Непал - страна по вертикали
Гималаи… Одно это слово сразу ассоциируется с чем-то древним, как сама планета, с неизменностью и непоколебимостью всего, что там находится, будь то горы выше самого неба, буддийские барабаны, целую вечность вещающие свои молитвы небу, или звон колокольчиков на шее у яков. Все неизменно, все течет медленно и своим чередом.
Однозначно Гималаи - это та точка планеты, в которой непременно стоит побывать.
Наше путешествие состоялось всего две недели назад.
Для посещения мы, по нескольким причинам, выбрали уже знаменитый трек вокруг Аннапурны. Во-первых, маршрут круговой, то есть не будут попадаться встречные туристы в отличие от, например, трека к базовому лагерю Эвереста, который имеет линейный маршрут. Во-вторых, большое количество информации в интернете, поэтому маршрут легко спланировать и пройти самим, не пользуясь услугами гидов и портеров. В-третьих, возможность корректировать маршрут в зависимости от количества дней и скорости передвижения, то есть где-то можно подъехать на автобусе или попутке. Ну и в–четвертых, трек вокруг Аннапурны считается одним из самых красивых в мире – причина более чем убедительная, чтобы начинать собирать рюкзаки прямо сейчас.
Этот маршрут часто позиционируется как несложная прогулка с красивейшими видами для людей любого возраста и подготовки. Про красивейшие виды истинная правда. А вот насчет подготовки я бы поспорила. Если вы не занимаетесь спортом, или хотя бы физкультурой, из всех активностей предпочитаете телевизор, то маршрут возможно вы и пройдете, но это будет насилие над собой, близкое к мазохизму, это будет мучение, сопряженное с риском для жизни и здоровья, и, скорее всего, вам будет не до красивых видов. Самая высокая точка перевала перевал Торонг Ла 5416 м. это почти высота Эльбруса. Я регулярно бегаю, катаюсь на беговых лыжах и велосипеде, и, тем не менее, местами мне было адски тяжело, например, на акклиматизационном выходе на Ice Lake и при подъеме на Poonhill и спуске с него, но об этом позже.
В путешествие мы отправились вдвоем. Вдвоем ехать экономичнее, веселее и теплее по ночам в неотапливаемых гестхаузах.
Итак, перелет арабскими авиалиниями Москва – Шарджа – Катманду.
Массив Аннапурны отлично виден уже с самолета. Обычно из иллюминатора мы видим облака, небо, но тут этот образ сломался, и между небом и облаками в ярком солнечном свете сверкала снежными вершинами горная цепь по всему горизонту.
Катманду с самолета выглядел опрятно и даже таки привлекательно.
Не верьте этому первому впечатлению. Впрочем, поездка на такси от аэропорта до отеля быстро отрезвляет. Такси до Тамеля (туристический район Катманду) стоит 400 – 500 непальских рупий, если с вас просят больше, то нещадно торгуйтесь. И вообще обязательно торгуйтесь во всех магазинчиках сувенирных и не только, и в отелях тоже. Мы сторговались даже в обменном пункте – поменяли доллары по курсу немного большему, чем было написано на вывеске.
Непал одна из беднейших стран мира со всеми вытекающими последствиями. Шум, гам, пыль, куча мотоциклов, машин, рикш, антисанитария, кучи мусора, соответствующий запах – все это сразу же окружает вас со всех сторон. Особо брезгливым точно не сюда. Но у всего этого есть и обратная более приятная сторона – дешево. В общем, при поездке не стоит планировать более двух дней в Катманду. За два дня можно осмотреть все достопримечательности Катманду, а больше там делать нечего. В горах, на треке гораздо приятнее и воздух чистый.
Список достопримечательностей, обязательных для посещения, мой рейтинг:
1. Туристический центр (Nepal tourism board), где необходимо оформить пермиты для выхода на выбранный маршрут. Можно найти самостоятельно по карте, или спрашивая дорогу у местных. Пермиты проверяют несколько раз по всему маршруту на чек-постах, поэтому даже не пытайтесь выйти на маршрут без них.
2. Ступа Буднатх – очень атмосферно и красиво. Это самая большая в Азии буддийская ступа.
