Лицом к Африке. Часть 4. Танзания

Предыдущая часть

Глава 5.

Танга без танго



Танга в районе автовокзала оказалась суетной и шумной. Вокруг высились двух - и трёхэтажные дома, иногда со сложной архитектурой. Улицы были широкими и не привычно оживлёнными.



Хоть и говорят, что Танга город тихий и не заметный, на самом деле он оказался вполне динамичным и весьма окультуренным. Вырвавшись с территории автовокзала, пошла по широкой улице, напоминающей проспект. Отелей не было и в помине. Оказалось, что их скопление находится в районе порта, который так же, как и порт в Богомойо, когда-то выполнял функции по отправке рабов, слоновой кости, сизаля (агавы). Даже памятник тому времени имеется.



Мне не хотелось идти в порт. В силу того, что город далеко выступает вглубь материка, до порта предстояло идти несколько километров. Моим планом было посещение пещер Амбони. Я никак не могла оторваться от автотерминала, ведь мне завтра с него же и ехать. Нашла гестхауз не дорогой, и заселилась, успокоившись. Но рано я радовалась. После того, как приняла душ, вышла в комнату. Вся она была залита водой по щиколотку и весь багаж, лежавший на полу, подмок. Сотрудники отеля сказали, что других комнат нет. На том и разошлись.

Сам город произвёл на меня впечатление «солидного мусульманина». Куда ни глянь, повсюду высились зелёные купола мечетей.



Медресе встречались на каждой улице, откуда доносился хоровой речитатив учеников. Практически всё население города было мусульманским. Чайханы угощали танзанийским чаем со специями до самого позднего вечера. В то время, как в других городах Танзании чай можно попить только до 12-ти ч. дня. Население очень радушное и улыбчивое. Чувствовалась образованность, какая-то просветлённость в речах и поведении, одним словом «окультуренность» населения в Танге сразу заметна. Мусульманские одежды и тюбетейки, меня совсем не смущали, и вместо двух дней я провела здесь четыре.



То, что Танга была колонизирована немцами (конец 19 в.), даёт ей право быть интересной для истории, как и Богомойо. Ведь во времена немецкого правления здесь был размещён военный гарнизон Германской Восточной Африки. В Первую мировую в Танге высадился десант британских войск и произошла битва за город. А я-то всегда считала, что Первая и Вторая войны, Африки не коснулись. Та битва закончилась в пользу немецкого гарнизона, лишь только через полтора года город перешёл к британским властям (в 1916 г.) Англичане правили на побережье до момента признания независимости в стране. Поэтому в окрестностях Танги остались многочисленные европейские кладбища, как и по всему юго-восточному побережью континента.

Кого только не было в Танге, кто только не властвовал тут? До немцев арабы несколько веков правили, их след остался самым глубоким. Даже индийский мемориал в городе имеется! Всех привлекали сюда удобные морские гавани.



После отмены работорговли, местная экономика основывалась на выращивании сизаля (агавы), которую завезли сюда немецкие колонисты, население стало быстро расти. Но буквально 50 лет назад были изобретены синтетические нити, и необходимость в натуральном сырье для производства ткани снизилась. С этого момента жизнь города стала приходить в упадок.
Но не так всё плачевно, как кажется. До сих пор огромные поля агавы укрывают окрестности Танги, и до сих пор сизаль идёт на экспорт не только в страны Европы, а даже в Японию! Но самым «вкусным» экспортом является орешек кешью.



Целые леса кешью простилаются на сотни километров в этом районе Танзании. Не зря он считается одним из самых дорогих орехов, его «труднодобываемость» определяет цену.
Самой запоминающейся достопримечательностью города стала роскошная современная мечеть, ну, просто величественный дворец! Она свободно отстроена на пустыре, не далеко от берега океана, но мне войти в неё не позволили. Да ещё и фотографировать запретили, но разве можно укротить любопытство?



Коротать вечера на террасе чайханы, дело приятное. На улице город суетится, шумит, кричит и пялится. Сижу себе, приветствия принимаю, на вопросы отвечаю. Стихийные знакомства происходят, разговор завязывается. В общем, отдыхаю! Завтра в пещеры Амбони поеду, съезжу, может удивлюсь?

Глава 6.

Пещеры Амбони



Путешествие к пещерам началось с непонятных телодвижений на автотерминале. То меня брали с собой, то обратно высаживали, обещая всё-таки вывезти в столь заповедное место. Я ничего не понимала во всей этой круговерти, но дождалась, когда меня за два шиллинга решились куда-то отвезти. Я уже не думала о том, куда я еду, было как бы без разницы, в какую дыру попаду, давно привыкла ехать туда, куда возьмут.

Высадили меня почти одну в лесу ореховых деревьев кешью.



Я понимала, что экзотично, но до пещер ещё было километра два. Указатели сразу перед глазами всплыли, так и не исчезали, указывая дорогу на всём протяжении пути. Да и не одна я шла. Танзанийки с грузом на голове вышагивали в горделивой осанке, выискивая тропинку в тени деревьев. Я шла за ними, зная, что их путь самый короткий, самый лёгкий, самый удобный, и вообще, самый-самый.
Красивый был лес. Плотные, глянцевые листья деревьев кешью напоминали наши листья фикусов. Много их было и густо. А потом берег реки Амбони появился. Мальчишки там купались, значит, нагишом. Сразу то и не поняла, снимков наделала, только дома разглядела. А тогда они засуетились, крик подняли, кривляться стали. Решила, что на фотокамеру работают. Даже самой было весело, а теперь немного совестно, хотя думаю, что об этом уже все забыли.



Бамбуковые заросли появились особой стати и красоты. Целые семейные чащобы вдоль речки выстроились.



Сама река проделала глубокую брешь в известняковых отложениях, и тихо бежала где то внизу среди густых кустов и молодых баобабов. Река Амбони маленькая, но настойчивая. Впадает она в Индийский океан, не думая о славе, но упорно точит своими водами коралловый риф в прибрежных морских волнах.
Именно на ней расположены загадочные пещеры.



Это самый большой известняковый пещерный комплекс в Восточной Африке. Он почти не исследован. В гротах растут сталактиты и отзываются сталагмиты, но озёра пока труднодоступны.



Амбони имеют свою удивительную историю. Изначально местные племена селились в этих расщелинах. В некоторых из них были устроены подобия храмов. Во время борьбы за независимость здесь прятались от захватчиков не только танзанийцы, но и кенийцы, благо граница Кении совсем рядом. Сегодня пещеры находятся в государственной собственности, однако среди туристов они не популярны. Хотя "дикари" вроде меня сюда наведываются, и в отличие от меня исписывают каменные стены гротов.



Полтора миллиона лет назад здесь было море-океан, но постепенно поднялись и лопнули тектонические плиты, подняв на поверхность загадочные пещеры.



По всему разлому плиты видны гроты и лазы, вход в которые увит окаменевшими лианами. Древними стражами они казались, как само человечество и дочеловечество.



Вход оказался банально платным, ещё и цену в два раза сбросили и по сравнению с незыблемой древностью, та цена оказалась мелкой монетой, разменной, дешёвой и даже не значащей.
Проводник по пещерам повёл, почти ничего не рассказывая.



Да и слушать его не хотела, только дивилась на камень розовый, белый и голубой. Зелёно-замшелый, совсем дивным казался. Просветы маячили впереди. Рисунок по стенам и сводам был начертан морем, далёким и древним.



Летучие мыши висели над головой, пищали, взлетали порой.
Заблудиться тут было не долго. Обвалы засыпали входы. Природа ваяла на камне лики людей, не демонов. Все обрисы были приятными и жизнеутверждающими. Даже, казалось, не море тому виной, а добрые люди след свой оставили. Все пещеры в мире имеют свои "картины", которые всегда поражают наше воображение. Пещеры казались притягательными, страха не наводили. Все входы и выходы лианами были обвиты, солнце врывалось в каменные гроты, играло розовым цветом, зелёным и серым. Красиво так было! Пещеры Амбони особые, не навязчивые, но довольно впечатляющие. Эхо в сводах отдавалось, мягкие краски играли, просветы средь скал виднелись.
На поход в пещеры был затрачен целый день. В город вернулась вечером.
***

Сидя на ночной террасе, я загрустила.
Последнее пребывание в стране навевало скуку. Приключений не было. Уже десять дней я жила без них. Всё шло спокойно и размеренно. За это время прошла по берегу Индийского океана от г. Линди, где Бьютифул бич стал ещё краше, на север до г. Танга к кенийской границе. Но, мне не хватало драйва. План созрел быстро. На следующий день я отправилась искать племя масаи.

О своих приключениях в лесу я рассказала здесь