Денис Будьков
8 декабря 2014

К заповедным землям. Часть 1

Наступило лето и я снова отправляюсь в дорогу. В этот раз мой путь лежит в самый желанный уголок для всех фотографов дикой природы - Кроноцкий заповедник. Для меня и моего напарника в этом путешествии, а им был инспектор Кроноцкого заповедника Евгений Золотов, основной задачей было не только пройти маршрут от горячих источников Тумроки до Долины гейзеров, но и записать его на GPS, посмотреть состояние тропы, территории и кордонов на реке Лиственничная; а также выбрать площадку для установки нового домика на кордоне Скала. И вот мы с Евгением уже в рейсовом автобусе, который везет нас в село Лазо, откуда и запланирован старт нашего путешествия. Еще на стадии планирования я подозревал, что легким это путешествие не будет. Дело в том, что ни Евгений, ни я ни разу не ходили по этому маршруту, и даже имея трек тропы по заповеднику, я понимал, что он мало чем нам поможет. Я надеялся только на свой опыт в таких путешествиях по неизведанным для меня местам.

Евгений в раздумьях о предстоящем путешествии, на берегу реки Камчатка.

По приезду в Лазо узнаем, что река Щапино сильно разлилась и нам не пройти к Тумрокам. Делать нечего - меняем точку старта. На следующий день уже затемно приезжаем на Кордон заповедника «Ипуин», откуда и начнем наше путешествие.

А это наш транспорт на котором Олег повезет нас на кордон «Ипуин»

Собираясь в путешествие, мы с Евгением решили обойтись только ботинками и не брать с собой болотных сапог. Но, под уверения Олега, инспектора заповедника на Ипуине, что мы не пройдем долину реки Щапино без сапог, так как много воды, мы согласились взять у него по паре сапог. Для меня нашлись подходящие сапоги, а вот Евгению достались на размер больше. И этот маленький нюанс стоил нам того, что многое из запланированного не получилось. Настал день «Х». Утро. Пасмурно. Надев сапоги, взвесив тяжеленые рюкзаки на плечи, натянув накомарники на голову, мы двинулись в путь.

Кордон «Ипуин»

Первые километры даются нелегко - дает о себе знать сидячая зима. Но потихоньку начинаем входить в темп. Шли бодро, пока на одном из привалов Женя не сказал: «Это ж…!!!», сняв сапоги. Он натер мозоли из-за сапог, что были на размер больше. Делать нечего, переобуваем его в ботинки и идем дальше до Кипелых источников. Уже на месте становится ясно, что ноги у Жени сбиты очень сильно. И, не смотря на то, что только полдень, ничего не остается как остановиться на ночлег, чтобы Евгений мог немного подлечить в источниках ноги.

Кипелые источники очень уютное место, жаль, что мы пробыли там совсем немного.

Судя по записям в дневнике, на поляну перед домом периодически выходят попостись лоси, а я страсть, как хотел поснимать их. Увы, не удалось, за время нашего короткого пребывания на источниках никто из рогатых не почтил нас своим присутствием. Только по пути к источникам мне удалось заснять глухарку, на которую я чуть не наступил.

Во время подготовки к путешествию я просматривал различные фотографии Кипелых источников и они меня как-то не впечатлили. Но на следующее утро я в корне изменил свое отношение к ним!!!! Такого шикарного рассвета я не видел давно, да еще и вулкан Кизимен порадовал замечательным шлейфом из своего кратера.

Надеюсь, что когда-нибудь вернусь сюда и пробуду больше времени чем в этот раз. Второй день тоже не обошелся без приключений. Не прошло и часа в пути как Евгению вновь не повезло. Ломается пряжка на поясе рюкзака!! И тут я подумал: «Может, стоит вернуться пока есть время??» Женя со стертыми ногами, сломанной пряжкой на ремне из-за чего большая часть веса рюкзака будет давить ему на больное плечо, просто может не вытерпеть таких мук, а нам еще предстояло пройти к южному перевалу вулкана Кизимен по не хоженой местности и без тропы. Но Жека будучи настоящим мужиком сказал: «Идем!!!» Я как смог соорудил ему новую пряжку. И мы двинулись дальше. Не буду описывать все прелести рельефа, которые нам предстояло преодолеть, могу только сказать, что Жека вспомнил весь свой словарный запас матерных слов. Но, а я как бывалый лось турист (те, кто ходил со мной поймут) особых трудностей не испытывал. И вот в тот момент, когда силы почти покинули нас мы выходим на такую прелесть.

Мы сначала долго не могли понять, откуда в лесу столько намытого песка, но Жека был очень рад!!!)))

Пройдя немного дальше по такому лесу становится ясно, что селевой поток сошел не только по северному склону вулкана, но и здесь, по руслу ручья Узкий.

После обеда решаем двигаться вверх по селевому потоку. Судить по силе селевого потока можно по просике, волунам и сваленым деревьям которые он оставил после себя.

Пройдя около часу, начинаю понимать, что Жара и Комары стали угнетать не только Женю, но и меня, появилась усталость и желание остановиться на ночлег.

Так и решили, пройдем еще немного и встанем на ночлег. Площадку для ночлега нашли с трудом. Сель очень кардинально изменила рельеф и вместо удобных площадок возле ручья образовались огромные стены которые в любой момент могли обвалиться.

Нам повезло - нашли небольшой пятачок у края обрыва в ручей, на котором и установили палатку.

После После такого тяжелого дня даже не хотелось думать о том, что будет завтра.