Младший брат Тибета: Хыналыг (часть 2)
Начиная с середины второго тысячелетия до н.э. здесь было развито плуговое земледелие ( хыш ); вплоть до 60-х годов прошлого столетия здесь пахали деревянным плугом. Сельчане пользовались плугом при посадке пшеницы, ячменя, проса, чечевицы. Плуг тащили пара сильных быков. Крестьяне, держась за плуг, проводили вспашку, на шее быка сидел еще чубукчу(человек с прутом), который направлял справа и слева быков понукал их. По окончании работы ранджбары и чубукчу отвадили быков на колхозный двор.Можно сказать, что хыналыгцы-потомственные скотоводы и земледельцы. Плуг и плуговые снасти достались и в наследство от предыдущих поколений.
Есть еще легенда, отражающая историю Хыналыга. Здесь говорится, что когда-то село Хыналыг было расположено за селом Гибля. Однажды случилось сильное землетрясение, село ушло под землю, люди погибли, те, кто остались в живых, перешли на левый берег реки Гудиялчай и поселились на территории нынешнего села напротив горы Гибля. Некоторые охотники считают, что якобы за горой Гибля имеются остатки стен старого села. эта легенда имеет под собою реальную основу: На самом деле на вершине горы Гибля постоянно дуют ветры, часто случаются ураганы. Жить в таком месте, где властвуют холод и ураганы, там где нет речной или родниковой воды, очень трудно. Там нет хороших условий для проживания. За горой Гибля находится также высокая гора, перевал Салават. На такой высоте заложить село невозможно. Среди гор Большого Кавказского Хребта горный перевал Салават находится на 2895 м выше уровня моря. Что же касается остатоков стены, которую видели охотники на склоне горы Гибля, возможно, что это остатки пещеры или землянки. Возможно,что люди каменного века, эпохи Палеолита жили здесь в пещерах и находили здесь убежище. Археологические раскопки показывают, что на склонах гор Большого и Малого Кавказа расположено множество таких жилищ. Отметим также, что на склоне горы Гибля нет площадок для строительства жилищя. Здесь горные высоты, скалы. Что же касается расположения села Хыналыг напротив горы Гибля, и самонаименование местными жителями этой горы как "Кяттиш" (то есть гора, которая бросает нам вызов), то это имеет совершенно другой смысл. Прежде всего, возможно, что про совершении намаза это слово употреблялось в силу необходимости смотреть в сторону Гибля (священный камень в Саудовской Аравии). В этом смысле употребляется выражение- наше село находится напротив Гибля.
Слово Хыналыг тюркского происхождения, и окончание "лыг" является аффиксом азербайджанского языка. Некоторые исследователи (отметим, что пока что село Хыналыг основательно исследовано еще не было),связывают слово "Кятиш" с кельтской этнической группой, жившей в среднем и нижнем течении реки Енисей Красноярского края России, численностью немногим более тысячи человек; говорят, что Хыналыгцы и есть переселенцы с берега Енисея.
Дело в том, что кельтский язык входит в группу енисейских, а хыналыгский- в группу кавказских языков. Кроме того, ни один ученый языковед из ближнего или дальнего зарубежья, также, как и отечественный, еще не обнаружил в хыналыгском языке кельтских слов. Более целесообразно считать хыналыкский язык самобытным языком общины. В учебнике по истории Азербайджана изданном в 1961-ом году (на азерб.языке), на стр 19. отмечается, что "в эпоху неолита, путем обьединения родов, появились племена, где племенной язык сменил собой язык родов".
"Кятиш", ставший царством гор, получил тюркское наименование "Хыналыг", что также связано с определенными этимологическими процессами. Л. Петров (журналист,Москва) в своем очерке (см:"В мире книг", 1967, номер 1, стр.42) пишет, что хыналыгцы с древних пор высаживали хну (растение-краситель) и потому их село получило название "Хыналыг". На самом деле это не так. В условиях сурового горного климата посадить и вырастить хну невозможно. Этот горный край получил название Хыналыг потому, что за селом есть высокая скала, которая возвышается как символ вечности. Ее называют "Гызыл Гая", т.е "Красная скала". Камни, ее образующие, бело-красного цвета. По утрам, при восходе солнца, село Хыналыг на фоне этой скалы приобретает желто-золотистый оттенок, похожий на цвет хны. Именно поэтому людям пришло в голову это название- Хыналыг(об этом я подробно рассказал в своем выступлении на телевизионной передаче "Далга" 1-го августа 1991-го года).
