Новая дорога на Каракольские озёра в Горном Алтае
Каракольские озёра - одна из природных достопримечательностей Горного Алтая. Всего их семь, и расположены они в ложбине между гор, на высоте от 1800 до 2100 метров. Вода в озёрах - пресная, чистейшая, и её можно пить прямо так, без кипячения. Проверено!
В озёрах почти нет растительности и нет рыбы, потому что они большую часть года стоят промёрзшими до самого дна. А в июле и августе на берегах кое-где не успевает растаять снег. Место красивейшее и до недавнего времени оно было труднодоступным. Как мы добирались до Каракольских озёр раньше, я подробно описала вот в этой истории.
Несколько моих фото Каракольских озёр:
Как было раньше
"Заброска" на озёра осуществлялась от села Элекмонар, что в Чемальском районе Республики Алтай. Некоторые попадают на озёра через Элекмонар и сейчас. Но этот путь не безопасный, достаточно экстремальный. Буквально полмесяца назад даже был случай, когда автомобиль с туристами опрокинулся, многие пострадали, а один из путешественников погиб. "Заброску" осуществляли местные жители, "частники". Разумеется, ни страховки, ни возмещения ущерба...
Но несколько лет назад несколько архисостоятельных бизнесменов, чьи имена у всех на слуху (не будем их упомянать сейчас) вознамерились построить к озёрам дорогу, а на самих озёрах - рекреационный городок с отелями, ресторанами, горнолыжным комплексом. А-ля Красная Поляна. Тем более, что недавно в Горном Алтае возвели в Майминском районе пафосный туристический 5-звёздночный комплекс Cosmos Collection Altay Resort (обычно его называют "Алтай Резорт"), и - предполагалось - его гостям было бы приятно побывать на Каракольских озёрах.
Но местные жители возмутились, вступили в дело активисты природоохранных обществ... И - вроде бы - идею со строительством рекреационного комплекса отложили. Но дорогу к озёрам решено было строить, чтобы природная достопримечательность стала более доступной. Причём дорогу начали строить не через Чемальский район, а через Майминский - чтобы она проходила почти что мимо отеля "Алтай Резорт".
Раньше дорога на Каракольские озёра шла по Чуйскому тракту, мимо Горно-Алтайска, затем по Чемальскому тракту. В районе села Элекмонар дорога как таковая заканчивалась, оставалось одно лишь направление. И до озёр добирались на вездеходах - бывших армейских ЗИЛ-130 (туристов возили в кузовах), ГАЗ-66, реже - на УАЗах.
На карте левее показана старая дорога. Красная извилистая линия условно изображает условную же дорогу, ведущую от Элекмонара к Караколам.
Правее - новая дорога, идущая через Горно-Алтайск, сёла Кызыл-Озёк, Бирюля, Александровка, Урлу-Аспак.
Отправной точкой маршрута отмечено большое село Майма - как первый населённый пункт Республики Алтай, встающий на пути путешествующих по Чуйскому тракту.
Новая дорога на Караколы
Новая дорога намного короче старого маршрута. По новой дороге до Каракольских озёр - порядка 80 км от Маймы и 70-72 км от Горно-Алтайска.
По старому же маршруту только до Элекмонара от Маймы - 88 км. А там ещё более 30 км по бездорожью, на котором даже автомобили повышенной проходимости нередко пользуются лебёдкой.
Новая дорога на Каракольские озёра на бОльшей своей протяжённости полностью готова и заасфальтирована. Она не слишком широка: по одной полосе в каждую сторону. Качество асфальта достаточно хорошее.
Работы были проделаны циклопических масштабов: во многих местах приходилось крушить скалы. Почти везде по пути с одной стороны - гора, с другой - обрыв и межгорная долина. Во многих местах под дорожное полотно вмонтированы трубы большого диаметра для водоотведения.
В районе села Александровка у дороги расположена Эко-ферма "Алтайские луга" (не путать с фермой с точно таким же названием в Смоленском районе Алтайского края!). Выглядит ферма образцово, и гостям Республики Алтай было бы интересно сюда заглянуть. Отдельный рассказ о ферме опубликую в ближайшее время.
За селом Урлу-Аспак асфальт заканчивается и начинается щебёнка. Однако дорога прогрейдерована, относительно ровная, и, при аккуратном вождении, можно ехать даже на "пузотёрке".
Виды по сторонам открываются изумительные.
По обеим сторонам дороги - настоящие заросли лекарственных трав: иван-чай (на фото красные цветы), таволга, мать-и мачеха, ромашка...
Мы не удержались и набрали "небольшие" букетики (забегая вперёд, скажу, что иван-чай приготовила "по науке" - ферментировала, высушила, получилось отлично). Рвали, разумеется, не у дороги, а чуть в стороне.
Постепенно дорога становится хуже. На пути нам встречались трубы для водоотведения, лежащие поперёк дороги. Их ещё не успели установить под дорожное полотно, приходилось объезжать.
А пятна нерастаявшего снега на горах становились всё ближе и ближе. И справа на горизонте - всё гуще становилась рериховская синева гор.
Наконец настал момент, когда даже на внедорожнике проехать стало невозможно. Мы вышли из машины и уточнили у туристов, идущих навстречу, сколько километров до озёр (люди уже возвращались). Оказалось, - 7 км. Причём дорога к озёрам шла вниз. То есть, самая высокая точка новой дороги - именно то место, где мы остановились, и оно находится примерно на уровне 2300 метров.
Мы вознамерились было дойти до Каракольских озёр, поскольку мы хорошие ходоки. Но совсем недавно шли дожди, а у нас на ногах были замшевые кроссовки: мы ведь ехали просто "на разведку". Попавшиеся нам навстречу туристы были в трекинговых высоких ботинках и некоторые даже с палками.
Прошагав километра полтора, увязнув по щиколотку в грязи, мы вынуждены были повернуть назад: экипировка была явно несоответствующей.
Эти 7 километров можно преодолеть если не пешком, то на квадроцикле. При нас группа проезжала.
В любом случае, новая дорога на Каракольские озёра и намного короче, и намного безопаснее старого маршрута. Думаю, уже в 2023 году дорогу дотянут до самых озёр. Возможно, не заасфальтируют, но отсыпят и прогрейдеруют.
Новая дорога - приговор для Каракольских озёр?
В Республтке Алтай большинство думают именно так. До сих пор нетронутой природе в зоне озёр удавалось оставаться, благодаря труднодоступности. Там всего одна турбаза. Туристы, конечно иду, постоянно. Но этот поток не сравнить с тем, что будет, когда до Каракол можно будет домчаться по асфальту.
И ещё есть опасения, что строительство туркомплекса отложено только ПОКА - чтобы не вызывать возмущения местных жителей и природоохранных организаций. Но стоит появиться дороге - наверняка найдутся желающие "обустроить" берега уникальных озёр ради извлечения выгоды. Уже есть печальный опыт "обустройства" берегов озера Манжерок. Не так давно природа отплатила за грубое вмешательство и буквально затопила новый 5-звёздочный отель "Манжерок" на берегу одноимённого озера.
Так что, с одной стороны, новая дорога, конечно, - благо. Но вот с другой...