3. Индуистский храм Пашупатинатх – не менее атмосферно, а вот насчет «красиво», ну это как сказать. Храм это комплекс, состоящий из многих сооружений. По пути мы попали сначала на индийскую свадьбу, а через десять минут на индийские похороны. Все знают про Варанаси? Так вот в Пашупатинатхе также производится обряд захоронения путем сжигания на специальных постаментах на берегу реки Багмати. Это происходит каждый день, и вы сможете это наблюдать, находясь в непосредственной близости от происходящего. Кстати, от ступы Буднатх можно дойти пешком.
4. Площадь Дурбар. На площади несколько храмов. Землетрясение 2015 года сильно изменило внешний вид зданий на площади, да и вообще всего Катманду. Чтобы предотвратить здания от дальнейшего разрушения непальцы просто подставили под стены палки. На площади стоит дворец живой богини Кумари. Если пройти во внутренний дворик дворца, то возможно вам удастся увидеть детской личико живой богини в окошке второго этажа. Нам выпало такое счастье, девочка лет четырех почтила своим вниманием собравшихся во внутреннем дворике туристов. Это было очень необычно и волнительно.
5. Магазинчики Тамеля. Шопинг, он и в Катманду шопинг. Женская половина человечества меня поймет.
6. Ступа Сваямбуднатх. От Тамеля можно дойти пешком. Не забыть купить бананов для тамошних обитателей – обезьянок. А еще там около фонтанчика можно обменять бумажные купюры на непальские монеты. Дело в том, что в товарообороте отсутствуют монеты. А почти у каждого есть друг, который собирает монеты и уж точно заказал и из Непала тоже.
7. Патан – город-спутник Катманду. Там есть своя площадь Дурбар. Но больше понравился золотой храм, построенный в 12 веке. Туда можно уехать на такси, а обратно на городском автобусе, потом просто выйти поближе к Тамелю, таким образом сэкономить рупий четыреста пятьдесят. А можно и не ехать в Патан вообще.
Из Катманду наш путь лежит в городок Бесисахар. Билеты на автовокзале стоят около 360 рупий. Билеты в многочисленных туристических офисах Тамеля стоят 900 рупий. Мы сторговались на 800 рупий и радовались по этому поводу как дети, пока, приехав, на автовокзал, не спросили из чистого любопытства стоимость билетов в кассе. В общем, смело езжайте часам к 6 – 7 утра на автовокзал и уедете за 360 рупий. Ехать часов семь по горному серпантину. Вообще в профессионализме непальских водителей сомневаться не приходиться, была бы еще такая же уверенность в надежности тормозов непальских автобусов, а то всю дорогу посещали мысли, что зря я не написала завещание перед путешествием.
Весь маршрут вокруг Аннапурны от Бесисахара до деревни Наяпул это 220 км. Зачастую трекеры часть пути в начале маршрута и после перевала подъезжают на транспорте. Мы же решили идти пешком от самого начала. Это правильно с точки зрения акклиматизации, мы плавно набираем высоту по 500-600 метров в день, начиная от самого низа. Приехав в Бесисахар, отмечаемся на чек-посте и идем девять километров до деревни BhulBhule, где уже есть гестхаузы.
Путешествие вокруг Аннапурны – это уникальная возможность за несколько дней посетить несколько природных зон, дойти пешком из влажных тропических лесов до безжизненной каменно-снежной пустыни.
Нижняя часть - это тропическая жара, бесчисленные высоченные водопады, рисовые поля, буйная растительность.
Далее наш маршрут выглядит следующим образом: Chamche 1385 m (высота) - Danaqyu 2200 m - Chame 2710 m – Upper Pisang 3310 m – Manang 3540 m – Letdar 4200 m – High Camp 4850 m – перевал Торонг Ла 5416 m - Muktinath 3800 m – Marpha 2670 m – Tatopani 1200 m – Ghorepani 2870 m. Из Ghorepani мы спустились до NayaPul 1070 m и в этот же уехали в Покхару.
Пройдусь подробнее по ключевым пунктам нашего путешествия. От BhulBhule мы шли по тропе на правом берегу реки. Таким образом, мы избавились от необходимости идти по автомобильной дороге, которая идет по левому берегу. В деревне Chamche мы остановились в гестхаузе с потрясающим видом на водопад, его невозможно пройти мимо. Вообще, начиная с Chamche виды из окон гестхаузов будут… как бы это сказать… все лучшие отели мира просто плачут от зависти к этим дощатым с дырками в стенах непальским отельчикам.