Восемь больших кладбищ Хыналыга, история которых полна тайн, занимает площадь многих сотен квадратных метров. Теперь о самих магилах. На очень немногих надгробиях надписи сделаны стилем "КУФИ" или "НОСТАЛИК". Количество кладбищ свидетельствует о том, что здесь захоронения производились по поколениям, родам и кварталам.этот принцип сохранен и по сей день.Отметим, что могилы обширные (как в ширину, так и в длину). Такое впечатление, что здесь захоронены великаны наподобие древнегреческому мифическому герою Гераклу. Наглядным свидетельством тому является полуразрушенная могила на пути следования к реке Рутсош, а также могилы на других кладбищах.
Поневоле думаешь о том, что люди, жившие за много веков до нашей эры, были намного крупнее и выше нас. Дошедшие до нас изображения гигантов также наводят нас эти размышления. При раскопках этих могил, наверняка, наряду с останками этих гигантов, будут найдены различные украшения, оружия, другие предметы из камня и металла.
Древнегреческий географ-историк Страбон (64/63- 24/23 до н.э) в своем труде " География " (17 томов) писал о географическом положении Кавказской Албании и Атропатены. Так, он отмечал, что на Кавказе живет 26 Албанских племен,каждое из которых разговаривает на своем языке. Страбон заимствовал эту информацию у древнегреческих исследователей эратосфена, Гиппарха, Полибия, Посадония и других, а затем отправился в путешествие в Кавказскую Албанию. Считаем, что хыналыгцы как раз и являются одним из 26-ти племен, проживавших на Кавказе и говоривших на своем языке. В албанском алфавите было 10 гласных и 52 согласные; на сегодняшний день в кавказских языках имеется много букв; так, в хыналыгском языке имеется 77 букв (18 гласных,59 согласных), что доказывает мысль о том, что в языках албанских племен было звуков в два раза больше, чем в соврененном азербайджанском алфавите.Исследования показывают, что в Кавказской Албании, где проживало 26 племен, была река Албан и город Албана.Согласно мнению Птоломея, жившего во втором веке до нашей эры, река Албан, протекая через территорию Албании, впадала в реку Куру.
Есть ряд интересных мыслей об истории Хыналыга у средневековых исследователей и путешественников. Так, арабский путешественник, географ и филолог Ягут ибн Абдуллах-Хамави (1179-1229) в книге "Муджам аль-Булдан" ("Список стран по алфавиту") что, город Хыналыг расположен поблизости перехода Хазран. В книге " История Абу Муслюма", наряду с названиями Гырыз и Губа приводится название города Хина. Наряду с этим следует отметить, что Абу-Муслюм в первые годы правления Аббасидов приехал в Азербайджан с целю распространения ислама и семь лет провел в Дагестане, пропагандируя эту религию. Внуки Абу-Муслюма Джамал- в Губе,Юсиф- в
Гырызе, Насраддин- в Хыналыге, Рамазан же- в Рутуле построили мечети. Джума мечеть, функционирующая ныне в Хыналыге, построена именно в тот период; люди называют ее мечетью Абу-Муслюма.
В истории Хыналыга есть еще один знаменательный факт. Он состоит в том, что до исламской веры хыналыгцы были огнепоклонниками.Здесь огонь до сих пор является предметом особого уважения. Разумеется, преклонение перед огнем свойственно всем азербайджанцам. Поэтому всех нас называют огнепоклонниками, а нашу страну-"Одлар Юрду", то есть Страна Огней. Об этом я говорю потому, что в четырех-пяти километрах к западу от Хыналыга есть место выхода природного газа, его называют Атешгях.жители села и гости ежегодно по нескольку раз приходят сюда, готовят шашлык на камнях, уложенных на месте выхода природного газа. Некоторые считают, что тем самым жители Хыналыга поклоняются огню, то есть соблюдают древний обычай. Однако это не так.
