Край вдохновения

Большое путешествие по Золотому кольцу, (а туристический маршрут в этом году особенно привлекателен - празднует юбилей, 50 лет с момента создания), привело меня в дом талантливой семьи живописцев из Владимира - Антона и Арины Ёжкиных.



Они - молодые ребята, которые живут за чертой шумного города, в маленьком поселке, а колорит родных мест запечатлевают на холсте. Получается здорово!



Я решила показать вам красоту владимирского края через призму таланта современного художника, который не стремится к городскому ритму жизни, а черпает свое вдохновение за его пределами.


- Антон, привет!



- Привет, Наташа!

- В одном из аккаунтов в соцсети о себе ты пишешь: "ЧЕЛОВЕК!" Причем, пишешь слово большими буквами. Важный момент для тебя?

- Причина, почему я пишу о себе только одно слово - нежелание на тот момент заключать себя в какие-либо описания. А почему большими буквами? На мой взгляд, в человеческой природе - многое загадочно. Как говорится, познай самого себя! Поэтому - ЧЕЛОВЕК!


Название работы: "Радость зимнего света"

- Цитируя американского джазового саксофониста Джона Колтрейна, ты пишешь: «Моя цель — жить действительно духовной жизнью и выразить это в моей музыке…» А какая она – твоя «музыка»?

- Хороший вопрос! Начну издалека. Видеть человеческие сопереживания - это по-настоящему глубокое занятие! А сопереживать для меня - находиться вне таких категорий как: нравится/не нравится, красиво/не красиво, удобно/не удобно. Уметь смотреть сквозь эти категории, как сквозь мутную воду, и видеть глубинную радость жизни. Тогда безобразное становится прекрасным, милое - содержательным. Сопереживание - уметь видеть за событиями любого рода очень точный продуманный план Бога, или природы. Уметь ему улыбнуться, так как он поистине впечатляющий! А поскольку мир так устроен, что каждый из нас - обладатель огромного рода различных событий и случаев, к тому же еще - исключительно индивидуальных, то и следует из этого, что каждый из нас обречен на индивидуальность. Тем самым, априори, обладатель привлекательности. Моя цель - сконцентрироваться на этом, интересоваться и быть интересным. Жить! И выразить это в моей музыке.


Название работы: "Белый свет"

- А какую музыку ты предпочитаешь слушать сам? И вдохновляет ли тебя мелодия во время творческого процесса?

- Музыканты - это те же художники. Или, наоборот, художники - те же музыканты. Не могу сказать, что я люблю слушать какой-то определенный жанр или группу. Но точно, что нравится музыка та, в которой есть человек: его личность, глубина, душа, мысли, связь с жизнью. Мне по духу близок русский рок. Например, группы: ДДТ, Аквариум, Пилот, некоторые западные и отечественные исполнители. Это не весь список. Я слушаю и народные мотивы, и классику. Рахманинов, например. В общем, любую музыку. Главное - жизненную.


Название работы: "Творческие разочарования"

- Твои работы: это маленькие зарисовки и просто огромные полотна. Главная тема твоего творчества?

- Это то, что соприкасается с моей жизненной ответственностью, обязанностями.


Название работы: "Отец"

Семья и работа. Поскольку мы живем в деревне, то и хозяйственные дела тоже. Для меня творчество - не только создание красивого, но и правдивого. А правдивое, как я уже говорил, это то, что я сопереживаю. Если нет пережитого, то нет правдивости. Нет развития. К такой теме у меня нет интереса.

- Твой талант живописца раскрылся уже в студенческие годы. Что на тебя так повлияло?


- Это самое "раскрытие" произошло во время учебы на отделении "живопись", сформированным владимирским мастером-живописцем Конотоповым В.Г. Мои преподаватели - Савельева Е.С. и Конотоповым В.Г. Они и стали основным моим проводником в мир искусства.


Название работы: "Одинокий"

Встреча с этими людьми - точка старта формирования меня как художника. Наряду с профессиональными принципами, метод работы с натуры, которые они неустанно объясняли на протяжении 5 лет учебы, показали и дали пример нравственности, и того, как нравственность и профессионализм взаимодействуют в жизни человека и работают, дополняют друг друга. Пример глубоко меня заинтересовал и убедил, и стал постепенно раскрывать не только как художника, но и как личность. Я до сих пор активно общаюсь с Конотоповым В.Г. и Савельевой Е.С. Считаю их не просто своими преподавателями, но учителями. Плюс владимирское объединение художников-единомышленников "Art-Navis", участником которого я являюсь, на данный момент - опорный стержень. Помогает поддерживать, развивать, двигаться по тому пути, который был раскрыт в студенческие годы.

- Ты умеешь работать в абсолютно разных жанрах: мастерски пишешь натюрморты, пейзажи и портреты. Если пейзаж – то какой? Портрет – кто герой? Натюрморт – какая декорация?

