Летний поход по Крыму или мир не без добрых людей

На июньские праздники нас потянуло в Крым, причем не как нормальных людей на пляжи, а в горы. Долго подбирая маршрут, остановились на одном из самых популярных от Балаклавы через мыс Айя и Куш-Кая до Ласпи, только решили пройти его в обратном направлении и добавили в начале восхождение на Ай-Петри.
Итак, спонтанный поход по июньскому Крыму прошел под девизом «Мир не без добрых людей». Нам все помогали: кто советом, подсказывая дорогу, кто делом – сопровождая в этой дороге или даже неся рюкзак! Нас угощали ставридкой и черешней, делились водой (как оказалось, в июне в Крыму питьевая вода – та еще ценность!). Самым удивительным в этом походе стали даже не сказочные красоты юго-западного Крыма, а люди!
И люди разные.
С самого начала нас пытались надуть. На остановке у Симферопольского аэропорта в 4 утра водитель троллейбуса (местного «аэроэкспресса») настойчиво зазывал нас доехать в город, откуда якобы троллейбусы в Ялту отправляются раньше, чем из аэропорта. Невозможно было не поддаться на уговоры, как оказалось – зря. В городе, на вокзале, в 5 утра нас ждали только кошки и собаки-попрошайки. Первый рейс в 5-30.
Зато мы увидели комплекс вокзалов (железнодорожного и автостанции) – очень большой и по-советски внушительный. В Крыму все по-советски: милые остановки, выложенные мозаикой, троллейбусы, Крымсоюзпечать, вывески – воспоминания о времени, которое я не застала, кадры любимых кинофильмов. Сервис, конечно, тоже советский: по приезду в Ялту нас обругала продавщица в той самой Крымсоюзпечати.



На автобусе мы отправились на Поляну сказок, откуда по описанию начинался один из маршрутов восхождения на Ай-Петри.
Уже в автобусе мы окунулись в атмосферу юга: люди, так легко заводящие разговор с незнакомцем и за 3 мин делящиеся с ним семейной историей, милый южный акцент, какая-то легкость, неспешность, душевность.
Уже позже, повстречав много таких людей, с одесским юмором, киношным говором, я подумала, что все это, наверно, приобретается с южным солнцем, въедается, как загар, проникает в кровь с терпким вином.
Именно такая добродушная женщина подсказала направление к Поляне сказок, и мы побрели по асфальту, не обещавшему ничего хорошего (то есть романтичного и близкого к природе), но через какое-то время увидели указатель на Боткинскую тропу. Правда, уйти от цивилизации удалось не сразу: поначалу тропа идет вдоль каких-то домов и заборов, из-за которых надрывно лают собаки. Но вскоре дорога скрывается в сосновом бору, а на горизонте появляется море.
Тропа быстро взбирается вверх, во многих местах есть срезы (для самых нетерпеливых), маршрут промаркирован, но мы все равно умудрились поплутать около речки. Поначалу нас преследовали голоса (нет, не в голове, а вполне реальные детские голоса). Боясь, что нас нагоняет экскурсионная группа, мы спешили вперед. Как выяснилось позже, трое детей, оторвавшись от родителей, шли по тропе самостоятельно! В целом маршрут немноголюдный, основная масса туристов поднимается на Ай-Петри по канатке или на микро-автобусе.
Поэтому уже в этот момент почувствовала умиротворение, спокойствие, даже детскую радость: мне удалось вырваться из ежедневной рутины, городской суеты, холодного среднеевропейского недолета в горы, к морю, в настоящее лето.
Однако вскоре мы поняли, что июнь не лучшее время для путешествия по Крыму: влажный, раскаленный воздух давил, мешая дышать, а ведь мы шли еще без рюкзаков!
Спустя какое-то время мы взобрались на Ставри-Кая – живописную скалу, с которой открывается потрясающий панорамный вид. Повстречавшиеся нам местные скалолазы разбили наши надежды взойти на Ай-Петри: дальше нас ожидали скальные участки, дорога заняла бы несколько часов. Ребята посоветовали нам не упорствовать, а спуститься к Учан-Су по малой Штангеевской тропе и доехать до вершины на туристической маршрутке. А на будущее рекомендовали выдвигаться ранним утром – реально подъем до зубцов по этому маршруту занимает часов 7.



