Как посетить Норвегию и не потратить целое состояние




Поиск билетов и составление маршрута путешествия



Обычно путешествие начинается с выбора страны, которую хочешь посетить. И уже потом ты покупаешь билеты. У меня же получилось наоборот. На август у меня была запланирована поездка в Ригу к родственникам. И я решила из Латвии съездить еще куда-нибудь. В онлайн-поисковике дешевых авиабилетов в пункте назначения я выбрала графу «везде».
Оказалось, что улететь из Риги дешевле всего в Осло. Если не подвязываться к конкретной дате, можно найти билет за 400 рублей. В таких случаях обычно есть подвох – билет назад стоит уже втридорога. Но если возвращаться в Ригу не из Осло, а из другого норвежского города - Ставангера, то опять-таки можно существенно сэкономить. Я нашла билет за 650 рублей.
Знаю, что лететь из любого российского города будет дороже. Но все равно можно найти реальные цены. Например, из Москвы видела билеты в Осло за 3 тысячи рублей. Можно лететь с пересадками, либо смотреть аэропорты поблизости.
Правда, получалось так, что я прилетаю в Осло вечером 18 августа, а возвращаюсь назад рано утром 23-го. Это, конечно, не очень удобно для бюджетного туриста, так как приходится платить за две «лишних» ночи. Впрочем, последнюю ночь в Норвегии я сразу решила провести в аэропорту, а на остальные пришлось искать дешевое жилье.
Но перед бронированием гостиниц, надо было сначала определиться, как я хочу провести эти четыре с половиной дня в Норвегии. Прочитав десятки статьей и отчетов путешественников, я поняла, что Ставангер меня привлекает даже больше, чем Осло. Возле этого города столько природных достопримечательностей, что посмотреть их за один день просто нереально. Я решила, что просто обязана посетить так называемую «Кафедру проповедника» и подняться к «камню-горошине».
Следующий вопрос – успею ли я посетить еще какой-нибудь город, например, Берген, название которого встречалось мне буквально на каждом форуме?
Есть хороший сайт visitnorway.com, где можно почерпнуть много интересной и полезной информации (в том числе и на русском языке). Там же я нашла предложение о самом популярном туре по скандинавской стране «Норвегия в миниатюре». Это не экскурсия в стандартном понимании, фактически вы покупаете подборку билетов – на поезд, автобус и паром, которые стыкуются друг с другом по времени. Также у вас остается часик-другой на свободную прогулку. Но! Стоимость 14-часового тура из Осло в Берген составляет 1630 норвежских крон, или, в зависимости от курса, 12-14 тысяч рублей. Это дорого для меня, от идеи поехать в Берген пришлось отказаться.
Значит, из Осло мне лежал путь прямиком в Ставангер. Идеальный вариант – поезд. Это дешевле и быстрее, чем ехать на автобусе или пароме. Если покупать билет заранее по интернету (на сайте nsb.no/en), то он стоит 249 крон, летом это составляло 1780 рублей. Состав отправляется из Осло в 10 вечера, и уже в 7 утра ты в Ставангере. Места в поезде сидячие, но если повезет и пассажиров будет мало, можно занять два сидения и всю ночь спать.
Итак, я решила, что в Осло провожу один день (плюс вечер в день прилета), а затем отправляюсь в Ставангер и «колесю» там по окрестностям. Пришло время заняться поиском недорогого жилья.



Поиск жилья



Идеальный вариант дешевого жилья для меня - это хостел, обязательно в центре города, чтобы не тратить деньги и время на проезд.
Найти свободные койки в Осло за полтора месяца до путешествия не составляло проблем. Но здесь нужно быть внимательным. Часто в хостелах берут отдельную плату за постельное белье, камеру хранения и другие услуги. Все эти пункты обязательно указаны на сайтах бронирования, главное, не полениться и прочитать описание до конца.
Я нашла подходящее место – Sentrum Hostel. Койка-место в общей комнате на 6 человек стоит 279 крон (на момент покупки 2270 рублей). За белье, посуду и камеру хранения отдельно платить не надо, чай-кофе бесплатно. Находится в центре Осло, в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала и от конечной остановки автобуса, который следует из аэропорта.
В Ставангере дело с жильем обстоит гораздо сложнее. На сайтах бронирования я нашла один-единственный хостел в центре города. Все места в нем были уже проданы! Оставался хостел где-то за городом, по дороге в аэропорт. Но меня этот вариант не устраивал.
Пришлось снять комнату в гостевом доме Stavanger Lille Hotel. За две ночи я заплатила 980 крон (на момент покупки 7100 рублей). Это дороже, чем хостел. Но и живу я одна в комнате, общие только туалет и душ. В стоимость включены завтраки, чай-кофе можно хоть круглосуточно пить бесплатно.



