Как живут индейцы чистой крови - мисак?
Колумбия удивительная страна! Здесь всё ещё можно встретить племена чистокровных индейцев. Речь пойдёт об индейцах мисак или гуамбианос.
***
Поселились гуамбианос на юго-западе Колумбии с незапамятных времён, сейчас это департамент Каука. Западные склоны Андийских хребтов (Центральные Кордильеры) - их исконные земли. А своё название народ получил по имени поселения Гуамбиа, в окрестностях которого обосновались своей колонией. До появления Гуамбии племя называлось мисак, намуй, могех.
Как увидеть этот народ воочию, чтобы удовлетворить своё любопытство? Сделать это намного проще, чем соприкоснуться с индейскими племенами Бразильской Амазонии. Для этого нужно начать сначала: прилететь в столицу Колумбии Боготу, потом всю ночь ехать на автобусе до городка Ля Плата, затем через горные хребты в город дождя Попаян, а это ещё шесть часов, оттуда во вторник, именно во вторник попасть в местечко Сильвия.
Город Попаян в регионе Каука
Здесь раз в неделю проходит традиционный базар, куда стекаются гуамбианос со склонов красивейших гор.
Именно здесь, между Гуамбией и Сильвией, беспорядочно разбросаны дома сарайного типа, принадлежащие индейской резервации. Существует правило у коренных народов Анд - заселять только красивые места, а ещё лучше, когда на фоне синего неба горы рисуют профиль лица индейца. Такой знак считается добрым. Значит, поселение в этом месте станет счастливым для людей.
Мисак совсем маленький народ, живут дружно, взаимопомощь у них на первом месте. Сейчас их 15 000 человек, но перепись населения усложнена разбросанным проживанием, поэтому цифра скорее всего неточная. Занимаются люди огородничеством, ткачеством, валяют фетр, выращивают кукурузу.
По вторникам подводы индейцев с впряженными в них мулами по всем дорогам прибывают в Сильвию. Загружены повозки знаменитым мафафу с земель Гуамбии, клубни которого напоминают картофель и пользуются на рынке особым спросом, а в остальном привычные нам овощи. Что касается кукурузы, то она здесь цветная, то есть чёрная, сиреневая, коричневая и обычная жёлтая. Кроме продуктов индейцы продают свои пончо и шарфы, сумки и юбки, а обратно везут муку и крупы, сахар, масло, каменную соль кусками и всё такое прочее. У мисак не принято солить пищу, они лижут кусок соли, держа его в руке, как хлеб. В Колумбии месторождения каменной соли выходят на поверхность, в её добыче нет сложности, но гуамбиано привыкли использовать соль именно так, а идёт эта традиция издавна.
Плюс ко всему индейцы давно научились управляться с домашними животными, а лошадь уже как 500 лет не наводит ужас на коренные народы Латинской Америки. Пожалуй, единственно привычным домашним животным является для них маленькая капибара или обычная морская свинка, грызун со смешным названием куй. С незапамятных времён разводят капибар в индейских селениях, кормят их травой и овощами, а детям они вместо котят. Это животное вывозят в клетках на базар для продажи.
Куй употребляют в пищу от Перу до Эквадора. Готовят их по разному. Мне досталась тушка животного, незамысловато зажаренная до сухости и сдобренная соусами. Традиционное блюдо выглядит непривычно для нас, а значит, не привлекательно. Стоит жареная капибарка приличных денег в сравнении с другими традиционными кушаньями. Съела я куя из интереса, но без аппетита и только один раз..Напоминает кролика по вкусу, а вот внешний вид головы с зубами вызывает брезгливость. Зажаривают грызуна до неузнаваемости, чтобы по случаю продлить срок хранения.
Кроме этого из куя готовят фрикадельки, из мафафы замечательное пюре, варят суп из кукурузы, пекут лепёшки из листьев коки, заваривают чай из неё же. Такой экзотический набор традиционных блюд входит в привычный рацион народа гуамбиано. Нельзя сказать, что коку гуамбианос выращивают на плантациях, но для себя несколько кустов имеет каждая семья. А всему виной борьба с наркотиками, которая фанатично ведётся правительством Колумбии. Достали мафиози! Медельинский картель уничтожен, на смену ему пришёл Калийский, а регион Кали соседствует с Каукой. Вот и цепляется полиция за каждый куст коки. Какие уж тут плантации?