- Что касается жанров, то долгое время я писал "всё". Мне хотелось почувствовать уверенность во всех направлениях. Нужно было утвердиться в чувстве "тематической" свободы. Как только я увидел, что развивать могу все направления, появилось чувство и желание глубины в чем-то одном. И дело даже не в жанрах, а в эпатаже и имитации. Для меня стало важно уходить от этого. Писать только то, что связано с моей жизнью, с моими ощущениями от обычных на первый взгляд событий!


Название работы: "Уходящий быт"

А жанр как таковой - не имеет большого значения для меня. Например сейчас я больше занимаюсь пейзажем. Даже сказал бы, что не я выбираю пейзаж, а он меня. На первое место я ставлю сопереживания от увиденного!

- Ты – не городской житель. Пишешь картины в очень живописном местечке под Владимиром. Почему ты так любишь глубинку? И какие места для путешествий ты выбираешь для своей семьи?


- В глубинке я родился. Вырос и живу. И то не назвал бы то место, где я живу, глубинкой. В моем представлении глубинка - это нечто очень отдаленное от города, где люди живут обособлено, а по вечерам не ездят за продуктами в гипермаркет. А от нас до Владимира - всего 7 км. А территории рядом активно застраиваются коттеджами. Поэтому, скорее всего, это - поселок деревенского типа.


Название работы: "Предвечерье"

Это место я люблю. Мне здесь все родное. За 26 лет жизни на моих глазах здесь произошла целая история. Кто-то уехал, кто-то приехал, какие-то дома перестроились, какие-то сгорели. Пейзаж вокруг пруда, что недалеко от дома, сильно поменялся. За всем этим наблюдаю и чувствую свое участие в жизни этого места. Всему этому я сопереживаю и в этом нахожу темы, силы для творчества.

А с семьей мы любим устраивать "вылазки" в лес, набраться сил у природы. И, конечно, культурные путешествия. В русские города: Плёс, Великий Новгород, Нижний Новгород. Не могу сказать, что мы много объехали и видели. Это для нас не самоцель, но по мере времени и сил, мы не отказываемся от такого отдыха.

- Арина, привет!



- Привет!

- Однажды я вычитала, как ты познакомилась с творчеством владимирских художников. Расскажи о картине "Лето. Село Любеч", которая тебя так вдохновила…

- Эта картина художника Михаила Герасимова меня действительно вдохновила, и уверенно заняла одну из ячеек моей памяти, моего сердца. На ней изображен пруд, окруженный деревьями, через плотную крону которых пробивается солнечный свет. Одной из причин, почему мне так запала в душу эта картина явилось то, что незадолго до моей встречи с этой работой, я сама выходила на пленэр и писала похожий пейзаж. Но он у меня не получился. С этой картины и началось мое знакомство с творчеством владимирских художников. Оно продолжается и по сей день, вдохновляя своими открытиями.


Название работы: "Замело"

- Очень мне понравились твои слова: «Любуюсь красотой почти одни и тех же мотивов и мест, и что самое интересное - не надоедает!...» А в чем она – красота тех мест, где живешь?


- У всех чувство красоты своё: кто-то восхищается роскошеством Версаля, а кто-то видит поэзию в деревенской глубинке. В повседневной жизни окружает меня далеко не Версаль. Житель столичного города сказал бы, что я живу в провинции, но не французской. Европеец, скорее бы, удивился возможности проживания в такой обстановке... Но нет. Не все так плохо. Мы живем за городом, в поселке, который в советское время развивался и процветал.


Название работы: "Морозные блики"

Но сейчас из нашего окна открывается вид на недавно сгоревший дом. Некогда посаженные советским человеком яблоневые сады, приносившие урожай, стоят заболевшие. Эпоха настоящих деревенских домов доживает свой век, уступая место современному загородному дому и человеку - скорее, не земледельцу, развивающему свое домашнее хозяйство, а человеку, желающему укрыться от городской суеты и рекламы, подышать свежим воздухом и не слышать быт соседей за стеной. Но здесь чувствуется течение жизни - настоящее и простое.


Название работы: "Полдень"

Здесь человек ближе к природе. Она живо освежает пейзаж (с озером и полем) солнечными, энергичными красками, а хмурым днем вид на погоревшие дома, с нависшими над ними свинцово-серыми облаками, заставляет задуматься о жизненных приоритетах. Простор для мысли, вдохновения и силы на творчество.

- Арина, найти информацию о тебе, как о художнице – почти нереально! Ее нет...

- Мама говорит, что в детстве я могла часами проводить время за рисованием, а ей необходимо было только вовремя подсовывать мне чистые листы, водичку и краски. В школе больше всего любила уроки ИЗО и физкультуры, а на общеобразовательных занятиях - рисовать на полях тетради. И после того, как позанималась в кружках танца, фехтования, легкой атлетики, родители все-таки отдали меня в художественную школу, где проучилась 5 лет, а после, приняв решение уйти из школы в 10 классе, я поступила в Суздальское художественно-реставрационное училище - на реставратора масляной и темперной живописи.