Путешествие



Осло. Вечер первого дня. Маршрут: Кафедральный собор – здание Парламента – Королевский дворец – городская Ратуша – ночной Осло-фьорд

Мое путешествие в Норвегию началось в аэропорту Мосс Риге с не очень приятной новости. Автобус до столицы стоит 180 крон. Это дороже, чем билет на самолет! Есть еще электричка, но она стоит столько же.
Спустя часа два я была в хостеле. Один из моих соседей оказался российским студентом, колесящим с большим рюкзаком по Европе. Он согласился обменять мои 20 евро на 200 крон, хоть и немного прогадал с курсом. Я обзавелась наличкой на всякий случай. Норвегия – страна, где везде, даже в общественном транспорте, можно расплачиваться банковской картой. Но я решила обезопасить себя от форс-мажоров, после чего отправилась бродить по вечерней столице.
Заранее я составила себе примерный маршрут. Кафедральный собор Осло – здание Парламента – Королевский дворец. Затем мимо музея Генрика Ибсена можно спуститься к Ратуше, где вручают Нобелевскую премию мира. Обогнув здание, открывается завораживающий вид на Осло-фьорд и на вечерние огни крепости Акерсхус.
Конечно, следовать строго по маршруту у меня не получилось. Ведь буквально каждый переулок манит заглянуть в него. Ты делаешь шаг, чтобы посмотреть одним глазком, и уже не можешь остановиться, ведь где-то там вдалеке уже виднеется фьорд, и хочется сразу пойти к нему. А по дороге тебе встречается Национальный драматический театр – очень красивое здание, которое хочется сфотографировать со всех ракурсов. В итоге, к Королевскому дворцу я подошла, когда уже темнело. Но неожиданно для меня, в очень удачное время! Я читала, что смена караула возле дворца проходит в 13:00. Но я стала свидетелем не менее красивого действа, хоть до сих пор и не знаю, что это было.



Было около 10 вечера, и улочки Осло словно вымерли. На центральных пешеходных аллеях и в ресторанах по-прежнему кипела жизнь. Но стоило сделать шаг в сторону, и тебе на пути встречались лишь огромные крысы, спешащие поскорее скрыться от твоих глаз.
Я подошла к городской ратуше. Об этом здании хочется сказать отдельно. Оно поражает одновременно и простотой, и красотой. Его интересно разглядывать вблизи, и приятно находить силуэт ратуши, находясь где-нибудь вдалеке. И если пройти еще несколько шагов и подняться на одну из стен крепости Акерсхус, то открывается красивый вид на вечерний Осло-фьорд и городскую ратушу.



Осло. Второй день. Маршрут: Новая опера – крепость Акерсхус – полуостров Бюгдой (музей викингов и музей Кон-Тики) – парк Вигеланда – сувенирные магазины

Второй день в Осло я начала с осмотра Новой Оперы. Точнее, с осмотра видов столицы с крыши этого здания. Потом пешком – к крепости Акерсхус, где в своем время находились и тюрьма, и гестапо, а сейчас располагается Министерство обороны Норвегии и Штаб Вооруженных сил. Обойдя всю крепость, я вышла уже с другой стороны, где накануне вечером забиралась на стену, чтобы полюбоваться Осло-фьордом. Теперь же мой путь лежал к пристани, откуда небольшие паромы отправляются на полуостров Бюгдой. Там находится сразу несколько музеев, которые я хотела посетить.
Небольшое отступление, чтобы посчитать мои новые траты. Во-первых, еда. Я брала с собой из Риги несколько бутербродов и шоколадку. В Норвегии абсолютно не считается зазорным есть прямо на улице. Если же вы не собираетесь с собой в рюкзаке таскать бутерброды, можно купить еду в супермаркетах Narvesen (встречается на каждом шагу в центре Осло, для примера цен, я там купила йогурт за 38 крон) или Rimi (есть на ж/д вокзале, и там можно найти много акционных товаров).
Теперь по поводу проезда и посещения музеев. В столице Норвегии можно купить карточку Oslo-pass, которая будет действовать сутки (двое, трое – зависит от цены), за это вам обеспечен бесплатный проезд на всех видах транспорта (и бесплатная парковка – для тех, кто возьмет машину на прокат), а также бесплатный вход во многие музеи (подробнее на сайте visitoslo.com/en). Так, карточка на сутки обойдется в 320 крон. Стоит ее покупать или нет – простая арифметическая задачка. В зависимости от того, сколько времени вы хотите уделить норвежской столице, и что хотите посмотреть. Билет на общественный транспорт в центре города (цена зависит от зоны) стоит 30 крон. Вход в музей 60-90 крон.
Я же, как было написано ранее, села на небольшой паром возле здания ратуши, который за 55 крон отвез меня на полуостров Бюгдой – сосредоточение норвежских музеев – и вернул назад. Я не стала покупать карточку Oslo-pass, но потом об этом пожалела. Я была уверена, что мне просто не удастся посетить несколько музеев. Но оказалось, что до вечернего поезда у меня осталось предостаточно свободного времени.
Первым делом я пошла в музей викингов. Входной билет обошелся в 80 крон, а внутри – два настоящих и почти не тронутых временем корабля викингов, а также все, что удалось найти при раскопках. Я была поражена! Это то, что стоит увидеть!
Второй музей, который я очень хотела посетить, – это музей Кон-Тики, в котором выставлены оба легендарных парусника известного путешественника Тура Хейердала. Там же личные вещи экипажа, фотографии и статуэтка «Оскар» за лучший документальный фильм, снятый во время плавания самим Хейердалом. Вход в музей «Кон-Тики» стоит 90 крон.



