"Непал - грязный лицом и чистый душой"
Моё знакомство с Непалом началось еще в аэропорту Дохи, точнее с непальским народом. Объявили посадку на рейс Доха-Катманду, мы прошли билетный контроль. Ожидая трансфер до самолета, я обратила внимание, что летят в основном одни непальцы и человек пять туристов. Сейчас в Катаре строятся спортивные объекты и большинство рабочих из Непала. Это были не высокого роста мужчины, с весьма загорелыми лицами, одетые в джинсы и футболки.
Мы с мужем заняли свои места и рядом с нами сел парень – непалец. Я его запомню навсегда! Да и вообще, Непал запоминается в первую очередь лицами людей, их искренними улыбками. Нельзя было не заметить его волнения, толи от того, что он наконец-то летит на родину, толи от того, что он боится лететь! Он глянул в окно, охнул, прижал руки к сердцу, достал свой новенький телефон с сенсорным экраном, открыл чехол, погладил телефон, поцеловал его и после продолжительной борьбы с монитором на противоположном сидении – уснул, свернувшись в комок и накрывшись с головой пледом.
Самолет приземлился в Катманду ночью. Мы без особых усилий получили визу, перед нами в очереди были два парня из США, которых мы еще не раз увидим в треке по Аннапурне (мой рассказ про трек http://www.moya-planeta.ru/reports/view/zdes_zemlya_vstrechaetsya_s_nebom_gimalajskie_gory_3116/) и прозовём "крутые Уокеры".
Дальше нам предстояло получить наш багаж. В один момент мы уже отчаялись и решили, что он остался в Дохе или просто выпал из самолёта. На ленте нескончаемым караваном шли переполненные сумки в клеточку, одеяла, посуда, телевизор большой диагонали, игрушки, коробки... Вот и рюкзаки!
На выходе из аэропорта нас ожидало такси. По дороге к машине мы успели потратить 2000 непальских рупий (примерно 600 руб.). Ну, как потратили... У нас их взяли за то, что один довел нас до такси, а другой положил рюкзаки в машину. Ладно, едем. Аэропорт находится в черте города. Было темно, дорога разбита, нас швыряет по всему салону. Иногда в тусклом свете одиноких фонарей мы могли видеть полуразрушенные, разбитые дома. Ехали молча, в голове мелькало: "Куда мы приехали?!".
Наш гест-хауз был в шумном районе Тамель – местечко, где сосредоточены все отели, туристы, торговцы всем, чем можно и нельзя, турагентства и т.д. Ночь была шумной: кто-то всю ночь кричал, кто-то пытался завести мотор скутера, кто-то бил бутылки. Тамель...
Это было наше знакомство с Катманду, первая ночь.
На следующий день мы, вооружившись картой и английским, решили погулять по Катманду. Брели в сторону главной ступы Непала – Будданатх. Пыль, выхлопные газы, вонь, гудение транспорта, бродячие люди, коровы и собаки, торговцы – все это про Катманду. Мы сразу же решили приобрести маску на лицо и оценили местные особенности произношения английских слов:
- We need a mask!
- Max?
- Not Max! We ask you about the mask! (показываем на лицо, на нос)
- AAAA...You ax a max!!!!
После чего женщина протянула нам маску для защиты от пыли.
Чем дальше мы уходили от Тамеля, тем стремительней менялись виды и люди.
Я столкнулась с нищетой, с большим количеством голодных и больных. Я видела, как черви едят еще живых животных, как тёмная кожа прилегает к костям человека, как готовят в подворотне, среди грязи и пыли, и тут же едят. Узкие улочки были похожи на муравейник: маленькие смуглые худые человечки куда-то спешат, неся на спине груз, который превышал их собственный вес.
Мы заблудились. К нам подошел мужчина европейской внешности, лет шестидесяти. Как выяснится позже, он – аргентинец. Путешествие – это образ его жизни и, примерно через пол года странствий, он возвращается на родину. Мы рассказали куда идем, он предложил пойти вместе, т.к. ему по пути.
Оказалось, что мы рядом с храмовым комплексом Пашупатинатх. Пройти мимо него мы не хотели. Хорхе – так зовут нашего нового приятеля – рассказал нам о том, что он в Непале бывал много раз, рассказал и о своём путешествии по России. Его очень впечатлил Санкт-Петербург, а когда узнал, что моё имя Анастасия – был сильно удивлён: "Совсем как княжна Романова?!" Рассказывал о русских – что они достаточно закрытые ребята и неохотно завязывают беседы с незнакомцами, стараются держаться группы ни шагу влево, ни шагу вправо...