- Так продают листья коки в Боливии
С учётом того, что мисак сами ткут, прядут, вяжут, красят, то все они одеты в одинаковые фиолетово-васильковые костюмы.
Это удивительно красиво, ярко, необычно! Хоть женщины, хоть мужчины носят высокие чёрные и коричневые ботинки, хлопковые носки. Мужчины надевают юбки с запАхом позади, а на плечи накидывают лёгкие пончо.
Все женщины одинаково стрижены под "каре", за спиной они носят плетёные белые сумки-сетки. Их пончо отличается от мужских яркостью голубого цвета и отделаны розовой каймой.
Шея женщин неизменно увешана массивными связками бус белого бисера.
Все взрослые мисак поголовно в фетровых шляпах-котелках, иногда в экстравагантных плоских, вязаных шляпках с цветной отделкой.
Это настоящее зрелище, даже маскарад цветов и цвета, когда деревня принимает единый голубой облик. А всё потому, что плюс к васильковому наряду людей вся главная площадь Сильвии засажена высокими кустами с буйным цветением фиолетовых цветов. Как будто специально под индейцев развели!
Так и это ещё не всё! Автобусы! Они стали последним аккордом во всей естественной красоте деревни.
Расписные автобусы под стать индейцам с громким рыком моторов въезжали на площадь к самой церкви и от неё же отправлялись, увозя с собой людей в васильковых нарядах. Не все же приезжают торговать со своих подвод, многие едут за покупками.
Те, кому нечем платить за проезд, пристраиваются к автобусу с внешней стороны. Их никто не прогоняет и "зайцами" не обзывает.) Пусть себе ездят!
Базарный день в Сильвии превращается во всеобщий праздник, даже напоминает маскарад, где белые туристы совсем не редкость.
Признаюсь, со стороны индейцы мисак выглядят смешно и наивно, но культура индейских племён очень скоро может затеряться в веках. Нужно смотреть на неё сейчас, пока цивилизация не смешала все народы в едином миксе с похожими пристрастиями и забытыми традициями предков.
Пока ещё гуамбианос пользуются своим языком с таким же названием, как и основным испанским. В их обществе принята патриархальная система родства, а католичество, навязанное во времена конкистадоров, они мешают со своими языческими верованиями. Лишь малая часть гуамбиано являются протестантами.
***
Немного из истории народа.
Когда мы читаем в Википедии "Провинции Кали и Попаян были завоёваны в 1536 – 1537 годах Себастианом де Беналькасаром. Испанский конкистадор, исследователь Перу, Эквадора и Колумбии. 1536 — 1539 исследовал Колумбию в поисках сказочной страны Эльдорадо.", то представляем себе бравого конкистадора на коне в шляпе с перьями египетской цапли и доспехах, триумфально шествующего со своими подданными по древним городам индейцев, которые, склонив повинно головы, преподносят золотые изделия в подарок. А словосочетание "были завоёваны" ассоциируется с трудностями, борьбой, лишениями испанцев в битвах с жестокими и неуловимыми индейцами, что владели искусством войны при помощи стрел с кураре.
На самом деле открытие земель выглядело карательным истреблением индейцев по всей Америке. Что-то мы об этом слышали, но навряд ли кто-то представляет себе масштабы зверств. Только на территории Мексики к коренному населению было чуть меньше зла со стороны завоевателей.
Гуамбианос с приходом испанцев во главе с Беналькасаром были уничтожены практически полностью. Причем, очень зверски. Целым селениям отрубали руки, обрезали уши, носы, вспарывали животы, на растяжки вешали. Золото хотели больше, чем могли дать индейцы. Золотую страну Эльдорадо требовали показать. Особенно было "модно" скармливать живых людей собакам. Страдали все индейские народы, пока испанцы не объелись, простите, и не получили приказ перестать лютовать. Истязания народа приняли завуалированный облик. А всё благодаря испанскому священнику Бартоломе де Лас-Касас, который со всеми страшными подробностями написал доклад о разорении Индий и доставил его в Испанию королю Филиппу II, чем всколыхнул всю Европу.
