Как в Гайане я осталась без попутчика
Предыдущая история - Ночёвка в бразильской семье
Следующая история - Через сельву
Бразильско-гайанскую границу мы с Павлом прошли быстро. Пограничники поздравили с отменой визы россиянам при въезде в Гайану, поставили в паспорта въездные штампы и мы вошли в эту маленькую, почти неизвестную страну.
Без такси на той стороне не обошлось, за 20 бразильских реалов нас привезли в городок Летем в километре от границы. Это было первое надувательство. В самом деле проезд этого километра стоил 10 реал, но у таксистов определённая схема работы по всему миру. Круговая порука… Если ты отказался ехать за первую озвученную сумму, то ни один другой водитель тебя не повезёт дешевле, и никто не скажет, что этот город в 15-ти минутах ходьбы. А бразильскими реалами в приграничной зоне можно пользоваться вплоть до Летема.
В Гайане левостороннее движение и, переезжая пограничную полосу, я даже вскрикнула от испуга. Машина резко берёт влево, будто вылетает на встречную полосу.
Итак, мы в Летеме. Крошечный автовокзал вроде большого сарая примостился у асфальта. Потенциальными пассажирами на любой предлагаемый транспорт были только мы. Вокруг сновали чернокожие гайанцы, ведь в стране 80 процентов чёрного населения. Местные мужчины подрабатывали здесь извозом по грунтовым дорогам. К тому же в стране существует заповедник Кануки, куда иногда случаются пассажиры из туристов.
Внешний вид жителей Летема настораживал, выражение лиц гайанцев смело можно назвать «бандитское». На что Павел деловито заключил:
— Да они все такие. Карибское побережье. Во времена рабовладения везли сюда африканцев для работы на плантациях сахарного тростника. Одним словом — тростник валили. Теперь их потомки здесь заправляют.
Я смотрела на чёрные негроидные лица с нагловатым выражением и совсем не понимала — как я переживу Гайану?
В «автосарае» мы поинтересовались о возможных экскурсиях. Здесь предложили джип за $400 в заповедник Кануки, а там дополнительно нужно платить за лодку через реку и ночлег. Это даже не тур, а частный извоз. Но с такими лицами только туристов отпугивать. Ещё неизвестно куда отвезут.
Мы не стали больше ничего спрашивать и тем более торговаться. Было ясно, эти люди не имеют представления о ценах на подобные туры. Мы поняли, что гор Кануки и водопада Кайетур нам не видать, как бы мы туда не стремились.
С этого момента я самостоятельно начала познавать реалии гайанской жизни, так как Павел собрался возвращаться.
Вокруг Летема на сотни километров нет ни одного доступного города. Только две дороги из этой дыры под названием «Летем». Одна дорога ведёт в столицу Джорджтаун — более 600 километров по бездорожью, да со скоростью 40 км\час. Вторая дорога уводит обратно в Бразилию. Её и выбирает Павел, объяснив ситуацию нехваткой времени. Несколько фото гайанских вывесок он сделал себе на память, и мы, тепло простившись, расстались. Павел вернётся в Бразилию, а я уезжаю в Джорджтаун. Колебаний нет.
Решила ехать одна в эти глухие, редко посещаемые места. Билет на автобус в столицу обошёлся в 50 американских долларов (благо ими можно рассчитываться). Почему акцентирую на определении «американский доллар»? Чтобы избежать путаницы. Потому что в Гайане ходит гайанский доллар, а он дешевле американского в 200 раз.
Ехать предстояло 12 часов до побережья синего Карибского моря. По моим подсчётам должна была приехать в Джорджтаун в два часа ночи. Это как раз то время, в которое предпочитаю не передвигаться в незнакомых городах. Тревога нарастала, мысли бешено метались:
— И как я там? Неизвестно. Хорошо, если в столичном терминале разрешат досидеть до утра. В ночь не пойду никуда! А если терминал будет закрыт, то из автобуса не выйду, пусть думают, куда меня деть. Отвечают!
Но об этом провокационном плане водители, которых двое, пока не знали. А что им заранее нервничать?
Всё уже было готово к отправлению. Транспорт внешне выглядел презентабельно, но выпущен в 70-ых годах в Бразилии. Низкие спинки узких сидений не предназначены для отдыха в дороге, а расстояние между предыдущим рядом сидений столь узкое, что мои ноги там не разместились бы. Но с учётом того, что первая поднялась в салон, то выбрала себе одиночное кресло у передней двери. Пожалуй, это было самое комфортное место во всём автобусе. Пассажиров набралось на целый салон. Поехали!
К моему удивлению наш рейс отправился отмечаться на пограничный пункт, откуда мы с Павлом приехали на такси в Летем, да ещё и за двойную плату. Но нам никто не дал совет ждать автобус на пограничном переходе. Так-то вот!
У границы в наш автобус сели несколько пассажиров. Оказалось, что все рейсы в Джорджтаун регистрируются у пограничников. Таков порядок. Это очень важно было знать, только теперь было не нужно. Пришлось учиться на своих ошибках. Подсказок у меня не было.
Удобно устроилась в своём кресле и приготовилась к восприятию окружающего мира. При общении с пассажирами приходилось мешать английский и испанский языки для своего же удобства, и это очень помогало. Так было куда легче понимать гайанцев.
Коротко о важном
В Гайане пользуются английским языком, но многие граждане понимают португальскую речь. Сказалось соседство с Бразилией.
Когда испанцы в конце 15-го века открыли Гвианский берег, их не заинтересовала болотистая местность с нездоровым климатом, с сотнями рек и речушек. Только через три века голландцы решили обосноваться в непригодившихся никому землях. Они надеялись на торговлю с местными индейцами араваками. Но дело оказалось не прибыльное.
Тогда предприимчивые колонизаторы занялись выращиванием табака, кофе, сахарного тростника, и снова не повезло — араваки не хотели работать на плантациях. Индейцы бежали в лес, как от чумы. Выход был один — завозить рабов из Африки.
Африканцы же всё больше танцевать любили под свои ритмы, а не работать на сахарных плантациях. Голландцы же надеялись, что чёрные рабы, измученные многомесячной дорогой через океан, будут счастливы и примут свою долю смиренно.
Но не тут-то было. Бунты против хозяев вспыхивали раз за разом. Вольность и свобода — естественное состояние человека. Сдавались только мёртвые.
Колонизаторы безжалостно относились к рабам, как, впрочем, всегда и везде. Много народу тогда истребили — сначала индейцев, потом африканцев. Рабы убегали от тяжёлой работы в сельву и создавали свои колонии.
В начале 19-го века англичане захватили голландские поселения, а впоследствии земля Гайаны отошла Великобритании. К середине 19-го века рабство отменили. Африканские рабы совсем ушли с плантаций и потянулись в города. Англичанам ничего не оставалось, как вербовать рабочую силу со стороны. Именно по этой причине в Гайане до сих пор живут потомки китайцев, индусов, португальцев. В 1966 году колониализм пал, страна обрела независимость.
Продолжение будет