Кострома. Исторический центр

В Костроме, как и во многих старинных городах России, имеется свой ярко выраженный исторический центр: место притяжения людских масс, туристов и народных гуляний на праздники. Сами костромичи его так и зовут - Центр. Ещё в бытность подростком, живя в Сибири, я на каникулы приезжал в Кострому, и мы часто гуляли здесь с двоюродным братом (от рождения проживающим в Костроме). Помню, как трудно ему было принять то, что, например, у нас в Сургуте подобного центра нет, и это нормально. Что есть центральная улица, либо совокупность таких улиц, но без центральной площади. Для любого костромича площадь в центре города - это святое.



Поэтому, дабы не грешить против местных правил, будем начинать отсюда.

Сама площадь, конечно, имеет название - площадь Ивана Сусанина, или просто Сусанинская. Хотя бытует в народе и другое, необычное название - Сковородка. Почему "сковородка" - толком никто объяснить не может, но судя по всему, название пошло от особенностей планировки города. Площадь - это сковорода, а ведущая к ней центральная улица - ее ручка. Правда, если взглянуть пристальнее, получается сковорода со множеством ручек. Дело в том, что с XVIII века Кострома застроена по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от площади. Строгое следование этому градостроительному плану - одна из особенностей, отличающих Кострому от других русских городов.

Здесь и в будни, и уж тем более в выходные и праздники, всегда кипит жизнь. В большинстве своём всё, естесственно, ориентировано на туристов:





Но приходят гулять сюда и местные: молодёжь, семьи с детьми:



Главной архитектурной доминантой площади является Пожарная каланча XIX века (на первом фото). Широко известно (и это зафиксировано документально), как в 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Со временем праздничный вид каланчи стал постепенно ветшать, были утрачены некоторые барельефы с фасадов, «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Однако, реставрация 1950-х годов помогла предотвратить окончательное разрушение и вернуть всё на свои места. А уже в начале нашего века вернулся и главный декоративный элемент - барельеф имперского двуглавого орла на фронтоне:



Совсем рядом и в похожей стилистике, в том же XIX веке, выстроено здание Гауптвахты. Это сегодня гауптвахта понимается как помещение для содержания военных под арестом. Изначально же у неё было другое предназначение - караульный дом, то есть место для размещения личного состава главного караула. В Костроме со времён средневековья всегда размещался сильный гарнизон — стрельцы, пушкари и пищальники, затем, с XVIII века, Старо-Ингерманландский мушкетерский полк, Черниговский мушкетёрский полк и другие. И так как развод главного караула это всегда захватывающие зрелище, то и караульный дом размещали на главных площадях городов, а проектированием и строительством этих зданий занимались знаменитые архитекторы. Поэтому и неудивительно, что подобное строение возвели на главной площади большого губернского города.

В годы советской власти гауптвахта уже потеряла свое значение. Здание было передано в ведение губернского музея, позже в нём располагались библиотека и городской ЗАГС. Последнее для меня особенно ценно, так как в 1981 году именно здесь расписывались мои родители:



Сейчас там уже и ЗАГСа нет. Здание снова передали другим хозяевам. Теперь тут располагается военно-исторический отдел Костромского музея-заповедника. А 7 мая 2010 года в памятнике архитектуры открыт и Зал воинской славы Костромской области:



Ещё одним заметным сооружением на Сусанинской площади является Дом Борщова - памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из крупнейших усадеб в городе первой четверти XIX века. Генерал-лейтенант Борщов в бытность своей военной службы имел на этой площади большую, но старую усадьбу с деревянными домами, и после своего выхода в отставку в 1819 году, решил на старости лет порадовать себя нечто более помпезным. И в 1824 году по проекту губернского архитектора Н. Метлина возводится величественный особняк в стиле классицизма.

Известно, что в нем останавливался Николай I, а также его сын, наследник престола Александр II со своим воспитателем, поэтом В. А. Жуковским, во время уже упоминавшегося визита в Кострому в 1834 году:



Однако нужно двигаться дальше.