В течение двухсот лет конкистадоры листали кровавые страницы истории.
Индейцев к тому моменту на материке почти не осталось. Уцелели крохи разрозненных народов, они не смогли вновь возродиться и восстановить свои культуры, они все смешались между собой. А гуамбианос смогли. В их жилах течёт чистая кровь индейцев только первой группы с положительным резусом (это особенность у 99 процентов всех оставшихся чистокровных индейцев). Тех 15 000 человек правительство Колумбии сейчас бережет и выделяет субсидии из федерального бюджета. Есть ещё в Америках возрождённые чистокровные индейские племена, но я о людях мисак.
На благодатнейших землях между Попаяном и Кали были разорены и сожжены все поселения, эти красивейшие места обезлюдели, а из тысяч и тысяч мисак выжили несколько сотен, да и те находились в бегах.
Кстати, многие поселения Латинской Америки не пускают испанских туристов в свои зоны. Не могут простить той страшной резни в течение двухсот лет. Они ведь думали, боги, а оказались убийцы. Кто тогда ходил в дальние плавания на поиски неизвестных земель? Отщепенцы, преступники, конченые отморозки набирались в команды. Алчные до денег и золота безжалостные убийцы. Терять им было нечего. И с Колумбом те же самые преступники плавали. Страшно читать сохранившиеся материалы из того времени. Теперь же энциклопедия пишет о конкистадорах, как великих первооткрывателях новых земель, но никак не о великих убийцах всех времён и народов. Заслуги им приписывают без упоминания о том, как тираны соревновались и извращались в придумывании пыток против безоружных и добродушных индейцев.
Оставшихся в живых почти через 200 лет уничтожения стали обращать в католичество, но они так и не смогли отойти от своих религий. При захвате Америки миссионерам не давали возможности обращать индейцев в христианство, чтобы народы были в полном неведении, страхе и подчинении.
Такая страшная судьба постигла коренное население Америки. Я за миротворчество, и мне отрадно, что в настоящее время индейский фольклор и традиции ещё существуют, несмотря на то, что цивилизация и урбанизация в компании передовых технологий постучалась и к ним в едва приоткрытую дверь.
***
Поселились гуамбианос на юго-западе Колумбии с незапамятных времён, сейчас это департамент Каука. Западные склоны Андийских хребтов (Центральные Кордильеры) - их исконные земли. А своё название народ получил по имени поселения Гуамбиа, в окрестностях которого обосновались своей колонией. До появления Гуамбии племя называлось мисак, намуй, могех.
Как увидеть этот народ воочию, чтобы удовлетворить своё любопытство? Сделать это намного проще, чем соприкоснуться с индейскими племенами Бразильской Амазонии. Для этого нужно начать сначала: прилететь в столицу Колумбии Боготу, потом всю ночь ехать на автобусе до городка Ля Плата, затем через горные хребты в город дождя Попаян, а это ещё шесть часов, оттуда во вторник, именно во вторник попасть в местечко Сильвия.
Город Попаян в регионе Каука
Здесь раз в неделю проходит традиционный базар, куда стекаются гуамбианос со склонов красивейших гор.
Именно здесь, между Гуамбией и Сильвией, беспорядочно разбросаны дома сарайного типа, принадлежащие индейской резервации. Существует правило у коренных народов Анд - заселять только красивые места, а ещё лучше, когда на фоне синего неба горы рисуют профиль лица индейца. Такой знак считается добрым. Значит, поселение в этом месте станет счастливым для людей.
Мисак совсем маленький народ, живут дружно, взаимопомощь у них на первом месте. Сейчас их 15 000 человек, но перепись населения усложнена разбросанным проживанием, поэтому цифра скорее всего неточная. Занимаются люди огородничеством, ткачеством, валяют фетр, выращивают кукурузу.