Название работы: "Дыхание зимы"

Моя первая картина... У меня ее пока нет. Но хочется стремиться к ее созданию. Просто слово "картина" для меня имеет довольно глубокое значение. Картина заключает в себе определенный образ жизни, мыслей, поступков, это - профессиональные умения. За всем этим - глубина содержания, душа. Поэтому в отношении себя я такое слово не использую, а говорю - работа, этюд. Своей первой работой я считаю дипломную в "художке". Тогда я первый раз работала как художник: собирала натурный материал, компоновала его, потом рисовала итог. Далее - пять лет училищного труда. Все созданные за этот период, пусть и самостоятельные работы, расцениваю больше, как для понимания и усвоения пройденного материала. Прошло уже два года с момента окончания училища, а я только-только начинаю открывать и понимать то, о чем говорил мой учитель Конотопов В.Г. на уроках рисунка и живописи. Собственно, поэтому обо мне, как о художнице, и нет никакой информации. Сейчас начинаю обретать уверенность в том, что делаю.

А вдохновляет меня, как и Антона, жизнь. В этом мы "за одно". Такая, какая она есть. Без прикрас и иллюзий. И, конечно, очень подстегивает к труду творчество мужа, и тот путь, который он для себя выбирает. А еще - творчество наших учителей, друзей-художников и предшественников, уже ставших классиками!

- Ты пишешь: «Раз от раза, сеанс от сеанса, хочется становится всё более искренним и честным созерцателем этой красоты»… А в чем она – искренность и честность твоего творчества?

- Ответ мой, возможно, покажется не совсем понятным, но всё же. Искренность и честность моего творчества в том, что я хочу к ним постоянно стремиться. Поясню более подробно. Любому человеку свойственно смотреть на вещи через призму опыта: своего или чужого. Опыт формирует определенные взгляды, стереотипы, представления, загоняет в "рамки" и границы, за пределы которых мы не осмеливаемся сделать шаг, потому что боимся быть непонятыми. Все это имеет прямое отношение к образу жизни человека, к тому, как он ведет свои дела. К художнику это имеет такое же отношение.


Название работы: "Первым снегом"

Вместо того, чтобы работать со своей душой, слушать сигналы своего сердца, верить своим ощущениям от натуры (природы), не бояться всего этого, можно просто, даже сам того не подозревая, воспользоваться пережитым, чужим опытом. Но во всем этом не окажется тебя, той действительности в которой живешь. То есть - будет фальшиво. И неинтересно. Даже самому себе. В этом есть риск потерять вкус к тому, что ты делаешь, и превратить свою жизнь в механизированную рутину.

Мне этого больше всего не хочется. А хочется наоборот - жить и утверждаться в том, что было выбрано мной когда-то, открывать в этом для себя новые ступени.

- Ваша семья – удивительный пример сочетания таланта. Оба - художники, оба - живописцы. А есть ли совместные работы?

- Если прямолинейно ответить на этот вопрос, то - нет. У нас нет общих картин в том представлении, что один, например, начал писать, а другой закончил. Или какая-то совместная идея для написания работы - тоже пока нам не видится. Но это вовсе не означает, что мы не участвуем в творческой жизни друг друга. Наоборот, участвуем и очень активно.

Живопись, как вид деятельности человека, стала для нас соединительным звеном. Но бывает такое, что люди сходятся на почве общих интересов, а потом расходятся, понимая, что у них разные взгляды. Поэтому для нас живопись приобретает форму чего-то большего - образа жизни, потому, как она тесно и плотно связана с какими-либо семейными хлопотами. Это, как некий вектор, путь, который мы однажды согласились выстраивать и углублять вместе.

Мы сопереживаем творчеству друг друга. Возможно, как бы громко это не звучало, но нам Богом подарена возможность видеть, как каждый из нас развивается, какие цели и задачи перед собой ставит, какой путь выстраивает для достижения этих задач. В тоже время, оставаться не только наблюдателем этого процесса, но и становиться его непосредственным участником, помощником друг для друга.

Поэтому самой главной картиной, которую мы напишем вместе, станет - наша семейная жизнь, наше желание понять и помочь друг другу, уважать, ценить, любить и заботиться.

P.S. - Антон, Арина – какие города Владимирской области вас вдохновляют?

- В первую очередь это, конечно же, Суздаль. По нескольким причинам. В Суздале мы оба учились, познакомились и начали свой путь. И, наверное, можно не рассказывать о неповторимой атмосфере этого города. Это - не город в нынешнем представлении этого слова. Не то место, куда можно поехать, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу. Это - место для души. Здесь есть дух времени и ощущение наших корней.

К этому же списку можно отнести центр Владимира, Гороховец, в общем - все те места, где можно обнаружить следы нашей настоящей русской культуры. Да и в целом хочется сказать, что просторы Владимиро-Суздальской земли вдохновляют своими видами и просторами.


Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"

В материале использованы работы и фотографии из архива семьи Антона и Арины Ёжкиных.