Но тут, опять же, следует решить куда именно направиться. Как я уже говорил, от Сковородки веером расходятся пять улиц: Свердлова, Шагова, Проспект Мира, Ленина и Симановского. И по большому счёту, куда бы вы не направились, везде будет что-то интересное. Можно и вовсе развернуться и пойти в Торговые ряды, которые прямо напротив от площади, через дорогу, но сюда мы ещё успеем.

Думаю, всё-таки, не будет ошибкой сначала пройтись по ул. Симановского:



Буквально через 200 метров по правую руку видим красивейший деревянный дом самого начала XX века - так называемый Дом Стожарова. Интересно, что дом этот носит имя своего постояльца, а не создателя. Архитектором же является Аркадий Смурнов, который к концу XIX века строил уже только из камня (так как участившиеся городские пожары диктовали свои условия). Но сердце архитектора всё равно было расположено к дереву. Как «порыв души», Аркадий Евтихиевич и оставил после себя в Костроме два деревянных дома.

В одном из домов, на улице Свердлова, велись занятия частной школы. А второй — тот самый Дом Стожарова, по разным версиям, архитектор строил или для себя, или для купца Сапожникова. Но так вышло, что в историю он вошёл под именем своего известного постояльца - выдающегося русского живописца Владимира Федоровича Стожарова, неоднократно останавливающимся здесь в 60—70-х годах:



Рядом - красивое, но запущенное здание постройки XIX века - Костромской областной музыкальный колледж:



Посмотрите только какие кованные резные ворота ведут во внутренний двор! Странно, что подобный памятник архитектуры практически в самом центре города до сих пор не приведён в порядок:



Чего не скажешь о соседствующем рядом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, который со времён повторной передачи его под управление православной церкви в начале 1990-х годов, теперь всё время выглядит словно новый:



Сам монастырь знаменит на всю страну тем, что в его Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых:



Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Известно, что первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу (как ни странно сегодня это звучит, но тогда это была уже совсем окраина). В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного:



Что касается второго слагаемого в названии обители, то Анастасииным его зовут в честь дочери Дмитрия Донского - Анастасии, с тех пор как в XVI веке сюда были приписаны ещё два женских монастыря: собственно Анастасиин и Крестовоздвиженский:



Монастырь сильно пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили.

В XVII веке велись значительные восстановительные работы. Многое из сохранённого тогда, дошло до нас уже не в том виде, что было первоначально. Тем не менее, и сегодня удивительно видеть некоторые необычные элементы архитектурных перестроек прошлого. Вот, например, башня XVII века, превращённая в XIX веке в монастырскую колокольню:



К сожалению, проход посетителей на территорию монастыря строго запрещён. Открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни. Поэтому вся фотосъёмка - только из-за монастырских стен:



А мы идём дальше, и сделав небольшой поворот (по ул. Пятницкой и ул. Князева) выйдем к другому "лучу", исходящему от центральной Сусанинской площади - проспекту Мира:



Здесь, сразу же на пересечении ул. Князева с проспектом Мира, возвышается величественное здание из тёмно-красного кирпича - бывшее Духовное Училище (возведено в первой половине 1894 года), а ныне, как ни странно - Родильный дом №1. И тут снова личная история - здесь родилась моя мама. Удивительно, но факт, бывают в России и такие роддома:



Далее, если двигаться по направлению к центру - Драматический театр имени А. Н. Островского - один из старейших театров России. Здание было построено в 1863 году и сохранилось до наших дней практически в неизменном виде:



Напротив главного входа в театр - бюст собственно Островскому, великому русскому драматургу, уроженцу здешних мест, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра:



А ещё через один дом, по этой же самой стороне - знаменитый Романовский музей, построенный в стиле древних русских теремов, и созданный специально к празднованию 300-летия династии Романовых. Сам император Николай II вместе с семьёй лично присутствовал на его открытии 19 мая 1913 года:



Сам же проспект Мира, по которому мы сейчас движемся, в Костроме известен ещё и как местный аналог Аллеи звёзд. Только звёзды здесь не шоу-бизнеса, а исторические. Вот например, фамильная доска основателя Костромы - князя Юрия Долгорукого, правда, почему-то без его изображения, а с видом Пожарной каланчи:



Хотя и полноценный памятник князю-основателю тоже, конечно, имеется, и тоже совсем рядом, чуть сбоку от Сусанинской площади:





Ну а мы снова вернулись на Сковородку, чтобы уже перейти на другую сторону ул. Советской, и направиться к Торговым рядам. Ещё одной визитной карточке города:





Тут снова нужно немного обратиться к истории. А конкретно к XIII веку, когда Кострома уже являлась центром удельного княжества. Уже тогда выгодное расположение на одном из основных торговых путей страны предопределило судьбу города - города купцов и искусных ремесленников:



К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Город рос на глазах:



Именно тогда, начиная с XVII века, здесь возникает большой торгово-складской комплекс, который сегодня зовётся Торговыми рядами. Изначально вся торговля велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все торговые лавки, склады и дома были уничтожены, было решено отстроить всё в камне.

В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки:



Архитектурный ансамбль рядов строился в течение нескольких десятилетий. В результате они заняли огромную территорию — главную площадь города и весь спуск от площади к Волге. Бо́льшая часть построек сохранилась до сегодняшнего дня в практически неизменном состоянии и сегодня точно так же, как и веками назад, здесь всегда полно покупателей:



Примечательно, что при повторной застройке Торговых рядов, взамен старого небольшого храма возвели также и новую церковь с колокольней. Сегодня она известна в городе под именем Церкви Спаса в Рядах:



Кстати, внутри этих самых Рядов есть одно место, которое редко кто знает из приезжих, но оно очень популярно среди костромичей. Речь о знаменитой чебуречной, которую местные почитают с давних-давних советских времён. Ещё мои родители в юности туда, наверное, ходили. Она, к слову, и сегодня поддерживает свою советскую стилистику, где всё: от кассира до интерьера напоминает эпоху Советского Союза. И чебуреки здесь вкуснейшие:



Вообще, центр города в последнее десятилетие хорошеет на глазах. Отреставрировали и вновь запустили старый, памятный ещё с детства фонтан:



Он как и прежде притягивает детвору:



Занялись фасадами исторических зданий, выходящих прямо на центральную улицу и площадь:



Есть работа сегодня и у ландшафтных дизайнеров. Лет 10-15 назад такое и представить было невозможно:



Опять же - памятники новые открывают, таблички с QR-кодами на исторических постройках размещают:



Но главное внимание жителей города сегодня обращено к воссозданию разрушенного в 1934 году большевиками Костромского Кремля:



Мало кто в это верил, но чудеса, всё-таки, иногда случаются.

19 июля 2015 года во время посещения Костромы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом был установлен и освящен закладной камень в основание Успенского собора. А уже в начале августа 2016 года началось бетонирование основания 64-метровой колокольни, с которой и началось восстановление Костромского кремля:



За воссоздание храмового комплекса отвечает известный архитектор-реставратор Алексей Михайлович Денисов, знакомый многим по его главной работе - Храму Христа Спасителя в Москве, который он подобным образом поднял из небытия в 1994-1999 годах. Здесь он также обещает вернуть тот облик Кремлю, который и был до разрушения. Вплоть до мельчайших деталей:



Заново отстроят как сам Богоявленский собор с колокольней, так и утраченные Успенский собор и Святые ворота. Полностью закончить все работы планируют к 2020 году:



Кстати, памятник Ленину, который и стал по мнению многих, главным "виновником" уничтожения Кремля (якобы, терялся Владимир Ильич на фоне христианских построек), решено всё же оставить на своём месте - в Центральном городском парке, на том же самом постаменте, предназначенном изначально под грандиозный монумент в честь 300-летия дома Романовых:



И такие бывают в истории коллизии - ставили постамент под царей (причём на закладке присутствовал сам император Николай II), а взобрался туда Ленин:



Ну а нам остаётся только выйти на смотровую площадку, на Стену, как её называют костромичи. Это то немногое, что осталась от уничтоженного Кремля. Отсюда в любое время года открываются потрясающие виды на Волгу! Туда и направимся в следующий раз: