Мавзолей Омара Хайяма
Будучи в Иране, решила побывать в городе Нишапур у мавзолея Омара Хайяма. Надо было попасть к поэту, мудрецу, философу, который прославил персидский народ своими стихами, изречениями, новшествами в математике и астрономии.
Поехала туда из Машхада рано утром. До вокзала добиралась городским автобусом, потом междугородним. С транспортом в Машхаде всё удобно. При входе на прозрачную остановку стоят турникеты как в метро, но это не ново, а вот как проходит оплата проезда, меня удивило. Если есть карта, то её прикладываешь как везде, а если нет карты, но есть деньги, то проходишь без оплаты по узкому тротуару вместе с теми, у кого нет ни денег ни карты. Садишься в автобус, и не стоит совать водителю в руки помятый туман, что равен нашим шести рублям. Водитель деньги не возьмёт. Оказывается, такой порядок оплаты по всей стране - хочешь, дашь денег, а не хочешь, не дашь. Это теперь знаю, а тогда занервничала, что заплатить некому. Получалось, я «заяц».
Да ещё умудрилась усесться впереди салона на сиденье рядом с мужским полом, который всю дорогу до автовокзала прижимал меня коленкой. Никак не могла знать, что передняя часть автобуса отдана мужчинам, но про отдельный вагон в метко уже была в курсе, пользовалась. Это был мой третий Иран, но городским транспортом поехала впервые. А так то с друхьями, то на такси. Дёшево ведь.
- Вечерний Машхад
В общем, тот, что с коленкой, сразу получил от меня задание – оповестить о выходе на автовокзале. Он всё понял и согласно закивал. Но не он один понял, а все сразу, что мне надо сойти у междугороднего терминала и стали чуть не хором считать остановки. Я пыталась добиться, кому должна вручить за проезд помятый и слегка вспотевший один туман, что держу в руках уже сорок минут, но народ не знал, что ответить «зайцу». Одни нервы!
Оказалось, что выхожу на конечной, и снова никто не спрашивает денег. Я опять к водителю, а он не берёт и взмахом руки показал куда-то вперёд. А тот, что с коленкой, сжалился и повёл меня к крытым турникетам, где сидели кондукторы в форменной одежде. Это метров триста. Я же с сумкой! Весь народ двинулся к терминалу, а я с «рублём» не разберусь! Тут отдаю измученный иранский туман своему провожатому, чтобы он отнёс его куда надо, а мне в Нишапур пора. Человек ушёл в честном направлении. Я уверенно двинулась в автовокзал.
Автобус стоял на площадке готовенький к отправлению. В Нишапур ехать 75 км, билет стоил 70000 риал (40 рублей). Надеялась увидеть за окном что-нибудь приятное, а приятного не оказалось. Унылые красно-жёлтые пространства безжизненно простирались по обе стороны от дороги.
По приезде мавзолей вам сразу не покажут. Извольте взять такси, которое вас отвезёт. Взяла. За доллар. Десять или больше километров ехали по сосновой аллее. Прибыли в парк среди вековых сосен. Теперь стало понятно, что гробница расположена на приличном расстоянии от города.
Вещи свои оставила в лавке, с людьми, сама налегке направилась в мечеть, где по обыкновению обязано находиться захоронение. Его не было. И знаете что? Я прошла мимо мавзолея. Не обратила на него внимания.
Повернула обратно, куда направили, а необычный монумент находится в тихом парке среди зелени.
Этот архитектурный памятник белого мрамора установлен в 1963 году. Здесь было тихо и безлюдно.
Нескольких семейных пар разбрелись по скамеечкам среди цветов. Ранее могила поэта находилась в мечети святого Имамзадэ.
Позже была отделена. Много столетий монолитный каменный ящик скромно простоял в забвении. Только в 20-ом веке о "Величайшим из мудрых" позаботились и увенчали серую могилу Мавзолеем.
Подошла к тумбе, под которой покоится Омар Хайям с 1131 года и поздоровалась.
- Привет тебе, философ, от русского народа. Помним, знаем, преклоняемся.
Персидский текст выбит в сером камне в древности. Никаких английских переводов.
Свод мавзолея необычной формы напоминает солнце, звезду и небо.
За могилой следят и содержат в надлежащем виде. Скромный мавзолей нетребовательному человеку. А ведь долгую жизнь прожил мудрец - 83 года в те времена надо было ещё потрудиться прожить.
Вот и посмотрела на место упокоения Великого Хайяма, которым гордится весь персидский мир. Жаль, что так было не всегда. С Тадж Махалом, конечно, не сравнить, но память сохранена. Пора было прощаться. Отсюда планировала ехать дальше в Ганабад.
Пока двигалась к стоянке такси, рассмотрела парковую территорию. Тут есть всё для кратковременного пребывания посетителей - лавки с сувенирами, кафе с лёгким перекусом, развлечения для детей.
В Ганабад выдвинуться не получилось, отсюда нет рейсов. Пришлось вернуться с вещами в Машхад, а потому ещё целый вечер провела в невероятно красивом городе.
Следующим днём отправилась дальше по стране.