Мы пришли в Пашупати.
Зная о том, что на территории храма проводят кремацию, я пыталась унюхать этот небезызвестный запах горящего тела, о котором так красочно рассказывали в разных передачах об этом храме. Пока не пахнет. Атмосфера на территории храма вполне себе обычная: мужчины, женщины в ярких сари, дети, собаки, голуби, коровы и жертвенные козлы, обязательно черного цвета. Красивый храмовый комплекс, нет суеты, нет трагедии.
Мы подошли к месту, где проводят кремацию. На платформе сжигали только одного человека. "Обычно все платформы заняты, – сказал Хорхе, – а сегодня только одна."
По правилами храма не запрещено подходить к горящему человеку. Мы подошли к нему. Видны были очертания тела, я разглядела стопу человека и его белую пятку. Пахло. Мне не было неприятно или противно.
Вокруг было спокойно, кто-то гулял, кто-то молился, кто-то стирал и развешивал вещи, кто-то лежал на ступеньках и умирал.
Гуляя по Пашупати, я думала о ритуале похорон в разных странах. Высоко в Гималаях, у людей нет возможности захоронить или сжечь человека: нет земли и дерева. Есть камни и птицы-падальщики. Да, все дело в религии – индуизм и буддизм не предполагают таких трагичных похорон, как у нас. В Непале Жизнь – это краткосрочное явление.
Пашупати со своими ритуалами у кого-то отнимает силы, а кому-то прибавляет. У меня не отнял и даже с аппетитом все было в порядке.
Подходя к Ступе Будды, Хорхе попросил нас убрать камеру и, если что отвечать: "Мы зашли только чай и сувениры купить!". Вход на площадь был платный, но он нас повел через лабиринты улочек ко входу "для своих". В центре площади стояла прекрасная белая ступа.
Вокруг нее паломники и туристы совершали кору – это ритуальный обход ступы по часовой стрелке.
Со всех сторон сувенирные лавки, кафе, Тибетские монастыри, в которых живут в основном беженцы из Тибета и паломники со всего мира.
И все это под звуки «Ом Мане Падме Хум». В одном из кафе на крыше дома, я познакомилась с местной кухней: момо с буйволятиной и масала чай. Мне нравится непальская кухня. Среди местного населения, особенно проводников, есть шуточки про национальную пищу и туристов. Немного об этом. Национальное непальское блюдо – дал бат, в которое входит рис (много), чечевичная похлебка, овощи кари, лепешка и что-то невообразимо острое, видимо, перец в чистом виде. Так вот, непальцы говорят: " Dal Bat power 24 hour!". А вот еще про курочку с перцем карри: "Чикен корри (так они произносят карри) – донт вори!" Корри – это огонь!!!
И самогон у них есть - о нём мы узнаем в горах.
Темнело и мы решили поехать в гест в Тамеле. Хорхе показал нам азы переговоров с таксистами. Сели к тому, который, от безысходности, взял нас троих за меньшую стоимость. Мы продолжили уже вчетвером говорить о странах, о людях. Когда таксист доставил нас к гостинице, Хорхе сказал, что отличный он парень и дал ему денег больше, чем договорились. Прощались с аргентинцем с полным ощущением того, что еще увидимся.
Гуляя по Тамелю, можно часто слышать шёпот: «Would you like something? Something special?» Наркотиками в Непале никого не удивишь. Некогда это место было культовым для хиппи, со всеми вытекающими. Хочу описать движение на дорогах, особенно на узких улицах. Представьте: улица шириной в две наши «Оки», асфальт кусками там-и-сям, в обе стороны движутся машины, скутеры, велорикши, коровы, ну, и пешеходы. Как я уже писала: один большой муравейник. В Катманду очень сложно найти тихое чистое уединенное место.
Катманду – город храм. Здесь божеств и храмов больше, чем людей.
Индуизм и Буддизм соседствуют вполне себе гармонично, порой здесь сложно отделить одну религию от другой. Индуисты посещают храмы Буддистов, те в свою очередь храмы, посвященные богам Индуизма.
Трижды я посещала храм на холме Сваямбунатх. Ночью, когда нет туристов, на территории буддистского храма царит умитотворение: собаки разгоняют последних, еще не нашедших себе место для сна, обезьян, а манахи, сидя на лавочках выходят не в астрал... а в бескрайние пространства интеренета.