По вторникам подводы индейцев с впряженными в них мулами по всем дорогам прибывают в Сильвию. Загружены повозки знаменитым мафафу с земель Гуамбии, клубни которого напоминают картофель и пользуются на рынке особым спросом, а в остальном привычные нам овощи. Что касается кукурузы, то она здесь цветная, то есть чёрная, сиреневая, коричневая и обычная жёлтая. Кроме продуктов индейцы продают свои пончо и шарфы, сумки и юбки, а обратно везут муку и крупы, сахар, масло, каменную соль кусками и всё такое прочее. У мисак не принято солить пищу, они лижут кусок соли, держа его в руке, как хлеб. В Колумбии месторождения каменной соли выходят на поверхность, в её добыче нет сложности, но гуамбиано привыкли использовать соль именно так, а идёт эта традиция издавна.
Плюс ко всему индейцы давно научились управляться с домашними животными, а лошадь уже как 500 лет не наводит ужас на коренные народы Латинской Америки. Пожалуй, единственно привычным домашним животным является для них маленькая капибара или обычная морская свинка, грызун со смешным названием куй. С незапамятных времён разводят капибар в индейских селениях, кормят их травой и овощами, а детям они вместо котят. Это животное вывозят в клетках на базар для продажи.
Куй употребляют в пищу от Перу до Эквадора. Готовят их по разному. Мне досталась тушка животного, незамысловато зажаренная до сухости и сдобренная соусами. Традиционное блюдо выглядит непривычно для нас, а значит, не привлекательно. Стоит жареная капибарка приличных денег в сравнении с другими традиционными кушаньями. Съела я куя из интереса, но без аппетита и только один раз..Напоминает кролика по вкусу, а вот внешний вид головы с зубами вызывает брезгливость. Зажаривают грызуна до неузнаваемости, чтобы по случаю продлить срок хранения.
Кроме этого из куя готовят фрикадельки, из мафафы замечательное пюре, варят суп из кукурузы, пекут лепёшки из листьев коки, заваривают чай из неё же. Такой экзотический набор традиционных блюд входит в привычный рацион народа гуамбиано. Нельзя сказать, что коку гуамбианос выращивают на плантациях, но для себя несколько кустов имеет каждая семья. А всему виной борьба с наркотиками, которая фанатично ведётся правительством Колумбии. Достали мафиози! Медельинский картель уничтожен, на смену ему пришёл Калийский, а регион Кали соседствует с Каукой. Вот и цепляется полиция за каждый куст коки. Какие уж тут плантации?
- Так продают листья коки в Боливии
С учётом того, что мисак сами ткут, прядут, вяжут, красят, то все они одеты в одинаковые фиолетово-васильковые костюмы.
Это удивительно красиво, ярко, необычно! Хоть женщины, хоть мужчины носят высокие чёрные и коричневые ботинки, хлопковые носки. Мужчины надевают юбки с запАхом позади, а на плечи накидывают лёгкие пончо.
Все женщины одинаково стрижены под "каре", за спиной они носят плетёные белые сумки-сетки. Их пончо отличается от мужских яркостью голубого цвета и отделаны розовой каймой.
Шея женщин неизменно увешана массивными связками бус белого бисера.
Все взрослые мисак поголовно в фетровых шляпах-котелках, иногда в экстравагантных плоских, вязаных шляпках с цветной отделкой.
Это настоящее зрелище, даже маскарад цветов и цвета, когда деревня принимает единый голубой облик. А всё потому, что плюс к васильковому наряду людей вся главная площадь Сильвии засажена высокими кустами с буйным цветением фиолетовых цветов. Как будто специально под индейцев развели!
Так и это ещё не всё! Автобусы! Они стали последним аккордом во всей естественной красоте деревни.
Расписные автобусы под стать индейцам с громким рыком моторов въезжали на площадь к самой церкви и от неё же отправлялись, увозя с собой людей в васильковых нарядах. Не все же приезжают торговать со своих подвод, многие едут за покупками.
Те, кому нечем платить за проезд, пристраиваются к автобусу с внешней стороны. Их никто не прогоняет и "зайцами" не обзывает.) Пусть себе ездят!
Базарный день в Сильвии превращается во всеобщий праздник, даже напоминает маскарад, где белые туристы совсем не редкость.
Признаюсь, со стороны индейцы мисак выглядят смешно и наивно, но культура индейских племён очень скоро может затеряться в веках. Нужно смотреть на неё сейчас, пока цивилизация не смешала все народы в едином миксе с похожими пристрастиями и забытыми традициями предков.