Впрочем, оставались еще и бесплатные достопримечательности. Одна из них – парк скульптур Густава Вигеланда. От городской ратуши пешком к нему идти около часа, можно проехать на трамвае.
Скульптор работал над своим детищем 35 лет, за это время он создал 227 скульптур! И не просто скульптур. Каждая – отражает определенные эмоции человека. Причем, названий у композиций нет, посетители парка сами должны догадаться, что хотел сказать автор.
Признаюсь, что я не любитель современного искусства и плохо в нем разбираюсь. Но увиденное даже меня не оставило равнодушной!



До поезда времени еще оставалось много, поэтому я решила не спеша поужинать и купить сувениры. Кофе на вынос в небольших кафетериях стоит 25 крон, уже в ресторанах – около 50. Поэтому я расположилась на лужайке у фонтана (благо, мне повезло с погодой, в Норвегии стояла жара). Выпила кофе и доела свои съестные припасы, а затем побрела изучать ценники на сувениры. Недалеко от вокзала я нашла магазинчик, где торгует выходец из Баку. Он еще немного помнит русский, с удовольствием делает скидки своим «землякам» и даже дарит подарки! И, кстати, цены в этом месте гораздо ниже, чем в остальных магазинах в центре столицы. В сувенирной лавке я оставила 190 крон.
О норвежском поезде стоит сказать то, что билеты там проверяют, проехать «зайцем» не удастся. На каждом сидении – набор из пледа, надувной подушки, маски для глаз и беруш.

Третий день. Переезд в Ставангер. Кафедра проповедника

В 7 утра я была в Ставангере. Туристов на вокзале встречают сотрудники железной дороги, которые выдают карту города и любезно отвечают на стандартные вопросы.
Я сразу побрела к речному вокзалу, он находится минутах в двадцати ходьбы. Моей конечной целью было место под названием «Кафедра проповедника». Чтобы туда добраться, надо сначала доплыть на пароме до городка Тау, а там сесть в автобус. Автобус и паром работают «в связке», ждать транспорт не приходится. Все билеты можно купить еще в Ставангере, поездка в обе стороны обойдется в 250 крон.
Автобус нас привозит к стартовой площадке. Там есть кафе, магазин, туалет и даже вай-фай. Дальше – только пешком. Четыре километра в гору, это около двух часов в одну сторону.
Я очень переживала, дойду ли я. Ведь специальной подготовки у меня нет. Как не было и специальных обуви и одежды. Но путь оказался не таким уж и сложным.

И вот – кафедра Проповедника. Такое название утесу дали в народе за внешнее сходство – это выдающийся вперед почти ровный квадрат площадью примерно 25 на 25 метров. Внизу – безумной красоты Люсе-фьорд.
Обязанность каждого туриста сфотографироваться на краю утеса. Но сделать это не так легко, как кажется со стороны. Наверху такой ветер, что просто сдувает вас с ног в прямом смысле. Поэтому первый раз по скале буквально ползешь, и там уже, на краю, постепенно расправляешься.
А потом можно просто сидеть на краю обрыва. И смотреть вниз. На блестящие воды фьорда, проплывающие мимо корабли и бескрайние просторы, которые сотворила здесь природа еще в доисторические времена. Вот уж где можно пофилософствовать о смысле жизни.



Время пробежало незаметно, и пора было возвращаться в город. Ведь там мне еще предстояло найти гостевой дом, где я забронировала комнату. Кстати, в Ставангере недалеко от вокзала есть Туристический центр, где мне на карте прочертили маршрут до моей гостиницы.

