Как я пережила два землетрясения в Непале

Этот опыт дал мне понять, что не стоит расстраиваться, если что-то пошло не по плану. Возможно, просто кто-то присматривает за вами сверху и лучше знает, чему быть, а чего не миновать.

Итак, в Непал мы собрались с целью покорить две новые вершины рядом с Эверестом: пик Хиллари (7900) и пик Тензинг (7700). Мне была отведена роль боевой подруги, которая должна была ожидать своего героя в лагере у подножия гор. Покорение было рассчитано на 45 дней. Я запаслась книгами, учебниками, рукоделием, фильмами. Перспектива полтора месяца находиться один на один с собой, откровенно скажу, пугала. Но это уже отдельная история.



В итоге, задержались мы там ненадолго. Агентство не смогло обеспечить надлежащую безопасность для восхождения. Двухдневный ледник и склон под 80 градусов без необходимого крепежного оборудования - это не шутки. Друг принял трудное для него решение отказаться от восхождения, по крайней мере, в этом году. Мы были сильно огорчены: планы нарушены, усилия не оправдались, время потеряно... И, к тому же, чем теперь занять оставшиеся 6 недель в Гималаях?

Возник новый план: освоить близлежащие треки и, в том числе, заглянуть в тогда еще мирно располагавшийся под Эверестом базовый лагерь альпинистов. Вначале мы спустились до неофициальной столицы долины Кумбу, посёлка Намче Базар (3440). Здесь можно легко провести неделю и более, но всё же сидеть в одном месте стало скучно, и мы собрались в путь в лагерь. Но вновь задуманному было не суждено свершиться...



Первое землетрясение настигло нас в поселении Тенгбоче (3876), где находится известный буддийский монастырь.



Около полудня пол, стены, столы и стулья в столовой, в которой мы обедали, - всё поплыло под ногами. Все рванули к выходу. Скучковавшись перед хостелом, мы не могли поверить своим глазам - то ли это сон, то ли снимают фильм ужасов: земля под ногами плывет, а от дома отваливаются куски стен. Оглянувшись назад, я поняла, что бежать, собственно, некуда - мы на высоте почти 4 000 метров на самой вершине склона. Когда все закончилось, тогда еще никто не знал, что происходит, где эпицентр, есть ли пострадавшие. Мы были одни из немногих туристов в этом месте. Устрашающие новости мы узнали по спутниковому телефону, незаменимому средству связи в горах: Катманду частично разрушен, старинные постройки снесены мощными толчками в 7.9 баллов, есть жертвы. Мы не верили тому, что происходит. Последний раз Непал так трясло 80 лет назад. К слову, древней монастырь, который также на наших глазах стал разваливаться по частям, подвергался ударам стихии дважды за свою историю: от схода лавины и, затем, пожара.


После этого дня на протяжении двух недель мы переживали около сотни, так называемых, афтершоков - толчков, следующих после основного землетрясения.

Теперь, я думаю, вы поняли, почему я сказала вначале, что иногда не так плохо, когда что-то идёт не по плану. В нашем случае это спасло нам жизнь.

В результате первого землетрясения множество жилых домов, школ и больниц в долине Кунди было разрушено, но быстрой помощи ждать не приходилось, так как все силы спасателей были брошены на разбор развалин в Катманду и эвакуацию пострадавших на Эвересте.

В новостях ничего не сообщали о происходящем на склонах.

Все местные жители и туристы переместились из хостелов в палатки подальше от каменных домов. Посёлок выглядел опустевшим и брошенным, как после конца света. У нас палатки не было, поэтому мы остались в хостеле. Водопроводная и питьевая вода, а также еда заканчивались. Несколько дней мы питались только шоколадными батончиками и консервированными соками - всё, что могли найти в гостинице.



Теперь всё наше время и усилия были направлены на сбор пожертвований на восстановление посёлка Намче Базар. Здесь мы провели несколько недель и уже понимали, кому в первую очередь требуется помощь. Основной причиной, почему люди остались без крыши над головой, стало то, что дома тут построены из валунов, скрепленных глиной, что, естественно, рушится на раз-два. Мы открыли фонд сбора пожертвований на восстановление школы и монастыря. За несколько дней откликнулось множество друзей и знакомых, а иногда и просто неравнодушных людей. Много денег собрал общий фонд Красного Креста, но мы были рады и тому количеству денег, которые перечислили в наш фонд, так как их мы можем контролировать, куда и на что они пойдут.


Постепенно в посёлок стала возвращаться жизнь, люди стали спускаться из палаточного городка в свои дома, заработали магазины.

Но спокойствию не суждено было продлиться долго. Уже через две недели всё повторилось.

12 мая, также в полдень, Непал и Гималаи во второй раз содрогнулись от более чем 7-бального землетрясения. Этого не ожидал никто. В этот раз я находилась в номере 4-этажной гостиницы, благо, на первом этаже. Я поняла, что это не афтершок через уже две секунды, когда стали трещать стены и отовсюду посыпался песок. Я выбежала в длинный коридор. Казалось, что меня мотает от стены к стене, перед глазами все плыло. Все бегущие застряли у дверного проёма, так как бежать дальше некуда - прямо перед входом стена такой же гостиницы качалась из стороны в сторону. Сразу после первого последовали ещё несколько сильных толчков, но мы уже успели отбежать на безопасное расстояние. Что ж, впереди нас снова ждали долгие дни и ночи ожидания, палаток и полевой кухни.



Всё усугубляется еще и началом сезона дождей. Каждый день во второй половине дня и ночью идёт проливной дождь, со склонов вода стекает водопадами, а по улочкам бегут грязевые потоки. Поэтому людям, оставшимся без крова, уже совершенно некуда идти. Сейчас им остается только ждать новой партии крепких палаток от Красного Креста, которых не будет смывать дождями...



Знаете, ожидать чего-то всегда трудно, но когда ты не просто сидишь и ждешь, а понимаешь, что то, чего ты ждешь, может наступить уже в следующую секунду и тебе нужно моментально среагировать и сорваться с места - это сродни тому, как спринтер, стоя на низком старте, ждет выстрела арбитра. Правда, здесь на кону не победа, а твоя жизнь.

P.S. Пока я писала эту заметку, нас сотрясло очередным мощным афтершоком, приблизительно 3-4 балла по шкале Рихтера. Остаётся надеяться, что на этом история о землетрясениях в Непале закончится.