НЭС «Михаил Сомов» на острове Белом
С одной стороны, это уникальное место, которое бережно хранит память о важных вехах истории нашей страны. С давних времён остров Белый – священное место для коренных малочисленных народов Севера. В 1933 году на острове была открыта морская гидрометеорологическая станция, работающая до сих пор. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов остров Белый – свидетель многих трагедий, завеса тайны которых только сейчас начинает открываться нынешнему поколению. В советский период он был в центре внимания военных и геологов, оставивших острову в наследство часть своего «имущества».
Надо сказать, что погода на острове Белом нас не баловала. С утра на море стоял густой туман и только к вечеру, когда видимость несколько улучшилась, мы смогли вылететь на вертолете.
Как только перестали крутиться лопасти вертолета, к нам первыми подбежали собаки, а затем подтянулись и полярники. Быстрая выгрузка вертолета, и начальник станции Николай Иванович Никонов с гордостью показал окрестности.
– Уборка крупного мусора здесь уже завершена, теперь территорию нужно озеленить. В августе этого года на остров Белый высадится очередной Международный экологический десант. Перед волонтёрами, мужчинами в возрасте от 20 до 35 лет, будет стоять первоочередная задача – восстановить ландшафт в районе гидрометеорологической станции и закрытой воинской части. Кроме того, участники экспедиции начнут работу над загрязнёнными участками в глубине острова.
На метеорологической площадке идеальный порядок, все оборудование выкрашено. Инспекторский осмотр показал, что придраться, практически не к чему.
Тем временем мы подошли к часовне. Недавно на ней установлено 6 колоколов. Эта звонница – особая, мемориальная, её «мирское» название – «Колокола памяти». У каждого из 6 свое посвящение: самый маленький – детям войны, остальные – героям-полярникам и жертвам политических репрессий. Самые крупные колокола – с ликами святых Андрея Первозванного, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Апостол Андрей Первозванный – покровитель корабелов, мореплавателей. Этот колокол посвящен именно этому событию, ради которого была поставлена часовня и мемориал – гибель конвоя «БД- 5» в годы войны в 1944 году.
Чуть дальше проложены мостки к необычному памятнику из металлолома, который был установлен в прошлом году.
На метеостанцию доставлен новый генератор для дизеля, другое энергетическое оборудование, продукты питания, топливо. Установлена платформа сбора данных, которая хорошо себя зарекомендовала на других труднодоступных станциях, проведены профилактические работы на автоматизированном метеорологическом комплексе, обновлено программное обеспечение.
Со станции выезжают трое полярников.
На смену им прибыл пока только механик – Олег Толопило, который также будет исполнять обязанности повара. Остальные работники прилетят на остров Белый вместе с экологической экспедицией в августе.
Вечером пошел дождь, низкие свинцовые облака сливались с горизонтом. Видимость опять резко начала ухудшаться. Часть экспедиции осталась с ночевкой на острове, часть убыла на судно. Следующее утро было на редкость безветренным для этих широт, но туман был еще плотнее. С кормы корабля не было видно бака, о работе в таких условиях не могло быть и речи. Оставалось только ждать. По опыту было ясно, что раньше обеда туман не рассеется.
Наконец-то выглянуло солнышко, пелена тумана отступила и снабжение МГ-2 им. М.В. Попова продолжилось. Еще несколько часов кропотливой и ювелирной работы наших пилотов в условиях постоянно меняющейся погоды и очередная полярная станция готова к зимовке. НЭС «Михаил Сомов» снялся с якоря, наш путь лежал на Тамбей, где мы должны будем восстановить работу автоматической метеостанции…
Должны помнить…
И еще один момент. Здесь, на острове Белом работал знаменитый радист, участник высокоширотного дрейфа на ледокольном пароходе «Седов» Герой Советского Союза Александр Александрович Полянский. Поле героического дрейфа остался работать в Арктике, награжден знаком «Почетный полярник» (№7). В апреле 1941 г. Полянский был назначен начальником полярной станции острова Белый и оставался им долгих три с половиной военных года. С 1949 г., после возвращения из длительного отпуска, служил начальником полярной станции в Маре-Сале, затем на острове Андрея. 9 сентября 1949 г. ему присваивается персональное звание "инженер-капитан Северного Морского пути третьего ранга". В 1951 г. он был назначен начальником инспекторской группы полярной станции Амдерма.
Скончался 5 октября 1951 г., на борту судна, которое должно было доставить его к новому месту службы. Похоронен он на Соломбальском кладбище Архангельска.
Обидно, что об этом удивительном человеке ничего не знают молодые полярники, которые трудятся на МГ-2 им. Попова. Нет и никакой мемориальной доски на острове. А ведь Александр Александрович Полянский, наш земляк, этого заслужил.
Карское море, с борта НЭС "Михаил Сомов", июль 2015
Читайте также