Дворцовая площадь в Патане тоже не оставила меня равнодушной. Неварское наследие расстворилось в большом городе. Место, где встречаются местные жители, обсудить новости и просто отдохнуть.
На улице часто можно встретить садху – люди, которые отказались от всего земного, кроме марихуаны. Некоторые из них просят милостыню, но не стоит забывать, что садху отказались от всего земного!!! В первую очередь, от денег.
Бывают и такие не менее неожиданные встречи...
В Катманду много мусора. Он непальцев не парит. Его часто выбрасывают в священную реку Багмати, в водах которой странствует прах усопших, коровьи штучки, кошки и т.п. Собственно, здесь же и голову можно помыть.
В Непале очень много мастеров по дереву, гончарному делу, ювелирному, мастеров литья и скульпторов. Неварские традиции резьбы прошли века и в современном исполнении выглядят так же, как несколько столетий назад.
Во время прогулок по Тамелю, у меня было ощущение, что я попала в огромный антикварный магазин или блошиный рынок.
В целом, в магазинчиках товар примерно одинаковый, но порой встречаются весьма интересные места, где на витринах представлены украшения неварских красавиц 18-19 веков. Одеть – не оденешь, как-то не принято в музейных экспонатах ходить…
Совершив поход по местным магазинчикам, можно вдоволь пообщаться с местными, а процесс торга не пройдет без любопытных историй и шуточек! Непальцы искренне улыбчивы, открыты, любознательны.
В культуру Непала не так глубоко проник процесс глобализации: по-прежнему можно встретить людей в национальной одежде, местная культура не теряет своей значимости и в 21-м веке.
Рекламы на улицах достаточно много, но и она исполнена в местном колорите, часто её рисуют на торце дома красками. Рисуют, надо отметить, с душой. Местный колорит наполнен ритуальными действиями, которые осуществляются на общее обозрение. Однажды я осматривала дворцовую площадь «Дурбар» и увидела маленького черного козленка, в голову пришла мысль: «Вот, ты какой козел отпущения…» На следующий день он лежал с перерезанным горлом рядом с тем местом, где вчера стоял, возле скульптуры бога Шивы. Что ж… индуизм требует жертв.
Непал – это страна, где каждый день приходится переживать всю палитру чувств. Здесь вы встретитесь с самыми бедными людьми, которые день ото дня выполняют тяжелую работу, чтобы прокормить семью. Но, встретившись с ними, вы увидите одних из самых счастливых людей на Земле.
Из Катманду мы отправились в Покхару, чтобы совершить наш поход в Гималайские горы, о чем я расскажу в следующий раз.
Мы с мужем заняли свои места и рядом с нами сел парень – непалец. Я его запомню навсегда! Да и вообще, Непал запоминается в первую очередь лицами людей, их искренними улыбками. Нельзя было не заметить его волнения, толи от того, что он наконец-то летит на родину, толи от того, что он боится лететь! Он глянул в окно, охнул, прижал руки к сердцу, достал свой новенький телефон с сенсорным экраном, открыл чехол, погладил телефон, поцеловал его и после продолжительной борьбы с монитором на противоположном сидении – уснул, свернувшись в комок и накрывшись с головой пледом.
Самолет приземлился в Катманду ночью. Мы без особых усилий получили визу, перед нами в очереди были два парня из США, которых мы еще не раз увидим в треке по Аннапурне (мой рассказ про трек http://www.moya-planeta.ru/reports/view/zdes_zemlya_vstrechaetsya_s_nebom_gimalajskie_gory_3116/) и прозовём "крутые Уокеры".
Дальше нам предстояло получить наш багаж. В один момент мы уже отчаялись и решили, что он остался в Дохе или просто выпал из самолёта. На ленте нескончаемым караваном шли переполненные сумки в клеточку, одеяла, посуда, телевизор большой диагонали, игрушки, коробки... Вот и рюкзаки!
На выходе из аэропорта нас ожидало такси. По дороге к машине мы успели потратить 2000 непальских рупий (примерно 600 руб.). Ну, как потратили... У нас их взяли за то, что один довел нас до такси, а другой положил рюкзаки в машину. Ладно, едем. Аэропорт находится в черте города. Было темно, дорога разбита, нас швыряет по всему салону. Иногда в тусклом свете одиноких фонарей мы могли видеть полуразрушенные, разбитые дома. Ехали молча, в голове мелькало: "Куда мы приехали?!".
Наш гест-хауз был в шумном районе Тамель – местечко, где сосредоточены все отели, туристы, торговцы всем, чем можно и нельзя, турагентства и т.д. Ночь была шумной: кто-то всю ночь кричал, кто-то пытался завести мотор скутера, кто-то бил бутылки. Тамель...