Вершина Ай-Петри разочаровала – не это думаешь увидеть на вершине горы: базар, множество кафе, облепляющие тебя продавцы и водители маршруток. На Вершине не ждешь суету, крики, торговлю – природа не должна быть настолько коммерциализирована. Конечно, все это не затмевает красоту зубцов Ай-Петри и синего моря под ногами. А зарождавшаяся вдалеке гроза добавила красок этой картине: чернеющее на глазах море, грозное небо, молнии, полосы дождя, и на контрасте с ними – белоснежные зубцы и сочная июньская зелень.



Прилетевшая гроза заставила нас спуститься вниз к «цивилизации». Из Ялты мы доехали на автобусе до Ласпи, откуда должен был начаться «настоящий поход» и отправились на поиски моря. Снова какие-то коттеджи, собаки, грунтовка, время близится к закату, а море пока только где-то далеко на горизонте. Потыкавшись в разные заборы, находим вполне удачное место для палатки с видом на море, Ильяс-Кая и Куш-Кая.
Звездное небо над головой, вино вместо воды (в одном интернет был прав – в Крыму проблемы с источниками). Нашу идиллию чуть было не нарушили пьяные мужские голоса, но и они прошли мимо.
На следующее утро из-за жары просыпаемся относительно рано и снова на поиски, на этот раз воды, на вине кашу не сваришь. Недалеко на посту у лагеря, на наши вопросы об источнике, охранники делятся своими запасами с видом «не найдут ведь девчонки сами воду». Разговорились и после вопроса «Не страшно ли двум девушкам одним?», понимаем, что это и есть вчерашние нетрезвые голоса. Напоследок получаем пожелание удачи и инструкцию, как быстрее выйти к морю.
И уже с рюкзаками (тяжеловатыми для трехдневного похода) начинается наш путь к морю: через чудесные красные деревья (земляничных или бесстыдниц, как мы узнали потом), мимо лагеря, через дырки в заборе, направляемые сначала украинской парой отдыхающих, а потом подгоняемые охранником пляжа.
Где, где все эти «дикие пляжи»? Неужели нас снова ждет разочарование?
Но нет, вскоре мы видим кадры из «Дикарей»: небольшие бухточки с нудистами, стоянки, причем видно, что люди приехали сюда надолго, ибо обустроились основательно: с душем, креслами, лодками, электрогенераторами и даже пианино!! Вот таким должен быть отдых на море, настоящая свобода!
Наконец-то мы нашли «свое» место: ровная площадка в окружении можжевельников и бесстыдниц, не слишком шумные соседи, спрятавшиеся за деревьями и лестница к морю.



Сегодня день моря!
Оно не отпускает меня, а если отпускает, то ненадолго, только чтоб обсохнуть, а потом снова нужно смыть жар – замкнутый круг. Даже медузы не могут разорвать этот цикл. Кажется, так можно бесконечно перемещаться с берега в теплую воду, слушать неспешный говор где-то вдалеке, крики чаек, шепот волн.
Моя подруга идет на разведку к соседям и возвращается с пятилитровкой воды (невозможно отказать милой девушке) и новым знакомым, который предлагает проводить нас в Батилиман. По дороге рассказываем о своих планах (Куш-Кая - мыс Айя – Балаклава) и наш попутчик предлагает свести нас с проводником. Из маленького каменного домика выходит Олег, явно спросонья, начинает бодро объяснять, какими тропами и поворатами идти на Айя, но в середине рассказа машет рукой: «Все равно потеряетесь, я вас отведу, приходите завтра к 7». Немножко посомневавшись, сначала каждая про себя, а потом и вслух, стоит ли доверять новому знакомому, решаем рискнуть: без карты и опыта ориентирования мы сами не дойдем.
Оставшийся день посвящен морю, любованию еще одним чудесным закатом, в планах на вечер – просмотр двухчасового фильма о звездах под саундтрек прибоя.