Начиная с 90х годов прошлого века Хыналыг столкнулся со многими социал-экономическими трудностями, в итоге село начало беднеть, люди стали в массовом порядке покидать родные места, население уменьшилось до 1700 человек. Согласно статистике, в 1859-ом году здесь в 338-ми домах жило 2300 хыналыгцев, в 1859-ом году в 363-х домах 1196 человек, в 1886-ом году в 359-ти домах- 2200 человек, 1920ом году-2196 человек, 1921ом году в 367-и домах 1800 человек, в 1926-ом году- 1448 человек, в 1954-ом году 1800, в 1976-ом году - 2500, в 1982-ом году-2038, в 1989-ом году 2101 человек. А теперь, в 2003-ем году в этом селе в 230-ти домах проживало 1700 хыналыгцев. Пусть не создается впечатление, что хыналыгцы покинут свои родные места окончательно и село опустеет.
Совершенно неверно полагать, что Хыналыг полностью опустеет. Сотни лет здесь развивалось скотоводство и овцеводство. Для этого природа создала здесь преркасные условия-альпийские луга, большие выпасы, зеленеющие и пламенеющие многоцветьем склоны гор. Пока будет развиваться животноводство, будет жив и Хыналыг. Бывает, что временами население Хыналыга уменьшается за счет миграции части жителей в долину. Но жизненные трудности здесь заставляют некоторых из них вновь вернуться в село. К примеру, в 1960-70-х годах и даже в 1980-х в селе стало так тесно, что родители, женив сына, не могли выделить ему участка для строительства дома. Но в последние десятилетия 20-го века земельных участков уже было предостаточно. Несмотря на миграционные процессы, по статистике в селе в среднем ежегодно(и по сей день) проживает около двух тысяч человек
Хыналыгцы-долгожители, и это естественно. Чистый воздух, который мы вдыхаем, аромат прекрасных цветов-все это продливает человеку жизнь. Кавказское долголетие, азербайджанское долголетие имеет отношение и к хыналыгцам. Лица у них приветливые, а сердца- исключительно отзывчивые. Долгой жизни и прочному здоровью способствует здоровая пища, такая, как сливки, гатыг, сыр, деревенское масло и тд.
И потому Гаджи баба скончался в возрасте 132 лет. Гаджи Насир киши в 120, Молла Башир киши-в 117, Беджан киши в 112, Агакерим баба в 110, Хальфа Хасмамедов в 104, из женщин- Асмер гары-110, бабушка Гюльджаннет- в 103 года. И сейчас живет много людей, достигших возраста 90-100 лет. Старушка эне, которой минуло 100 лет, до сих пор справляется с домашней работой, приносит из родника воду.
Есть еще легенда, отражающая историю Хыналыга. Здесь говорится, что когда-то село Хыналыг было расположено за селом Гибля. Однажды случилось сильное землетрясение, село ушло под землю, люди погибли, те, кто остались в живых, перешли на левый берег реки Гудиялчай и поселились на территории нынешнего села напротив горы Гибля. Некоторые охотники считают, что якобы за горой Гибля имеются остатки стен старого села. эта легенда имеет под собою реальную основу: На самом деле на вершине горы Гибля постоянно дуют ветры, часто случаются ураганы. Жить в таком месте, где властвуют холод и ураганы, там где нет речной или родниковой воды, очень трудно. Там нет хороших условий для проживания. За горой Гибля находится также высокая гора, перевал Салават. На такой высоте заложить село невозможно. Среди гор Большого Кавказского Хребта горный перевал Салават находится на 2895 м выше уровня моря. Что же касается остатоков стены, которую видели охотники на склоне горы Гибля, возможно, что это остатки пещеры или землянки. Возможно,что люди каменного века, эпохи Палеолита жили здесь в пещерах и находили здесь убежище. Археологические раскопки показывают, что на склонах гор Большого и Малого Кавказа расположено множество таких жилищ. Отметим также, что на склоне горы Гибля нет площадок для строительства жилищя. Здесь горные высоты, скалы. Что же касается расположения села Хыналыг напротив горы Гибля, и самонаименование местными жителями этой горы как "Кяттиш" (то есть гора, которая бросает нам вызов), то это имеет совершенно другой смысл. Прежде всего, возможно, что про совершении намаза это слово употреблялось в силу необходимости смотреть в сторону Гибля (священный камень в Саудовской Аравии). В этом смысле употребляется выражение- наше село находится напротив Гибля.