День четвертый. Подъем к камню-горошине

На этот день у меня была запланирована поездка на плато Кьераг. Там, в километре над уровнем моря, между двух скал, застрял огромный камень. В народе его прозвали камнем-горошиной.
Место находится довольно далеко от Ставангера. Единственный автобус отправляется в 7 утра, а уже в 16:45 едет назад. Удовольствие это совсем не дешевое – 490 крон! Но дешевле – только автостоп.
Я пришла на автовокзал заранее, кроме меня там был только парень из Кореи. Но когда приехал автобус, оказалось, что живой очереди просто не существует! Все билеты раскуплены заранее. Толпа желающих втиснуться в совсем не резиновый транспорт оставалась на платформе и жалобно взывала к шоферу. А у него в руках был список счастливчиков, купивших билеты заблаговременно, и он ждал только двоих «отстающих». И вот, к моему великому счастью, и к счастью моего нового корейского друга, эти двое так и не появились. И вместо них в автобус прошли мы!

От туристической стоянки до камня-горошины 5 километров в гору. Это где-то 2,5 часа пути. В этот раз трасса гораздо сложнее, подъемы круче, иногда приходится держаться за цепи, которые специально установлены в самых сложных участках маршрута. Наверху, на плато, ужасный ветер. Хорошо, что у меня с собой был шарф. В некоторых местах лежит снег. Но на солнышке довольно тепло, раздеваешься до футболки.
Когда я подошла к камню-горошине, к нему уже выстроилась очередь из желающих проверить свои силы и пощекотать нервы – для этого достаточно хотя бы пару минут постоять на вершине «самого опасного камня в мире».
Со стороны это смотрится довольно смешно. Каждый ступает на камень и принимает одну и ту же позу. А кто-нибудь на другом конце пропасти с десятком фотоаппаратов в руках делает снимок. Умилила лишь пожилая супружеская пара, которая позировала на камне в обнимочку. Но по возвращению домой на свое фото ты уже смотришь другими глазами. Вряд ли у кого-то из друзей будет такое же!
Да и залезть на камень не так уж легко. Помните, я писала о нереальном ветре на вершине плато? Так вот, одно дело, когда тебя сдувает с ног на широкой поверхности, другое дело – когда сделав шаг в сторону, ты полетишь вниз.



После выполнения главной миссии - небольшой обед, с видом на все тот же завораживающий Люсе-фьорд. И пора спускаться вниз, ведь автобус не ждет! На стоянке у меня еще осталось время выпить кофе (39 крон), и только зайдя в ресторан, я увидела, что здание с панорамными окнами стоит на краю обрыва. Снаружи – небольшая смотровая площадка. В общем, кофе оказался весьма кстати!

Пятый день. Ставангер: центр города – набережная – рыболовецкий квартал – памятник Три меча

Последний день путешествия я решила посвятить прогулке по городу. Ставангер когда-то был обычной рыболовецкой деревушкой, но в 1969-м году в Северном море рядом с ним нашли нефть. Теперь это один из самых богатых городов одной из самых богатых стран мира!
В центре, рядом с низенькими домиками, появились многоэтажные фешенебельные отели, рядом – бутики мировых брендов. А кварталу, где когда-то жили рыбаки, придали музейный вид. Чтобы туристам было приятнее там гулять, все здания выкрасили в белый цвет. Впрочем, среди местного населения нашлись свои смутьяны, которые красить дома отказалась. Их небольшие жилища до сих пор серые и какие-то неприглядные.
Центр Ставангера наоборот впечатляет своими красками. Повсюду стоят фигурки троллей и небольшие скульптуры животных. А домики, чьи фасады выходят на набережную, будто с красочной скандинавской открытки. В них расположены бары и рестораны. Все столики забиты.



После обеда я отправилась на окраину Ставангера. Там находится памятник «Три меча», который символизирует объединение норвежских земель в единое государство. Что я могу сказать – памятник, конечно, величественный. Но ехать к нему стоит только в том случае, если у вас, как и у меня, будет много свободного времени. Проезд в обе стороны обойдется в 64 кроны.
Первую часть ночи я провела в баре на набережной. Бокал пива там стоит 84 кроны! Но в любом случае, это дешевле и интереснее, чем спать в гостевом доме. В три часа ночи отправляется первый автобус в аэропорт (по будням они ходят круглосуточно, а по выходным делают перерыв с 10 вечера до 3 ночи). Проезд стоит 120 крон. В аэропорту я поняла, как правильно поступила, что не поехала туда в 10 вечера! Ведь кафе и магазины, расположенные там, на ночь закрываются. Можно, конечно, поспать на лавочке, что я и делала пару часов до регистрации.
Вот так и закончилось мое путешествие в Норвегию. Купив на оставшиеся кроны брелоков в виде троллей, уставшая, но довольная, я отправилась назад в Ригу. Надо сказать, это было одно из самых лучших путешествий за мою жизнь!