От Chame следует обязательно, слышите – обязательно!!! идти верхней дорогой до Upper Pisang и отсюда также идти верхней дорогой до Manang. Именно здесь по верхней дороге тропа пешеходная, а не автомобильная и именно здесь открываются потрясающие виды на массив Аннапурны и на красивейшие долины.
Manang (высота 3540 м.) – это последнее пристанище перед перевалом, где можно купить, например, лекарства и недостающее снаряжение.
А также там пекут потрясающие пироги. В Manang обычно остаются на два дня для акклиматизации и для посещения достопримечательностей. Одно из достопримечательностей это озеро Ice Lake на высоте примерно 4600 м. То есть за день нам предстояло набрать по высоте один километр и спуститься обратно. Это трудно, но идти надо обязательно, чтобы потом на перевале Торонг Ла было легче. Да и виды там на миллион долларов. Благодаря этому выходу, следующие переходы до High Camp и через перевал мне дались легко.
В Letdar мы также решили не сидеть, а забрались на гору, которая рядом, поближе к пасущимся на горе якам. На следующий день в Thorang Phedi мы пришли рано и решили идти дальше до High Camp и сделали очень правильно. C Thorang Phedi до High Camp очень крутой изматывающий подъем и лучше не оставлять его на день штурма перевала.
С High Camp тропа идет плавно на перевал, но в этот день нужно не только подняться, но еще и спуститься на 1600 м вниз по вертикали до Muktinath. В общем, день перехода через перевал обещал быть веселым. В High Camp мы также прогулялись на ближайшую гору. На перевал вышли в 5 утра, в пути встретили рассвет, пофотались на перевале и вниз. Было холодно и ветер, на мне было одето: термобелье с шерстью, легкие треккинговые штаны, флисовая кофта, непродумаемая куртка, шапка, бафф, флисовые перчатки, треккинговые ботинки. Пуховая куртка не пригодилась на перевале, но она нужна на ночевках. Это снаряжение на октябрь на самую холодную точку маршрута.
Из Muktinath мы решили сделать марш-бросок до деревни Marpha и опять сделали совершенно правильно. Многие уезжают с Muktinath на автобусе или улетают с Jomsom до Покхары и далее до Катманду. Но после спуска на треке остается еще много всего интересного. Если идти от Muktinath по пешей тропе через деревеньку Lubra, то по пути открываются потрясающие виды на один из гималайских восьмитысячников Дхаулагири, а потом можно идти прямо по руслу горной реки.
Marpha очень красивая деревня в яблочных садах с узкими улочками и аккуратными домами, сложенными из камней и побеленными.
В Marpha делают все из яблок: вино, сидр, бренди, пироги. Мы купили у бабушки вкуснейшее самодельное яблочное вино. Еще там есть буддийский монастырь, куда можно прийти на службу, можно пообщаться с детьми, которые живут в монастыре. Мы пришли, когда там была служба, нам позволили остаться, разрешили фотографировать и даже угостили чаем и хлебом. Причем и чай, и хлеб оказались какими-то необыкновенно вкусными.
С Marpha до Tatopani идет пыльная дорога, хотя есть и альтернативная пешеходная тропа, но мы решили эти 40 км подъехать на машине. Вышли на дорогу и стали голосовать. Где-то через час остановился джип. Индиец, сопровождавший группу мотоциклистов, согласился нас довезти, причем совершенно бесплатно. Сорок километров мы ехали часов пять, так как дорога очень каменистая и идет над обрывом. По пути рассказал, что он приехал сюда на машине из Мумбаи, чтобы сопровождать группу мотоциклистов, путешествующих по Непалу, он работает в фирме, которая организует мотоциклетные походы по всему миру.
Следующий пункт нашего путешествия Poonhill. Poonhill - это смотровая площадка на холме на высоте 3200 м, с которой открывается шикарный вид сразу на два восьмитысячника - Аннапурну и Дхаулари, и на рядом стоящие горные массивы. С Tatopani нам предстояло подняться на 1700 метров по вертикали, лечь спать в Ghorepani, потом встать в 4 утра, подняться еще на 300 метров, встретить рассвет на высоте 3200 и в этот же день спуститься до NayaPul на высоту 1070 м. За сухими цифрами несколько тысяч каменных ступенек сначала вверх, а потом вниз, жуткая усталость, и вечный вопрос – а зачем? На Poonhill возят трех – четырехдневные экскурсии из Покхары. Думаю для этих людей, которые не шли трек вокруг Аннапуры это действительно потрясающее путешествие с возможностью увидеть восьмитысячники с близкого расстояния в лучах восходящего солнца. Да, это очень красиво, но точно также красиво, а то и более, у нас было все предыдущие дни. Если пришлось бы выбирать еще раз, я не полезла бы на Poonhill, мне он дался как-то особенно тяжело, сэкономленные дни я бы лучше потратила на поездку в парк Читван из Катманду.