Это было наше знакомство с Катманду, первая ночь.
На следующий день мы, вооружившись картой и английским, решили погулять по Катманду. Брели в сторону главной ступы Непала – Будданатх. Пыль, выхлопные газы, вонь, гудение транспорта, бродячие люди, коровы и собаки, торговцы – все это про Катманду. Мы сразу же решили приобрести маску на лицо и оценили местные особенности произношения английских слов:
- We need a mask!
- Max?
- Not Max! We ask you about the mask! (показываем на лицо, на нос)
- AAAA...You ax a max!!!!
После чего женщина протянула нам маску для защиты от пыли.
Чем дальше мы уходили от Тамеля, тем стремительней менялись виды и люди.
Я столкнулась с нищетой, с большим количеством голодных и больных. Я видела, как черви едят еще живых животных, как тёмная кожа прилегает к костям человека, как готовят в подворотне, среди грязи и пыли, и тут же едят. Узкие улочки были похожи на муравейник: маленькие смуглые худые человечки куда-то спешат, неся на спине груз, который превышал их собственный вес.
Мы заблудились. К нам подошел мужчина европейской внешности, лет шестидесяти. Как выяснится позже, он – аргентинец. Путешествие – это образ его жизни и, примерно через пол года странствий, он возвращается на родину. Мы рассказали куда идем, он предложил пойти вместе, т.к. ему по пути.
Оказалось, что мы рядом с храмовым комплексом Пашупатинатх. Пройти мимо него мы не хотели. Хорхе – так зовут нашего нового приятеля – рассказал нам о том, что он в Непале бывал много раз, рассказал и о своём путешествии по России. Его очень впечатлил Санкт-Петербург, а когда узнал, что моё имя Анастасия – был сильно удивлён: "Совсем как княжна Романова?!" Рассказывал о русских – что они достаточно закрытые ребята и неохотно завязывают беседы с незнакомцами, стараются держаться группы ни шагу влево, ни шагу вправо...
Мы пришли в Пашупати.
Зная о том, что на территории храма проводят кремацию, я пыталась унюхать этот небезызвестный запах горящего тела, о котором так красочно рассказывали в разных передачах об этом храме. Пока не пахнет. Атмосфера на территории храма вполне себе обычная: мужчины, женщины в ярких сари, дети, собаки, голуби, коровы и жертвенные козлы, обязательно черного цвета. Красивый храмовый комплекс, нет суеты, нет трагедии.
Мы подошли к месту, где проводят кремацию. На платформе сжигали только одного человека. "Обычно все платформы заняты, – сказал Хорхе, – а сегодня только одна."
По правилами храма не запрещено подходить к горящему человеку. Мы подошли к нему. Видны были очертания тела, я разглядела стопу человека и его белую пятку. Пахло. Мне не было неприятно или противно.
Вокруг было спокойно, кто-то гулял, кто-то молился, кто-то стирал и развешивал вещи, кто-то лежал на ступеньках и умирал.
Гуляя по Пашупати, я думала о ритуале похорон в разных странах. Высоко в Гималаях, у людей нет возможности захоронить или сжечь человека: нет земли и дерева. Есть камни и птицы-падальщики. Да, все дело в религии – индуизм и буддизм не предполагают таких трагичных похорон, как у нас. В Непале Жизнь – это краткосрочное явление.
Пашупати со своими ритуалами у кого-то отнимает силы, а кому-то прибавляет. У меня не отнял и даже с аппетитом все было в порядке.
Подходя к Ступе Будды, Хорхе попросил нас убрать камеру и, если что отвечать: "Мы зашли только чай и сувениры купить!". Вход на площадь был платный, но он нас повел через лабиринты улочек ко входу "для своих". В центре площади стояла прекрасная белая ступа.
Вокруг нее паломники и туристы совершали кору – это ритуальный обход ступы по часовой стрелке.
Со всех сторон сувенирные лавки, кафе, Тибетские монастыри, в которых живут в основном беженцы из Тибета и паломники со всего мира.
И все это под звуки «Ом Мане Падме Хум». В одном из кафе на крыше дома, я познакомилась с местной кухней: момо с буйволятиной и масала чай. Мне нравится непальская кухня. Среди местного населения, особенно проводников, есть шуточки про национальную пищу и туристов. Немного об этом. Национальное непальское блюдо – дал бат, в которое входит рис (много), чечевичная похлебка, овощи кари, лепешка и что-то невообразимо острое, видимо, перец в чистом виде. Так вот, непальцы говорят: " Dal Bat power 24 hour!". А вот еще про курочку с перцем карри: "Чикен корри (так они произносят карри) – донт вори!" Корри – это огонь!!!
