Как отправиться в кругосветное путешествие на мотоцикле

Готовиться к кругосветке мы начали с нуля: у нас не было ни мотоцикла, ни прав категории "А", ни денег на путешествие. Был только опыт: 4 месяца на мотоцикле по всей Индии и несколько авто-путешествий по Европе. Ясно было одно: ехать мы хотим только на мотоцикле. Мотоцикл — это настоящее свидание с миром, подлинное, уязвимое, экстремальное.

Подготовка



Подготовка заняла 8 месяцев. Но больше из-за того, что нам нужно было переждать зиму и выезжать из России после таяния снега. В сжатом режиме нам было бы достаточно три месяца. Мотоцикл BMW R1200GS был куплен в кредит. На права категории "А" я пошел учиться сразу, осенью 2012 г., когда мы приняли решение ехать, и через два месяца практики и теории, буквально на последнем осеннем экзамене, я получил карточку. Наш маршрут был рассчитан с востока на запад: по Европе, всем трем Америкам и России от Владивостока до Москвы — в этом случае виз понадобилось всего две: Шенген и США. Все страны Южной и Центральной Америки ставили штампы на границах без всяких виз на 90 дней транзита. Объективным ограничением была русская зима, поэтому на наш марафон у нас было всего 6 месяцев и вернуться необходимо было до холодов. Весна 2013 года сильно задержалась и мы смогли выехать только 28 апреля.



Спонсоры


На экипировку путешествия потребовалось 200 тыс. руб, это было очень много для нас. Мы написали письма в порядка 25 компаний с просьбой поддержать нас, и, к счастью, несколько компаний откликнулось. Нам дали кофры и защиту для мотоцикла, шлемы с перчатками, переговорные устройства на шлемы, ребята из дружественных бизнесов дали денег на две камеры GoPro, на хороший фото-объектив. Мото-костюмы мы купили из денег нашего бизнеса. Спонсоры существенно помогли сэкономить и сохранили деньги для путешествия. А наши друзья поддержали нас перед стартом и надавали еще около $2000. Если вы хотите найти спонсоров, дадим пару советов: а). Находить спонсоров это не прошение, не попрошайничество, это приглашение быть партнерами. Следовательно, вы сами должны предложить спонсорам что они получат от сотрудничества с вами. Никто не захочет быть за вас и за ваше путешествие ответственным больше чем вы. Почувствуйте себя психологически большим и готовым идти до конца. б). Сделайте хорошую презентацию вашего путешествия. Наша общая оценка: найти финансового спонсора, если вы неизвестный человек, равен шансу 0,5 из 100. С середины пути нас финансово поддерживали несколько наших друзей.

Соцсети


Мы готовы были хорошо освещать наше путешествие: писать хорошие отчеты, часто и оперативно сообщать в соцсетях что с нами происходит, по-возможности делать видео. В общем, сделать всё, чтобы за нашим путешествием было интересно следить. Мы относились к нашим читателям так, как-будто мы готовы их взять с собой и проехать с ними вместе наше путешествие. Основной площадкой был Фейсбук мы также вели Инстаграм, а хабом медийной инфраструктуры путешествия был наш сайт http://sambul.ru


Главное открытие


Мы с удивлением увидели, что относительно природы — цивилизации на земле очень мало, вся планета это сплошь пустыни, горы, степи, необитаемые гигантские пространства. Также мы поняли, что намного правильнее ехать в путешествие ради природных мест, а не ради городов и памятников, которые мы старались в итоге объезжать. Мы стали настоящими адептами природы. Приезжаешь в какое-то место и понимаешь, что ему несколько миллионов лет, точнее это даже не укладывается в голове. Культуру стран и социум узнаешь в дороге, достаточно проехать по стране 2-3 дня, а в больших городах нечего делать, они все уже одинаковые. Разные они только в своих маленьких исторических центрах. Езжай в горы, езжай в пустыни, езжай на ледники, соединяйся с природой — это будут лучшие впечатления от путешествия. Мы живем в совершенно закрытых мирах, в каком-то смысле мы живем в иллюзиях.