Итак, спустившись за один день с Poonhill до Nayapul (конечная точка трека), мы поймали такси и через полтора часа были уже в Покхаре.
Покхара – город гораздо приятнее Катманду, по крайней мере, если не выходить из туристической части города – района Лейксайд, который тянется вдоль берега красивого и чистого озера Фева. В Покхаре масса развлечений для туристов. Особенно захватывающие - это, конечно, полеты на дельтаплане и на маленьких, похожих на стрекозу открытых вертолетиках. Мы же ограничились посещением буддийской ступы мира на противоположном от Лейксайда берегу озера и смотровой площадки на Гималаи, которая рядом со ступой. С площадки открывается вид не хуже, чем на Poonhill, но попасть туда лучше до обеда, так как потом горы заволакивает облаками.
Билет до Катманду покупаем на автовокзале (800 рупий) и на следующий день на комфортабельном автобусе с кондиционером за несколько часов добираемся до столицы Непала.
Бюджет путешествия. С собой мы брали 1200 американских долларов на двоих. В Непал прилетели 4 октября, улетели 23 октября. 120 долларов мы менять не стали и привезли обратно домой. Купили спальник, две пуховые куртки, толстую и тонкую, футболки, очки, газ, подарки, сувениры, с десяток разных упаковок чая, кашемировые шарфы и пуловер. Остальное ушло на проживание, питание и переезды. На нижней части маршрута мы укладывались в 15 – 20 долларов в день на двоих, на верхней в 30 – 40. Вот как-то так.
Почти по всему маршруту есть тропы в стороне от автомобильной дороги, все отмечено на картах. Между Manang и Muktinath автомобильной дороги нет, все грузы там доставляются на осликах и лошадках. Подъем и спуск на Poonhill также без автодорог.
Непал – страна без горизонта. Везде куда бы ты ни посмотрел, твой взгляд упрется в гору. Солнце не встает из-за горизонта, оно просто показывается из-за горы, и за гору же и заходит. В Непале, по крайней мере, в северной горной части страны, люди живут по вертикали. Все их передвижения получаются вверх или вниз, так они ходят в школу, в храм, в гости, в магазин. Электрики, водители и дорожные строители – самые героические люди в Непале, так как строить, ездить, делать линию электропередач и обслуживать ее в условиях, где нет ни одного плоского участка ландшафта на сотни километров, а еще и бывают землетрясения – ну это сложно. А еще связисты, точно, ведь абсолютно по всему маршруту у вас будет WiFi, чаще всего бесплатный, платный только на самом верху.
В Непале мы чувствовали себя безопасно. Люди доброжелательные и улыбчивые, торговцы особо не пристают и не хватают за руки, собаки совсем не агрессивные и всегда просто лежат, даже обезьянки тактично берут бананы из рук и не устраивают беспредел, как иногда бывает в других уголках планеты.
Мы вот часто сокрушаемся – дескать, дорогу вот построили в горах по треку, вон вокруг Манаслу еще строят, не видать нам скоро аутентичного Непала и Тибета, придет всюду цивилизация. И хорошо же нам, относящимся к золотому миллиарду, так рассуждать из своих теплых домов, с отоплением, круглосуточным электричеством и горячим душем, нам не надо идти в магазин 500 метров по вертикали, не надо обогреваться зимой кострами на улице, нашим детям не надо продавать туристам яблоки, чтобы заработать копеечку, хорошо нам, у которых все есть – да-да по сравнению в Непалом у нас все есть – так сокрушаться о том, что мир стремится к единообразию. А если нам поменяться с непальцами местами, то рассуждали ли бы мы также?
Путешествие у нас получилось очень ярким, масса новых впечатлений, испытаний и новых знаний о мире, о себе, о горах, о вере. Яркое солнце, высокие водопады, миллионы буддийских флажков, глаза Будды, смотрящие на тебя отовсюду, сверкающие вершины самых высоких гор в мире, звон колокольчика, шум ветра долины Кали Гандаки, сладкие яблоки, рикши, пагоды и дворцы, вездесущие шафраны – все это Непал, такой самобытный и не оставляющий равнодушным никого.
Намасте...
Однозначно Гималаи - это та точка планеты, в которой непременно стоит побывать.
Наше путешествие состоялось всего две недели назад.
Для посещения мы, по нескольким причинам, выбрали уже знаменитый трек вокруг Аннапурны. Во-первых, маршрут круговой, то есть не будут попадаться встречные туристы в отличие от, например, трека к базовому лагерю Эвереста, который имеет линейный маршрут. Во-вторых, большое количество информации в интернете, поэтому маршрут легко спланировать и пройти самим, не пользуясь услугами гидов и портеров. В-третьих, возможность корректировать маршрут в зависимости от количества дней и скорости передвижения, то есть где-то можно подъехать на автобусе или попутке. Ну и в–четвертых, трек вокруг Аннапурны считается одним из самых красивых в мире – причина более чем убедительная, чтобы начинать собирать рюкзаки прямо сейчас.
Этот маршрут часто позиционируется как несложная прогулка с красивейшими видами для людей любого возраста и подготовки. Про красивейшие виды истинная правда. А вот насчет подготовки я бы поспорила. Если вы не занимаетесь спортом, или хотя бы физкультурой, из всех активностей предпочитаете телевизор, то маршрут возможно вы и пройдете, но это будет насилие над собой, близкое к мазохизму, это будет мучение, сопряженное с риском для жизни и здоровья, и, скорее всего, вам будет не до красивых видов. Самая высокая точка перевала перевал Торонг Ла 5416 м. это почти высота Эльбруса. Я регулярно бегаю, катаюсь на беговых лыжах и велосипеде, и, тем не менее, местами мне было адски тяжело, например, на акклиматизационном выходе на Ice Lake и при подъеме на Poonhill и спуске с него, но об этом позже.
В путешествие мы отправились вдвоем. Вдвоем ехать экономичнее, веселее и теплее по ночам в неотапливаемых гестхаузах.
Итак, перелет арабскими авиалиниями Москва – Шарджа – Катманду.
Массив Аннапурны отлично виден уже с самолета. Обычно из иллюминатора мы видим облака, небо, но тут этот образ сломался, и между небом и облаками в ярком солнечном свете сверкала снежными вершинами горная цепь по всему горизонту.
Катманду с самолета выглядел опрятно и даже таки привлекательно.
Не верьте этому первому впечатлению. Впрочем, поездка на такси от аэропорта до отеля быстро отрезвляет. Такси до Тамеля (туристический район Катманду) стоит 400 – 500 непальских рупий, если с вас просят больше, то нещадно торгуйтесь. И вообще обязательно торгуйтесь во всех магазинчиках сувенирных и не только, и в отелях тоже. Мы сторговались даже в обменном пункте – поменяли доллары по курсу немного большему, чем было написано на вывеске.
Непал одна из беднейших стран мира со всеми вытекающими последствиями. Шум, гам, пыль, куча мотоциклов, машин, рикш, антисанитария, кучи мусора, соответствующий запах – все это сразу же окружает вас со всех сторон. Особо брезгливым точно не сюда. Но у всего этого есть и обратная более приятная сторона – дешево. В общем, при поездке не стоит планировать более двух дней в Катманду. За два дня можно осмотреть все достопримечательности Катманду, а больше там делать нечего. В горах, на треке гораздо приятнее и воздух чистый.
Список достопримечательностей, обязательных для посещения, мой рейтинг:
1. Туристический центр (Nepal tourism board), где необходимо оформить пермиты для выхода на выбранный маршрут. Можно найти самостоятельно по карте, или спрашивая дорогу у местных. Пермиты проверяют несколько раз по всему маршруту на чек-постах, поэтому даже не пытайтесь выйти на маршрут без них.
2. Ступа Буднатх – очень атмосферно и красиво. Это самая большая в Азии буддийская ступа.
3. Индуистский храм Пашупатинатх – не менее атмосферно, а вот насчет «красиво», ну это как сказать. Храм это комплекс, состоящий из многих сооружений. По пути мы попали сначала на индийскую свадьбу, а через десять минут на индийские похороны. Все знают про Варанаси? Так вот в Пашупатинатхе также производится обряд захоронения путем сжигания на специальных постаментах на берегу реки Багмати. Это происходит каждый день, и вы сможете это наблюдать, находясь в непосредственной близости от происходящего. Кстати, от ступы Буднатх можно дойти пешком.
4. Площадь Дурбар. На площади несколько храмов. Землетрясение 2015 года сильно изменило внешний вид зданий на площади, да и вообще всего Катманду. Чтобы предотвратить здания от дальнейшего разрушения непальцы просто подставили под стены палки. На площади стоит дворец живой богини Кумари. Если пройти во внутренний дворик дворца, то возможно вам удастся увидеть детской личико живой богини в окошке второго этажа. Нам выпало такое счастье, девочка лет четырех почтила своим вниманием собравшихся во внутреннем дворике туристов. Это было очень необычно и волнительно.
5. Магазинчики Тамеля. Шопинг, он и в Катманду шопинг. Женская половина человечества меня поймет.
6. Ступа Сваямбуднатх. От Тамеля можно дойти пешком. Не забыть купить бананов для тамошних обитателей – обезьянок. А еще там около фонтанчика можно обменять бумажные купюры на непальские монеты. Дело в том, что в товарообороте отсутствуют монеты. А почти у каждого есть друг, который собирает монеты и уж точно заказал и из Непала тоже.
7. Патан – город-спутник Катманду. Там есть своя площадь Дурбар. Но больше понравился золотой храм, построенный в 12 веке. Туда можно уехать на такси, а обратно на городском автобусе, потом просто выйти поближе к Тамелю, таким образом сэкономить рупий четыреста пятьдесят. А можно и не ехать в Патан вообще.
Из Катманду наш путь лежит в городок Бесисахар. Билеты на автовокзале стоят около 360 рупий. Билеты в многочисленных туристических офисах Тамеля стоят 900 рупий. Мы сторговались на 800 рупий и радовались по этому поводу как дети, пока, приехав, на автовокзал, не спросили из чистого любопытства стоимость билетов в кассе. В общем, смело езжайте часам к 6 – 7 утра на автовокзал и уедете за 360 рупий. Ехать часов семь по горному серпантину. Вообще в профессионализме непальских водителей сомневаться не приходиться, была бы еще такая же уверенность в надежности тормозов непальских автобусов, а то всю дорогу посещали мысли, что зря я не написала завещание перед путешествием.
Весь маршрут вокруг Аннапурны от Бесисахара до деревни Наяпул это 220 км. Зачастую трекеры часть пути в начале маршрута и после перевала подъезжают на транспорте. Мы же решили идти пешком от самого начала. Это правильно с точки зрения акклиматизации, мы плавно набираем высоту по 500-600 метров в день, начиная от самого низа. Приехав в Бесисахар, отмечаемся на чек-посте и идем девять километров до деревни BhulBhule, где уже есть гестхаузы.
Путешествие вокруг Аннапурны – это уникальная возможность за несколько дней посетить несколько природных зон, дойти пешком из влажных тропических лесов до безжизненной каменно-снежной пустыни.
Нижняя часть - это тропическая жара, бесчисленные высоченные водопады, рисовые поля, буйная растительность.
Далее наш маршрут выглядит следующим образом: Chamche 1385 m (высота) - Danaqyu 2200 m - Chame 2710 m – Upper Pisang 3310 m – Manang 3540 m – Letdar 4200 m – High Camp 4850 m – перевал Торонг Ла 5416 m - Muktinath 3800 m – Marpha 2670 m – Tatopani 1200 m – Ghorepani 2870 m. Из Ghorepani мы спустились до NayaPul 1070 m и в этот же уехали в Покхару.
Пройдусь подробнее по ключевым пунктам нашего путешествия. От BhulBhule мы шли по тропе на правом берегу реки. Таким образом, мы избавились от необходимости идти по автомобильной дороге, которая идет по левому берегу. В деревне Chamche мы остановились в гестхаузе с потрясающим видом на водопад, его невозможно пройти мимо. Вообще, начиная с Chamche виды из окон гестхаузов будут… как бы это сказать… все лучшие отели мира просто плачут от зависти к этим дощатым с дырками в стенах непальским отельчикам.
От Chame следует обязательно, слышите – обязательно!!! идти верхней дорогой до Upper Pisang и отсюда также идти верхней дорогой до Manang. Именно здесь по верхней дороге тропа пешеходная, а не автомобильная и именно здесь открываются потрясающие виды на массив Аннапурны и на красивейшие долины.