Слово Хыналыг тюркского происхождения, и окончание "лыг" является аффиксом азербайджанского языка. Некоторые исследователи (отметим, что пока что село Хыналыг основательно исследовано еще не было),связывают слово "Кятиш" с кельтской этнической группой, жившей в среднем и нижнем течении реки Енисей Красноярского края России, численностью немногим более тысячи человек; говорят, что Хыналыгцы и есть переселенцы с берега Енисея.
Дело в том, что кельтский язык входит в группу енисейских, а хыналыгский- в группу кавказских языков. Кроме того, ни один ученый языковед из ближнего или дальнего зарубежья, также, как и отечественный, еще не обнаружил в хыналыгском языке кельтских слов. Более целесообразно считать хыналыкский язык самобытным языком общины. В учебнике по истории Азербайджана изданном в 1961-ом году (на азерб.языке), на стр 19. отмечается, что "в эпоху неолита, путем обьединения родов, появились племена, где племенной язык сменил собой язык родов".
"Кятиш", ставший царством гор, получил тюркское наименование "Хыналыг", что также связано с определенными этимологическими процессами. Л. Петров (журналист,Москва) в своем очерке (см:"В мире книг", 1967, номер 1, стр.42) пишет, что хыналыгцы с древних пор высаживали хну (растение-краситель) и потому их село получило название "Хыналыг". На самом деле это не так. В условиях сурового горного климата посадить и вырастить хну невозможно. Этот горный край получил название Хыналыг потому, что за селом есть высокая скала, которая возвышается как символ вечности. Ее называют "Гызыл Гая", т.е "Красная скала". Камни, ее образующие, бело-красного цвета. По утрам, при восходе солнца, село Хыналыг на фоне этой скалы приобретает желто-золотистый оттенок, похожий на цвет хны. Именно поэтому людям пришло в голову это название- Хыналыг(об этом я подробно рассказал в своем выступлении на телевизионной передаче "Далга" 1-го августа 1991-го года).
Восемь больших кладбищ Хыналыга, история которых полна тайн, занимает площадь многих сотен квадратных метров. Теперь о самих магилах. На очень немногих надгробиях надписи сделаны стилем "КУФИ" или "НОСТАЛИК". Количество кладбищ свидетельствует о том, что здесь захоронения производились по поколениям, родам и кварталам.этот принцип сохранен и по сей день.Отметим, что могилы обширные (как в ширину, так и в длину). Такое впечатление, что здесь захоронены великаны наподобие древнегреческому мифическому герою Гераклу. Наглядным свидетельством тому является полуразрушенная могила на пути следования к реке Рутсош, а также могилы на других кладбищах.
Поневоле думаешь о том, что люди, жившие за много веков до нашей эры, были намного крупнее и выше нас. Дошедшие до нас изображения гигантов также наводят нас эти размышления. При раскопках этих могил, наверняка, наряду с останками этих гигантов, будут найдены различные украшения, оружия, другие предметы из камня и металла.
Древнегреческий географ-историк Страбон (64/63- 24/23 до н.э) в своем труде " География " (17 томов) писал о географическом положении Кавказской Албании и Атропатены. Так, он отмечал, что на Кавказе живет 26 Албанских племен,каждое из которых разговаривает на своем языке. Страбон заимствовал эту информацию у древнегреческих исследователей эратосфена, Гиппарха, Полибия, Посадония и других, а затем отправился в путешествие в Кавказскую Албанию. Считаем, что хыналыгцы как раз и являются одним из 26-ти племен, проживавших на Кавказе и говоривших на своем языке. В албанском алфавите было 10 гласных и 52 согласные; на сегодняшний день в кавказских языках имеется много букв; так, в хыналыгском языке имеется 77 букв (18 гласных,59 согласных), что доказывает мысль о том, что в языках албанских племен было звуков в два раза больше, чем в соврененном азербайджанском алфавите.Исследования показывают, что в Кавказской Албании, где проживало 26 племен, была река Албан и город Албана.Согласно мнению Птоломея, жившего во втором веке до нашей эры, река Албан, протекая через территорию Албании, впадала в реку Куру.