Маршрут


Мы проехали практически всю Европу: Прибалтику, Белоруссию, Польшу, Словакию, Чехию, Германию, Францию, Австрию, немного захватили Италию, пересекли Альпы и побывали в Швейцарии, а также Ангору, Испанию и Португалию. В Африке заехали в Марокко и проехали его практически весь. По плану наш путь должен был быть до Дакара, но там мы не нашли трансфер в Южную Америку. Сразу скажем: в Европе по-возможности не тратьте времени, езжайте по прямой, лучше поехать в горы, лучше поехать в пустыни, лучше потратить время на места, где нет цивилизации. В Марокко не нужно ехать по побережью, во всех прибрежных городах делать нечего, езжайте сразу в пустыню и только в пустыню, в восточную часть страны, можно для колорита посетить на денек Марракеш. Перебросить мотоцикл через Атлантику самолетом мы смогли из Лиссабона, сами летели в Буэнос-Айрес оттуда же, с пересадкой в Мадриде. Две с половиной недели пробыли в пустынях и горах Аргентины — это было жестко, но это было самое крутое впечатление. 10 дней без остановок в абсолютно одинаковом пейзаже проехали по Бразилии — от Фос-ду-Игуасу до Белема. Пересекли за 6 дней Амазонку на пароме и потом экватор. Побывали в совершенно жестком социуме Венесуэлы (правда не знали, что на юге ее природа прекрасна), пересекли на яхте Карибское море и проехали всю Центральную Америку. В Центральной Америке немного скучновато и однообразно, тропики, она достаточно бедная и из природных красот там интересны только вулканы. Но от концентрации красоты природы юга США мы были в буквальном смысле в шоке, на природу США однозначно нужно потратить время и поездить хорошенько, столько впечатлений как там, возможно получить, только проехав Аргентину, Чили и Боливию. При этом в США много нацпарков и кемпингов, в которых можно останавливаться или бесплатно или за $20. Экономить в США можно только за счет ночлегов в нацпарках и еды из супермаркета. Пересечь Тихий океан и проехать Россию нам уже было не суждено. Это мы очень кратко пробежались по нашему маршруту, когда находишься в пути, каждый день это целая жизнь, со своей красотой, проблемами, стрессами, страхами и преодолением.


Быт


Так как наше путешествие было марафоном с достаточно четкими сроками, мы много ехали и особенно нигде не задерживались — в этом случае идет большая нагрузка на тело и психику. Поэтому, мы старались останавливаться в отелях и мотелях, естественно самых недорогих. После больших пробегов для восстановления обязательно нужен душ и хороший сон. А также выработанное нами правило: обязательно обильный обед. Если днем не покушать, к 6 часам вечера у тела иссякает энергия, а значит ее не остается и на психику — ехать на резерве долго не сможешь и это может вести к печальным последствиям. В общем, за телом нужно следить и беречь его. Средний чек на недорогие отели и мотели — $30-50 по всему миру. Средний чек на обед — $8-15. Также в мото-путешествии нет смысла барахлиться и покупать разные вещи в туристических местах — это освобождает время, снимает головную боль и экономит деньги. В принципе мир упичкан кафешками, отелями, гестхаузами, хостелами. На любой асфальтовой дороге не пропадешь. Дорогу можно планировать от города до города, особоенно не заботясь о ночлеге, всегда найдется какой-нибудь отельчик. Бронировать отели заранее (за сутки, например) нужно только в больших городах, где ценник выше и очень долго искать отель, пробираться в пробках, если не знаешь конкретного места.


Язык


На удивление, английский язык оказался совершенно не распространенным языком. В Европе английский знают мало, как в России, во Франции, например, люди практически не говорят по-английски. Вся Южная и Центральная Америки — испаноговорящие. Английский будет только в США. По поводу знания языка мы решили проблему так: нужно выучить основных слов на испанском и французском 15-20 штук — этого вам будет достаточно, чтобы общаться и даже если хотите — поддерживать беседу на более сложные темы, чем быт, главное просто что-нибудь говорить, можно добавлять слова на английском и обязательно добавлять жесты руками — вас поймут везде. Таким же макаром вы поймете любого, просто ловите знакомые слова. Не стесняйтесь незнания языка, просто главное говорите что-нибудь на любом языке, добавляя жесты. Также в путешествии вам помогут две вещи: улыбка и знак рукой "класс", то есть "лайк". Дарите их при встрече с каждым человеком и у вас почти не будет проблем.