Пока ещё гуамбианос пользуются своим языком с таким же названием, как и основным испанским. В их обществе принята патриархальная система родства, а католичество, навязанное во времена конкистадоров, они мешают со своими языческими верованиями. Лишь малая часть гуамбиано являются протестантами.
***
Немного из истории народа.
Когда мы читаем в Википедии "Провинции Кали и Попаян были завоёваны в 1536 – 1537 годах Себастианом де Беналькасаром. Испанский конкистадор, исследователь Перу, Эквадора и Колумбии. 1536 — 1539 исследовал Колумбию в поисках сказочной страны Эльдорадо.", то представляем себе бравого конкистадора на коне в шляпе с перьями египетской цапли и доспехах, триумфально шествующего со своими подданными по древним городам индейцев, которые, склонив повинно головы, преподносят золотые изделия в подарок. А словосочетание "были завоёваны" ассоциируется с трудностями, борьбой, лишениями испанцев в битвах с жестокими и неуловимыми индейцами, что владели искусством войны при помощи стрел с кураре.
На самом деле открытие земель выглядело карательным истреблением индейцев по всей Америке. Что-то мы об этом слышали, но навряд ли кто-то представляет себе масштабы зверств. Только на территории Мексики к коренному населению было чуть меньше зла со стороны завоевателей.
Гуамбианос с приходом испанцев во главе с Беналькасаром были уничтожены практически полностью. Причем, очень зверски. Целым селениям отрубали руки, обрезали уши, носы, вспарывали животы, на растяжки вешали. Золото хотели больше, чем могли дать индейцы. Золотую страну Эльдорадо требовали показать. Особенно было "модно" скармливать живых людей собакам. Страдали все индейские народы, пока испанцы не объелись, простите, и не получили приказ перестать лютовать. Истязания народа приняли завуалированный облик. А всё благодаря испанскому священнику Бартоломе де Лас-Касас, который со всеми страшными подробностями написал доклад о разорении Индий и доставил его в Испанию королю Филиппу II, чем всколыхнул всю Европу.
В течение двухсот лет конкистадоры листали кровавые страницы истории.
Индейцев к тому моменту на материке почти не осталось. Уцелели крохи разрозненных народов, они не смогли вновь возродиться и восстановить свои культуры, они все смешались между собой. А гуамбианос смогли. В их жилах течёт чистая кровь индейцев только первой группы с положительным резусом (это особенность у 99 процентов всех оставшихся чистокровных индейцев). Тех 15 000 человек правительство Колумбии сейчас бережет и выделяет субсидии из федерального бюджета. Есть ещё в Америках возрождённые чистокровные индейские племена, но я о людях мисак.
На благодатнейших землях между Попаяном и Кали были разорены и сожжены все поселения, эти красивейшие места обезлюдели, а из тысяч и тысяч мисак выжили несколько сотен, да и те находились в бегах.
Кстати, многие поселения Латинской Америки не пускают испанских туристов в свои зоны. Не могут простить той страшной резни в течение двухсот лет. Они ведь думали, боги, а оказались убийцы. Кто тогда ходил в дальние плавания на поиски неизвестных земель? Отщепенцы, преступники, конченые отморозки набирались в команды. Алчные до денег и золота безжалостные убийцы. Терять им было нечего. И с Колумбом те же самые преступники плавали. Страшно читать сохранившиеся материалы из того времени. Теперь же энциклопедия пишет о конкистадорах, как великих первооткрывателях новых земель, но никак не о великих убийцах всех времён и народов. Заслуги им приписывают без упоминания о том, как тираны соревновались и извращались в придумывании пыток против безоружных и добродушных индейцев.
Оставшихся в живых почти через 200 лет уничтожения стали обращать в католичество, но они так и не смогли отойти от своих религий. При захвате Америки миссионерам не давали возможности обращать индейцев в христианство, чтобы народы были в полном неведении, страхе и подчинении.
Такая страшная судьба постигла коренное население Америки. Я за миротворчество, и мне отрадно, что в настоящее время индейский фольклор и традиции ещё существуют, несмотря на то, что цивилизация и урбанизация в компании передовых технологий постучалась и к ним в едва приоткрытую дверь.
Читайте также