Забегая вперед, скажу, на следующий день был марш-бросок: три дня за один, так как стандартный маршрут Ласпи-Балаклава занимает именно 3 дня. Подъем в 5 утра, прощание с розовым морем и бегом к Олегу и через Турецкую поляну на Куш-Кая.
Началась наша эко-экскурсия по Крыму. Олег, хоть и казался мизантропом, называл нас черепахами, оказался великолепным проводником, влюбленным в свой край, природу: он знал каждое деревце и травинку, рассказывал о птицах и животных, обращал наше внимание на то, что мы бы сами упустили. Поделился историями из жизни, любимыми крымскими местами, советами. Снова на нашем пути казался удивительный человек, сложный, внешне грубый и неуживчивый, но умный, внимательный, цепкий к жизни. Наверно, он нашел в нас благодарных слушателей, интересующихся не пляжем и пивом, а природой и горами, поэтому и провел нас абсолютно бесплатно через Куш-Кая Айя. Подъем стоил вида, открывшегося с обрывов скалы: лазурное море, бесконечная череда мысов, Фиолент на горизонте, Затерянный мир внизу с пугающим каменным хаосом.



Олег передал нас группе спортивных туристов (опять удача, мы не потеряемся!) и пожелал счастливого пути. Для новых попутчиков мы были обузой: они бежали налегке к пляжу Инжир, мы же плелись с пятнадцатикилограммовыми рюкзаками. На сложном спуске у нас даже отобрали рюкзак. И снова удивленные лица при виде девушек с рюкзаками (все же приезжают на море) и вопросы, не страшно ли нам вдвоем и без карты.
С мыса спускались сначала по лесу, потом вышли на так называемую полку – горную тропу, петляющую вдоль скал. Виды завораживающие и только они компенсируют тяжесть рюкзаков и летний зной. Зарекаемся не ездить летом в Крым – только весной или осенью.



Расстались мы с ребятами из Севастополя у родника, но встречи с добрыми людьми на этом не закончились: тут же мы познакомились с симферопольцами, путешествующими так же как и мы дикарем, которые научили нас есть ставридку; мужчина с Камчатки, угостивший нас черешней со своей крымской дачи. Самые теплые встречи – случайные (или неслучайные).
Уйти от родника нас мог вынудить только начинавшийся дождь. Редкие капли превратились в ливень, а лесная грунтовка – в мессиво, и мы чавкали по дороге, в надежде, что она скоро закончится. Поразительный южный дождь: поток с неба, соприкоснувшись с теплой землей, тут же превращается в клубы пара. Мы шли не спеша, без конкретной цели (то ли в Балаклаву, то ли на Серебряный пляж), любуясь полями шалфея, скалами, крутыми обрывами и многоцветным морем.



Обогнув холм, на вершине которого остатки фортов и Бочка смерти, уже к 7 вечера спустились к Балаклаве.
Южный город, именно такой, каким я его представляю, вытянувшийся вдоль бухты, с невысокими домами, бельем, развешанным во дворах, балконами, увитыми розами и плющом, котами.
Наша последняя стоянка над городом, на холме напротив Генуэзской крепости, на поляне чабреца.



Утренняя Балаклава с кофейнями на набережной, первыми прохожими, ласковыми котами, зазывалами, зовущими нас на пляжи. Как же я люблю просыпающиеся города: они как люди, еще просты, свежи, неприбраны, но и не успели надеть маски. И постепенно город оживает, наполняется звуками, запахами, лицами, но ты-то знаешь его уже другим.



Дальше нас ждало уже шапочное знакомство с Севастополем и прощание с Крымом. Но это всего лишь «до свидания, до скорого свидания».
Наш первый самостоятельный горный поход удался! И не благодаря тщательной подготовке, планированию маршрута, отличной ориентации на местности, а благодаря добрым, отзывчивым и небезразличным людям на нашем пути.