в девять вечера. Навител вывел прямо к дому. Все отлично. Хозяева нас ждут. Радушные, но как будто чем-то озабоченные. В доме четыре спальни, есть кухня, причем летняя и зимняя и огромная терраса с видом на горы. Туалет с душем, просторный, после ремонта, но сырой и холодный. Вода в кранах ледяная. В доме холодно. Сыро и холодно. Чем больше ходим по дому, тем яснее понимаем, что в этом огромном и пустом доме: холодно, холодно, очень холодно.

Хозяева виновато опускают глаза, показывают на эл. обогреватели, мол, поздно позвонили, не успели ещё прогреть дом. Приносят ужин, вино и чачу. И тут начинается самое интересное: оказывается, заявленная на сайте цена — это ошибка, реальная цена гораздо выше… Начинается перепалка.

Здрасьте — до свидания! А мы тут причем? Мы же вам писали. Не видели, в дороге уже были. Ну что делать? Это большой дом, он стоит дороже. На сайте сбой. И что теперь? Цена этого дома… Нее... Ну, тогда что делать? Что делать, что делать. Договариваться как-то! Но утром, не сейчас. А пока ночуем на прежних условиях… Недовольные, хозяева все-таки соглашаются на наши условия. Выпивают с нами за Рождество и уходят. Мы остаемся один на один с ужином и …. холодом.

День 9. Четверг 8 января 2015 г. Телави (GE) — трасса М5 (AZ)

Утро нового дня мы встретили под дружный стук своих зубов. Холод сплотил нас. Таня и Диана стали частью команды. По-настоящему отогрелись только в машине, где коллективно сочиняли злобный отзыв на сайте бронирования. Субарвовская печка быстро прогрела салон, наши носы оттаяли, лица порозовели. Тепло и монотонный шум шипов по асфальту стали укачивать пассажиров.

Первая большая остановка была возле замка Греми. Он построен в 16 веке кахетинским царем Леваном, который здесь же и похоронен. Замок расположен на холме у дороги. В ясную погоду отсюда открывается чудесный вид на долину с одной стороны и цепь гор с противоположной. Но в это утро все кругом заволокло густым туманом, из которого сыпал мокрый неприятный снег.

Внутри замка находится православный Архангельский храм и башня с музеем. Вход в музей 2 лари (одна комната с экспозицией бронзовых и каменных вещей из раскопок). Решили не идти. Внутри действующей в окружении древних фресок церкви тепло. Ещё одно замоленное место силы Грузии.

Погода портилась. На какое-то время мы смогли оторваться от наступающего нам на пятки циклона. Выглянуло Солнышко. Дорога была пуста и хороша. Мы наслаждались видами Кахетии. Кругом виноградники в окружении холмов. Пасутся овцы. Тишина, покой. Милая сердцу Грузия. Вдоль дороги я стал замечать указатели с надписью «Wine Cеllar». Возле одного из них я резко повернул на 90 градусов…

Проехав метров триста, я остановился возле мини завода по производству вина. Здесь нас встретили радушно и любезно организовали импровизированную презентацию завода. Дегустация была прямо из бочек. Попробовали несколько видов вина: алиготе, киндзмараули, саперави. Все вино вкусное, но особенно всем понравилось молодое киндзмараули. Его и набрали в пластиковые бутылки в качестве презентов из сердца Кахетии.

Циклон, от которого мы оторвались после Греми, окончательно накрыл нас в Лагодехи. Мокрый снег на серпантине существенно усложнял движение, особенно для местных джиготов-джипперов на неубиваемых копейках времен СССР и лысой резине. Часть из этих авто уже испускала сигналы SOS на обочинах крутых поворотов.

Граница

Со стороны Грузии вновь абсолютная лояльность близкая к равнодушию. Молча проставили штампики в паспортах и выпустили из страны.

Подъехали к Азербайджанской стороне. Нас встречают улыбками. Юный погранец жестом указывает, где остановиться.

Пассажиры отдельно. Водитель отдельно. К машине подходить пышущий здоровьем, ладный такой весь офицер и по-дружески так, по-хорошему говорит, что готов помочь гостям в прохождении таможни. За символическое вознаграждение в 1000 рублей. Офицер приятный во всех отношениях. Форма новая, берцы особо модные. Походка и стать в согласии с количеством и размером звезд на погонах.

Обходительный и ненавязчивый. Душка. В тех же манерах объясняю, что торопиться с благодарностью мы не будем. Офицер потускнел, но удержал на лице улыбку.

Но на этот момент мои права и техпаспорт уже перекочевали в руки представителя Азербайджанской стороны. Дальше начались хождения по мукам.

Суть их заключалось в следующем. От места, где в будке с таможенниками и погранцами остались мои документы, нужно было проехать на рентген (метров 100 вниз) и получить добро таможни.

Здесь нас ожидала откровенная засада, оказывается, что мы в нарушение действующих «уже как два месяца» правил, намеревались провезти через границу множественные запрещенные жидкости, а именно:

• Минеральная вода Боржоми емкостью 0,5 и 1,5 литра;
• Зеленый лимонад «Тархун»;
• Вино, чача в заводской упаковке;
• И… самое главное: пять пластиковых бутылок с божественным красным Кинзмараули!

Об этом не писали на форумах, и все теперь подлежало изъятию или тщательному исследованию. Так, например, все названия заводских вин и чачи согласовывались с кем-то по рации. Только после такой проверки нам разрешили их провезти.

Но вот на боржоми, лимонад и разливное вино строгий запрет. Возле входа внушительная куча из нераспечатанного боржоми… Здорово….

Кучкуемся возле машины, обсуждаем, что нам теперь делать. Расставаться с волшебным вином очень не хотелось. Изъятие боржоми и лимонада вообще не укладывается в сознании. Ко мне подходит другой офицер и, указывая на пакет, в котором сложен весь наш контрафакт, заводит за машину. Отбирает несколько бутылок (каждой «твари по паре») и со словами: «Это покажи «Ему», остальное оставь себе», возвращает пакет. Вопросительно смотрю, офицер указывает, что надо вернуться и отчитаться о добровольной сдаче контрабанды перед начальником.

Это означало вернуться на 100 метров вверх и на глазах у «главного» утилизировать контрафакт.
Наши потери составили 1,5 киндзмараули, несколько бутылок лимонада и боржоми. Остальное удалось сохранить. Сколько стоит реально страховка осталось тайной. Но очевидно, что мне въезд в Азербайджан обошелся в 4000 рублей.

***

Вечерняя дорога по Азербайджану запомнилась оживленным движением транспорта (большей частью это ещё советский автопром) на заснеженным дорогах. С каждым часом снегопад и ветер усиливались.
До Баку оставалось порядка 200 км. Снегопад то прекращался, то обрушивался сплошной стеной. А лютый ветер не утихал ни на минуту.