И самогон у них есть - о нём мы узнаем в горах.
Темнело и мы решили поехать в гест в Тамеле. Хорхе показал нам азы переговоров с таксистами. Сели к тому, который, от безысходности, взял нас троих за меньшую стоимость. Мы продолжили уже вчетвером говорить о странах, о людях. Когда таксист доставил нас к гостинице, Хорхе сказал, что отличный он парень и дал ему денег больше, чем договорились. Прощались с аргентинцем с полным ощущением того, что еще увидимся.
Гуляя по Тамелю, можно часто слышать шёпот: «Would you like something? Something special?» Наркотиками в Непале никого не удивишь. Некогда это место было культовым для хиппи, со всеми вытекающими. Хочу описать движение на дорогах, особенно на узких улицах. Представьте: улица шириной в две наши «Оки», асфальт кусками там-и-сям, в обе стороны движутся машины, скутеры, велорикши, коровы, ну, и пешеходы. Как я уже писала: один большой муравейник. В Катманду очень сложно найти тихое чистое уединенное место.
Катманду – город храм. Здесь божеств и храмов больше, чем людей.
Индуизм и Буддизм соседствуют вполне себе гармонично, порой здесь сложно отделить одну религию от другой. Индуисты посещают храмы Буддистов, те в свою очередь храмы, посвященные богам Индуизма.
Трижды я посещала храм на холме Сваямбунатх. Ночью, когда нет туристов, на территории буддистского храма царит умитотворение: собаки разгоняют последних, еще не нашедших себе место для сна, обезьян, а манахи, сидя на лавочках выходят не в астрал... а в бескрайние пространства интеренета.
Дворцовая площадь в Патане тоже не оставила меня равнодушной. Неварское наследие расстворилось в большом городе. Место, где встречаются местные жители, обсудить новости и просто отдохнуть.
На улице часто можно встретить садху – люди, которые отказались от всего земного, кроме марихуаны. Некоторые из них просят милостыню, но не стоит забывать, что садху отказались от всего земного!!! В первую очередь, от денег.
Бывают и такие не менее неожиданные встречи...
В Катманду много мусора. Он непальцев не парит. Его часто выбрасывают в священную реку Багмати, в водах которой странствует прах усопших, коровьи штучки, кошки и т.п. Собственно, здесь же и голову можно помыть.
В Непале очень много мастеров по дереву, гончарному делу, ювелирному, мастеров литья и скульпторов. Неварские традиции резьбы прошли века и в современном исполнении выглядят так же, как несколько столетий назад.
Во время прогулок по Тамелю, у меня было ощущение, что я попала в огромный антикварный магазин или блошиный рынок.
В целом, в магазинчиках товар примерно одинаковый, но порой встречаются весьма интересные места, где на витринах представлены украшения неварских красавиц 18-19 веков. Одеть – не оденешь, как-то не принято в музейных экспонатах ходить…
Совершив поход по местным магазинчикам, можно вдоволь пообщаться с местными, а процесс торга не пройдет без любопытных историй и шуточек! Непальцы искренне улыбчивы, открыты, любознательны.
В культуру Непала не так глубоко проник процесс глобализации: по-прежнему можно встретить людей в национальной одежде, местная культура не теряет своей значимости и в 21-м веке.
Рекламы на улицах достаточно много, но и она исполнена в местном колорите, часто её рисуют на торце дома красками. Рисуют, надо отметить, с душой. Местный колорит наполнен ритуальными действиями, которые осуществляются на общее обозрение. Однажды я осматривала дворцовую площадь «Дурбар» и увидела маленького черного козленка, в голову пришла мысль: «Вот, ты какой козел отпущения…» На следующий день он лежал с перерезанным горлом рядом с тем местом, где вчера стоял, возле скульптуры бога Шивы. Что ж… индуизм требует жертв.
Непал – это страна, где каждый день приходится переживать всю палитру чувств. Здесь вы встретитесь с самыми бедными людьми, которые день ото дня выполняют тяжелую работу, чтобы прокормить семью. Но, встретившись с ними, вы увидите одних из самых счастливых людей на Земле.
Из Катманду мы отправились в Покхару, чтобы совершить наш поход в Гималайские горы, о чем я расскажу в следующий раз.
Читайте также