Manang (высота 3540 м.) – это последнее пристанище перед перевалом, где можно купить, например, лекарства и недостающее снаряжение.
А также там пекут потрясающие пироги. В Manang обычно остаются на два дня для акклиматизации и для посещения достопримечательностей. Одно из достопримечательностей это озеро Ice Lake на высоте примерно 4600 м. То есть за день нам предстояло набрать по высоте один километр и спуститься обратно. Это трудно, но идти надо обязательно, чтобы потом на перевале Торонг Ла было легче. Да и виды там на миллион долларов. Благодаря этому выходу, следующие переходы до High Camp и через перевал мне дались легко.
В Letdar мы также решили не сидеть, а забрались на гору, которая рядом, поближе к пасущимся на горе якам. На следующий день в Thorang Phedi мы пришли рано и решили идти дальше до High Camp и сделали очень правильно. C Thorang Phedi до High Camp очень крутой изматывающий подъем и лучше не оставлять его на день штурма перевала.
С High Camp тропа идет плавно на перевал, но в этот день нужно не только подняться, но еще и спуститься на 1600 м вниз по вертикали до Muktinath. В общем, день перехода через перевал обещал быть веселым. В High Camp мы также прогулялись на ближайшую гору. На перевал вышли в 5 утра, в пути встретили рассвет, пофотались на перевале и вниз. Было холодно и ветер, на мне было одето: термобелье с шерстью, легкие треккинговые штаны, флисовая кофта, непродумаемая куртка, шапка, бафф, флисовые перчатки, треккинговые ботинки. Пуховая куртка не пригодилась на перевале, но она нужна на ночевках. Это снаряжение на октябрь на самую холодную точку маршрута.
Из Muktinath мы решили сделать марш-бросок до деревни Marpha и опять сделали совершенно правильно. Многие уезжают с Muktinath на автобусе или улетают с Jomsom до Покхары и далее до Катманду. Но после спуска на треке остается еще много всего интересного. Если идти от Muktinath по пешей тропе через деревеньку Lubra, то по пути открываются потрясающие виды на один из гималайских восьмитысячников Дхаулагири, а потом можно идти прямо по руслу горной реки.
Marpha очень красивая деревня в яблочных садах с узкими улочками и аккуратными домами, сложенными из камней и побеленными.
В Marpha делают все из яблок: вино, сидр, бренди, пироги. Мы купили у бабушки вкуснейшее самодельное яблочное вино. Еще там есть буддийский монастырь, куда можно прийти на службу, можно пообщаться с детьми, которые живут в монастыре. Мы пришли, когда там была служба, нам позволили остаться, разрешили фотографировать и даже угостили чаем и хлебом. Причем и чай, и хлеб оказались какими-то необыкновенно вкусными.
С Marpha до Tatopani идет пыльная дорога, хотя есть и альтернативная пешеходная тропа, но мы решили эти 40 км подъехать на машине. Вышли на дорогу и стали голосовать. Где-то через час остановился джип. Индиец, сопровождавший группу мотоциклистов, согласился нас довезти, причем совершенно бесплатно. Сорок километров мы ехали часов пять, так как дорога очень каменистая и идет над обрывом. По пути рассказал, что он приехал сюда на машине из Мумбаи, чтобы сопровождать группу мотоциклистов, путешествующих по Непалу, он работает в фирме, которая организует мотоциклетные походы по всему миру.
Следующий пункт нашего путешествия Poonhill. Poonhill - это смотровая площадка на холме на высоте 3200 м, с которой открывается шикарный вид сразу на два восьмитысячника - Аннапурну и Дхаулари, и на рядом стоящие горные массивы. С Tatopani нам предстояло подняться на 1700 метров по вертикали, лечь спать в Ghorepani, потом встать в 4 утра, подняться еще на 300 метров, встретить рассвет на высоте 3200 и в этот же день спуститься до NayaPul на высоту 1070 м. За сухими цифрами несколько тысяч каменных ступенек сначала вверх, а потом вниз, жуткая усталость, и вечный вопрос – а зачем? На Poonhill возят трех – четырехдневные экскурсии из Покхары. Думаю для этих людей, которые не шли трек вокруг Аннапуры это действительно потрясающее путешествие с возможностью увидеть восьмитысячники с близкого расстояния в лучах восходящего солнца. Да, это очень красиво, но точно также красиво, а то и более, у нас было все предыдущие дни. Если пришлось бы выбирать еще раз, я не полезла бы на Poonhill, мне он дался как-то особенно тяжело, сэкономленные дни я бы лучше потратила на поездку в парк Читван из Катманду.