Ошибки


1. Мы очень точно рассчитали наш маршрут по времени, километражу и деньгам, это мы поняли в конце путешествия, но не учли длинные возможные форс-мажоры. На них мы заложили порядка двух недель, не более, но потратили на месяц больше. 2. Еще в Москве, путем написания нескольких писем в испанские и португальские карго-агентства, мы достаточно легко нашли того, кто перебросит наш мотоцикл самолетом из Европы в Южную Америку и решили, что также легко будет найти перевозчика в США, поэтому заранее не пробили эту тему. Прибыв в США и занявшись поиском трансфера на месте, мы столкнулись с какой-то непреодолимой бюрократией среди перевозчиков, наш заказ был настоящим челенджем, никто не хотел брать наш проект, либо это стоило очень дорого — мотоциклы самолетом из США обычно никто не возит, все везут морем, в контейнерах. Если бы мы пробили этот вопрос в США заранее и узнали, что такая ситуация с авиаперевозкой, то ехали бы намного быстрее, сокращали путь как могли и в итоге отправили бы мотоцикл морем, подождали бы месяц и смогли бы дней за 20 преодолеть Россию и финишировать до снега. В Сан-Франциско мы были 5 октября, и это было поздно. 3. Мы недооценили горы Анды, горная цепь которых проходит сквозь всю Южную Америку и это невероятное гигантское явление. Пересечь их, заваленные снегом, мы не смогли, поэтому пришлось изменить маршрут и ехать через Бразилию и Амазонку.


Итог


31 500 км на мотоцикле по Европе и всем трем Америкам. 1500 км на паромах и лодках по Амазонке и Карибскому морю, 70 км в кузове грузовика, два перелета через Атлантический океан. 27 стран. 154 дня. 1575 литров бензина. 80% дорог в пустынях и провинциях. $25 000 потраченных денег в путешествии, включая всё: питание, ночевки, бензин, перелеты, трансферы и даже открытки друзьям. А также очень мощные впечатления, перевернувшие наше представление о мире. Мы не совершили полный оборот вокруг земли, но сделали всё, что смогли сделать. Мы сделали эту попытку. И продолжение следует.


Если бы мы поехали еще раз


Мы бы поехали каждый на своем мотоцикле. Мы бы очень хорошо подготовились к ночевкам на природе. Мы бы посещали города как можно реже, только чтобы запастись едой. Мы бы дали себе больше времени на путешествие. Мы бы заранее нашли фирму, которая будет перебрасывать наш байк через океан, морем, самолетом — неважно, перевозчик, который ждет нас — это экономия времени, определенность и в итоге экономия денег.


Бонус: самая короткая кругосветка, для тех, кто хочет


За расчетами кругосветного путешествия мы провели очень много времени и просчитали порядка 8 вероятных маршрутов и хотим поделиться нашим планом о 4-х месячном (коротком и недорогом) кругосветном мото-путешествии. Нужно ехать по северному полушарию: Европа (15 дней, не спеша), далее переброс мотоцикла через Атлантический океан самолетом в США, именно самолетом, чтобы уложиться в 4 месяца (5 дней на переброс), далее пересечь весь США с востока на запад (все же хотят проехать по легендарной трассе 66) и подняться вверх в Аляску до Анкориджа (смельчаки могут добраться до самой северной точки Аляски — Prudhoe Bay) — на всё 50 дней, потом спуститься в Сан-Франциско и отправить мотоцикл во Владивосток морем в контейнере (30 дней), далее из Владивостока до Москвы (20 дней). Чтобы уложиться в срок, нужно заранее договориться с трансферами через Атлантику и Тихий океан, пусть они сообщат дату когда нужно к ним подъехать и строго ее соблюсти — тогда вы сэкономите время. Всё путешествие умещается в бюджет $17 000 — с учетом $100 в день на еду, бензин, ночлег, практически с шиком. Эту сумму можно сэкономить, если почаще спать в палатке. Это расчет на одного. Если вы едете на одном мотоцикле вдвоем, прибавьте к этой сумме $2000 на авиаперелеты через океаны и $3000 на еду и мелкие расходы. При ожидании мотоцикла во Владивостоке постарайтесь найти кого-то, у кого можно пожить, чтобы не жить в гостинице. Выезжать в этом случае нужно весной, чтобы ехать по северу летом. Виз нужно сделать три: Шенген, в США и Канаду. Удачи в пути!

Самбул и Даша против конца света