Есть ряд интересных мыслей об истории Хыналыга у средневековых исследователей и путешественников. Так, арабский путешественник, географ и филолог Ягут ибн Абдуллах-Хамави (1179-1229) в книге "Муджам аль-Булдан" ("Список стран по алфавиту") что, город Хыналыг расположен поблизости перехода Хазран. В книге " История Абу Муслюма", наряду с названиями Гырыз и Губа приводится название города Хина. Наряду с этим следует отметить, что Абу-Муслюм в первые годы правления Аббасидов приехал в Азербайджан с целю распространения ислама и семь лет провел в Дагестане, пропагандируя эту религию. Внуки Абу-Муслюма Джамал- в Губе,Юсиф- в
Гырызе, Насраддин- в Хыналыге, Рамазан же- в Рутуле построили мечети. Джума мечеть, функционирующая ныне в Хыналыге, построена именно в тот период; люди называют ее мечетью Абу-Муслюма.
В истории Хыналыга есть еще один знаменательный факт. Он состоит в том, что до исламской веры хыналыгцы были огнепоклонниками.Здесь огонь до сих пор является предметом особого уважения. Разумеется, преклонение перед огнем свойственно всем азербайджанцам. Поэтому всех нас называют огнепоклонниками, а нашу страну-"Одлар Юрду", то есть Страна Огней. Об этом я говорю потому, что в четырех-пяти километрах к западу от Хыналыга есть место выхода природного газа, его называют Атешгях.жители села и гости ежегодно по нескольку раз приходят сюда, готовят шашлык на камнях, уложенных на месте выхода природного газа. Некоторые считают, что тем самым жители Хыналыга поклоняются огню, то есть соблюдают древний обычай. Однако это не так.
Начиная с 90х годов прошлого века Хыналыг столкнулся со многими социал-экономическими трудностями, в итоге село начало беднеть, люди стали в массовом порядке покидать родные места, население уменьшилось до 1700 человек. Согласно статистике, в 1859-ом году здесь в 338-ми домах жило 2300 хыналыгцев, в 1859-ом году в 363-х домах 1196 человек, в 1886-ом году в 359-ти домах- 2200 человек, 1920ом году-2196 человек, 1921ом году в 367-и домах 1800 человек, в 1926-ом году- 1448 человек, в 1954-ом году 1800, в 1976-ом году - 2500, в 1982-ом году-2038, в 1989-ом году 2101 человек. А теперь, в 2003-ем году в этом селе в 230-ти домах проживало 1700 хыналыгцев. Пусть не создается впечатление, что хыналыгцы покинут свои родные места окончательно и село опустеет.
Совершенно неверно полагать, что Хыналыг полностью опустеет. Сотни лет здесь развивалось скотоводство и овцеводство. Для этого природа создала здесь преркасные условия-альпийские луга, большие выпасы, зеленеющие и пламенеющие многоцветьем склоны гор. Пока будет развиваться животноводство, будет жив и Хыналыг. Бывает, что временами население Хыналыга уменьшается за счет миграции части жителей в долину. Но жизненные трудности здесь заставляют некоторых из них вновь вернуться в село. К примеру, в 1960-70-х годах и даже в 1980-х в селе стало так тесно, что родители, женив сына, не могли выделить ему участка для строительства дома. Но в последние десятилетия 20-го века земельных участков уже было предостаточно. Несмотря на миграционные процессы, по статистике в селе в среднем ежегодно(и по сей день) проживает около двух тысяч человек
Хыналыгцы-долгожители, и это естественно. Чистый воздух, который мы вдыхаем, аромат прекрасных цветов-все это продливает человеку жизнь. Кавказское долголетие, азербайджанское долголетие имеет отношение и к хыналыгцам. Лица у них приветливые, а сердца- исключительно отзывчивые. Долгой жизни и прочному здоровью способствует здоровая пища, такая, как сливки, гатыг, сыр, деревенское масло и тд.
И потому Гаджи баба скончался в возрасте 132 лет. Гаджи Насир киши в 120, Молла Башир киши-в 117, Беджан киши в 112, Агакерим баба в 110, Хальфа Хасмамедов в 104, из женщин- Асмер гары-110, бабушка Гюльджаннет- в 103 года. И сейчас живет много людей, достигших возраста 90-100 лет. Старушка эне, которой минуло 100 лет, до сих пор справляется с домашней работой, приносит из родника воду.
Читайте также
26 декабря 2024
280
25 декабря 2024
530