Итак, спустившись за один день с Poonhill до Nayapul (конечная точка трека), мы поймали такси и через полтора часа были уже в Покхаре.
Покхара – город гораздо приятнее Катманду, по крайней мере, если не выходить из туристической части города – района Лейксайд, который тянется вдоль берега красивого и чистого озера Фева. В Покхаре масса развлечений для туристов. Особенно захватывающие - это, конечно, полеты на дельтаплане и на маленьких, похожих на стрекозу открытых вертолетиках. Мы же ограничились посещением буддийской ступы мира на противоположном от Лейксайда берегу озера и смотровой площадки на Гималаи, которая рядом со ступой. С площадки открывается вид не хуже, чем на Poonhill, но попасть туда лучше до обеда, так как потом горы заволакивает облаками.
Билет до Катманду покупаем на автовокзале (800 рупий) и на следующий день на комфортабельном автобусе с кондиционером за несколько часов добираемся до столицы Непала.
Бюджет путешествия. С собой мы брали 1200 американских долларов на двоих. В Непал прилетели 4 октября, улетели 23 октября. 120 долларов мы менять не стали и привезли обратно домой. Купили спальник, две пуховые куртки, толстую и тонкую, футболки, очки, газ, подарки, сувениры, с десяток разных упаковок чая, кашемировые шарфы и пуловер. Остальное ушло на проживание, питание и переезды. На нижней части маршрута мы укладывались в 15 – 20 долларов в день на двоих, на верхней в 30 – 40. Вот как-то так.
Почти по всему маршруту есть тропы в стороне от автомобильной дороги, все отмечено на картах. Между Manang и Muktinath автомобильной дороги нет, все грузы там доставляются на осликах и лошадках. Подъем и спуск на Poonhill также без автодорог.
Непал – страна без горизонта. Везде куда бы ты ни посмотрел, твой взгляд упрется в гору. Солнце не встает из-за горизонта, оно просто показывается из-за горы, и за гору же и заходит. В Непале, по крайней мере, в северной горной части страны, люди живут по вертикали. Все их передвижения получаются вверх или вниз, так они ходят в школу, в храм, в гости, в магазин. Электрики, водители и дорожные строители – самые героические люди в Непале, так как строить, ездить, делать линию электропередач и обслуживать ее в условиях, где нет ни одного плоского участка ландшафта на сотни километров, а еще и бывают землетрясения – ну это сложно. А еще связисты, точно, ведь абсолютно по всему маршруту у вас будет WiFi, чаще всего бесплатный, платный только на самом верху.
В Непале мы чувствовали себя безопасно. Люди доброжелательные и улыбчивые, торговцы особо не пристают и не хватают за руки, собаки совсем не агрессивные и всегда просто лежат, даже обезьянки тактично берут бананы из рук и не устраивают беспредел, как иногда бывает в других уголках планеты.
Мы вот часто сокрушаемся – дескать, дорогу вот построили в горах по треку, вон вокруг Манаслу еще строят, не видать нам скоро аутентичного Непала и Тибета, придет всюду цивилизация. И хорошо же нам, относящимся к золотому миллиарду, так рассуждать из своих теплых домов, с отоплением, круглосуточным электричеством и горячим душем, нам не надо идти в магазин 500 метров по вертикали, не надо обогреваться зимой кострами на улице, нашим детям не надо продавать туристам яблоки, чтобы заработать копеечку, хорошо нам, у которых все есть – да-да по сравнению в Непалом у нас все есть – так сокрушаться о том, что мир стремится к единообразию. А если нам поменяться с непальцами местами, то рассуждали ли бы мы также?
Путешествие у нас получилось очень ярким, масса новых впечатлений, испытаний и новых знаний о мире, о себе, о горах, о вере. Яркое солнце, высокие водопады, миллионы буддийских флажков, глаза Будды, смотрящие на тебя отовсюду, сверкающие вершины самых высоких гор в мире, звон колокольчика, шум ветра долины Кали Гандаки, сладкие яблоки, рикши, пагоды и дворцы, вездесущие шафраны – все это Непал, такой самобытный и не оставляющий равнодушным никого.
Намасте...
Читайте также
2 января 2025
41 160
2 января 2025
8 516