Край пустынь и степей
Цветущая степь - это необыкновенно красивое зрелище. Разноцветным ковром расстилается она до горизонта. Необыкновенные ароматы улавливаешь с каждым дуновением ветра. В прошлом году, как раз на Пасху, соприкоснулась с этим чудом, посетив край пустынь и степей между Кавказом и Каспием, республику Калмыкия. Ехала за цветением диких тюльпанов.
Что понравилось особенно в Калмыкии? Во-первых, тут очень красивые хурулы. Во-вторых, были хорошие рассказчики, и нам даже преподали технику медитирования в Ступе Просветления. В-третьих, Элиста - столица республики очень чистая, хоть и похожа больше на развитое сельское поселение, чем на город. Тут мало многоэтажек, аккуратные дворики возле частных домов, чистые улочки, много скульптур-персонажей древнего эпоса Джангар.
Проникнуться миролюбивыми идеями об единении всего живого и отдохнуть от кипучей жизни большого города очень даже удалось за эти три дня пребывания в Элисте.
В республике проходил фестиваль тюльпанов, который погрузил нас с головой в монголоязычную культуру калмыцкого народа, которая развивалась посреди европейской степи. Прекрасные музеи дополнили и расширили всё, что было представлено в рамках фестиваля.
Конечно, нас интересовал и буддизм, прижившийся в европейской части света. В первую очередь посетили хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Место для строительства хурула было выбрано и благословлено самим Далай Ламой. И вот, на месте разрушенного завода железобетонных изделий, на пригорке, стоит красивый дворец-хурул - центральное буддийское святилище всей Калмыкии, самый большой буддийский храм на территории Европы.
Обратила внимание на ограду. По ее периметру находятся особые белоснежные ступы, расположенные на расстоянии пяти метров друг от друга. Оказывается, их количество — сто восемь штук. Это сакральное число. Священная девятка, повторенная двенадцать раз. Сто восемь – символ порядка, жизни, гармонии, космоса. В буддизме высказывания Будды составляют ровно сто восемь томов, а в буддистских четках ровно сто восемь бусин.
Входить в храм нужно через Центральные входные ворота, которые расположены с южной стороны. Это старинная калмыцкая традиции. Мы так и сделали. Ворота производят впечатление!
Потом, обязательно, по часовой стрелке нужно обойти семнадцать пагод, которые расположены вокруг Золотой обители. В них находятся статуи, изображающие великих буддийских учителей.
Есть пагоды, в которых установлены молитвенные барабаны. Внутри барабанов находятся тысячи мантр. Крутить их надо тоже по часовой стрелке. Пройдя один круг и вращая барабан, ты как будто прочитываешь все эти мантры сразу. Вращать барабан надо нечетное количество раз. Многие кладут сюда монетки для исполнения желаний, а служащие периодически их собирают на благо храма!
Да уж, столько раз по часовой стрелке я никогда в жизни не ходила. Обходя хурул, увидела ещё три входа на территорию. Каждый из них ориентирован на одну из частей света. А вся территория обители выполнена в форме мандалы.
Около главного храма стоит статуя Белого Старца Вселенной. У монгольских народов - это хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Калмыки - потомки западных монголов, и Чингизхана, конечно же.
В одной из ступ на крыше хурула замурован меч Чингизхана, так нам рассказали, а в других ступах - драгоценности, золотые и серебряные украшения, оружие. Так что и по содержанию, в прямом смысле этого слова, хурул оправдывает название "Золотой".
К храму ведут две длинные лестницы. Посередине между ними построен фонтан. Работать, видимо, будет только летом. Думаю, это очень красиво. Вход в обитель украшают колонны, покрашенные в красный цвет, и стоят стражники - традиционные буддийские львы. Они не похожи на настоящих, но в буддизме львы именно такие.
Дверь в храм тоже красная, она украшена золотыми узорами. Зайдя внутрь, разулась - так положено, надела предложенную юбку и пошла слушать буддийское богослужение - хурал. Что увидела и услышала в самом хуруле расскажу в следующем своем репортаже.