О Туве, шаманском фестивале и экологии
Итак, свершилось. Я побывала на шаманском фестивале. Это сон или явь… пока еще трудно разобраться.
Моя уникальная Тува
Прошло много лет. Сейчас я уже живу в Москве, работаю в геолого-геофизической сервисной компании, но, когда появляется возможность, еду отдыхать не на море, не в Европу, а в Туву. Хотя, это бывает не так часто, как хотелось бы, даже не каждый год. Гораздо чаще мне удаётся ездить по другим странам. Но Тува навечно поселилась в моем сердце. Потому что я родилась в Туве и там прошло мое детство, папа у меня тувинец и мама всю свою взрослую сознательную жизнь провела в Туве. Хотя мама у меня родом с берегов других великих русских рек – Волги и Оки.
Тува является уникальной республикой во многих аспектах. Пусть я говорю прописные истины, но еще раз хочется это подчеркнуть. Потому что, когда живешь в этом, не замечаешь, привыкаешь и не ценишь. То, что природа в Туве удивительной красоты и первозданности, об этом знают уже многие в России и за рубежом, в том числе и благодаря тому, что здесь любит отдыхать президент нашей страны. У меня в детстве была книга, название которой помню до сих пор - «Голубая Тува». Потому что Тува, действительно, голубого цвета, со множеством озер и рек; и горы на дальнем плане из-за чистого воздуха тоже кажутся голубыми.
Тува представляет собой центр Азии и является одной из самых удаленных от морей частей света с резко континентальным климатом. Температура летом до +350С, а зимой до –450С и ниже. И когда в городе я вдруг начинаю думать о том, что -150 С – это очень холодно и надоела зима, то я вспоминаю своё детство. Зимой по утрам мы всегда в предвкушении слушали местное радио. И вот, сначала раздавалось какое-то шуршание, а потом: «Температура воздуха -470, занятия в школе с первого по седьмой классы отменяются». Ура! И тогда мы, радостные, ждали, когда на улице «потеплеет» на несколько градусов и после обеда шли кататься на санках.
В Туве есть и тундра с северными оленями, и тайга с медведями и соболями, степь с множеством сусликов и парящими орлами, и пустыня с верблюдами – все природные зоны планеты Земля. Именно на территории республики расположена самая высокая в Восточной Сибири гора – Монгун Тайга (а.о. 3976 м), есть и полноводные реки, и глубокие озера со множеством рыбы.
Поскольку я геолог, то нам в НГУ рассказывали, что в Туве есть месторождения практически всех известных руд, в том числе и уникальные по запасам месторождения золота и урана. Из неметаллических есть месторождения коксующегося угля, такого высокого качества, какого в стране больше нигде нет. Есть месторождения асбеста и фосфоритов, каменной соли и агальматолита. Агальматолит – это мягкий поделочный камень, из которого в Туве ножом вырезают различные декоративные изделия и предметы домашнего обихода. Причем в Туве особая разновидность этого минерала, более нигде не встречающаяся. Только нефть и газ пока еще, к счастью, не нашли, но и не искали. К счастью, потому что очень не хочется, чтобы главное богатство Тувы – ее природу, испортили нефтедобытчики.
Ну а гидроминеральные ресурсы - это, конечно, особая гордость Тувы. Говорят, что слово аржаан (так называются все источники пресной воды в Туве) есть и на санскрите и означает целебную или святую воду. По химическому составу выделяют шесть основных классов вод. Так вот, в Туве встречаются все эти классы и, более того, все типы минеральных вод, известные на территории России и бывшего СССР. На территории Тувы насчитывается около 430 озер, из которых 13 – лечебные грязевые и это только те, которые изучены; имеется более 150 источников, из которых изучены только 50, являющиеся лечебными.
Незримые богатства
Есть в Туве и такие нематериальные богатства, как особая сила родовых связей, удивительное наследие шаманизма и ламаизма, особый аутентичный этнический дух. Пожалуй, другого такого уголка в России больше не осталось. Возможно это связано еще и с тем, что Тува достаточно поздно вошла в состав СССР (в 1944 г), а основные репрессии и гонения в Советском Союзе были до войны. И распространение Христианства в XVIII – XIX веках так же не затронуло Туву, как, например, Якутию.
Время в некоторых областях Тувы как будто замерло. В отдаленных районах и чабанских стоянках люди не знают русского языка, их не особо интересует какой сейчас политический строй в стране, они живут так, как и сотни лет назад. И, по-моему, это не плохо, но самое главное, что они сами счастливы в такой своей жизни. В одну из поездок по Туве я познакомилась с известным спортсменом, борцом, призером международных турниров. Так вот, после того как он посмотрел почти весь мир, побывал во многих странах, жил в комфорте и достатке, он решил вернуться к исконному делу своих дедов – к чабанству. Он купил отару овец, коней и кочует с ними, живя в юрте и говорит, что это и есть счастье и свобода и ничего ему больше не надо.
В Туве две основные традиционные религии – шаманизм и буддизм. Причем они достаточно мирно сосуществуют вместе и более того – дополнят друг друга. Так, например, в Туве лама может быть шаманом, или наоборот, шаман, исповедующий буддизм. Все-таки буддизм – это больше даже не религия, а философия, особое мировоззрение, так же, как и шаманизм.
Вся тувинская культура неразрывно связана с шаманизмом. В каждом роду был шаман, к которому обращались по разным вопросам. В основном, это были вопросы, связанные со здоровьем. Так же к шаманам приходили, когда нужен был совет, когда требовалось получить ответ на какой-либо вопрос. А еще были шаманы-астрологи, которые рассчитывали благоприятные даты важных событий, шаманы–сказители, которые в виде баллад передавали мудрость предков.
Я не являюсь исследователем шаманизма и пишу здесь только то, что слышала из рассказов моего папы и других тувинцев. К шаманам ходили регулярно, часто с профилактической целью, иногда спрашивали совета, казалось бы, по совсем незначительному вопросу. Это было нормой жизни и совсем еще недавно.
Сейчас к шаманам отношение неоднозначное. Многие их боятся, большинство не понимает, поэтому и боятся. Да еще, конечно, настоящего шамана не так часто можно встретить.
И очень здорово, что именно на тувинской земле проводится фестиваль шаманизма. В июне 2018 г. недалеко от г. Туран проходил второй Международный этнический Фестиваль «Зов 13 Шаманов».
В России не так много мест, где сохранились шаманские традиции, хотя сейчас эта тема становится все более популярной и традиции возрождаются. Появляются неошаманы, городские шаманы и, зачастую, мощная и красивая идея шаманизма превращается в коммерцию, шарлатанство и дискредитирует настоящих шаманов. Шаманские знания и способности передаются только по роду, и они настолько глубоки, что прочувствовать их может далеко не каждый. То, что мы иногда видим: камлание, изгнание духов болезней, обряды на удачу, вызов дождя – это только самый верхний слой этого глубинного знания. К шаманизму, другим верованиям, можно относится по-разному, верить или не верить, принимать или не принимать. Это личное дело каждого, но в данной ситуации шаманизм для меня олицетворяет национальную тувинскую культуру. И я горжусь этой культурой и мне хотелось бы сделать хотя бы что-то для ее изучения, популяризации и сохранения.
В путь
Добраться до места было опять не просто. Сначала я лечу на самолете из Москвы в Новосибирск, затем из Новосибирска в Кызыл. А от Кызыла еще ехать до лагеря километров 90. Но не это главное, лагерь-то палаточный и надо везти с собой все: палатку, тент, спальник, каримат и прочее туристическое снаряжение. А еще я еду в район резко континентального климата с жаркими днями и прохладными ночами, так что одежду надо брать на все случае жизни: от купальника до теплой куртки и шапки, от шлепанец и кроссовок до резиновых сапог на случай дождя. Привезти все это из Москвы кажется не реальным. Вторая проблема – найти соратника, а еще лучше нескольких, которые согласилась бы разделить со мной все эти, мягко говоря, не очень удобные условия. А друзья у меня привыкли жить в комфорте, в отелях, где все включено, впрочем, как и я. И почти все не понимают зачем ехать в такую не благоустроенность, терпеть некоторые лишения, неудобства, когда можно за меньшие деньги отдохнуть с комфортом, например, в Испании или на Бали. Многие просто опасаются шаманов и подобных «тусовок».
Все это я прокручивала в голове, когда случайно в интернете увидела объявление о готовящемся фестивале.
И как-то так все неожиданно сложилось, как пазл. Нашлась подруга, которая меня не только поддержала в этой сумасшедшей идее, но и, можно сказать, выступила инициатором нашей поездки. В Кызыле мои родственники нашли нам и все туристическое снаряжение и довезли нас до места и даже палатку поставили. А еще, несмотря на то, что мои родители давно живут в другой стране (в Болгарии) я очень явственно ощущала их поддержку здесь, в Туве. Было полное ощущение того, что папа рядом со мной. Поэтому было хорошо и спокойно. Это бесценное ощущение!
Это была чудесная, не похожая ни на что неделя. Наш лагерь располагался в степи, на берегу озера Билелиг. Как только мы приехали – сразу же окунулись в пряный аромат степных трав и жаркого солнца.
Воздух, казалось звенел от солнечных лучей и множества стрекочущих кузнечиков. Сколько там кузнечиков! Наступаешь на землю и она, брызгами кузнечиков рассыпается из-под ног. Зато поверхность озера, наоборот, представляет собой зеркальную гладь с отражением гор. Это очень красиво.
Фестиваль
На фестивале, в одном месте собрались интересные и необычные люди из разных стран. Было два официальных языка: английский и русский. Впрочем, переводили еще и с испанского, и с тувинского, и с других языков. Впечатлений от встреч с людьми у меня очень много, и я еще долго буду вспоминать это время, еще долго будут приходить осознания. Фестиваль был познавателен и полезен в том числе и для всей Земли, потому что шаманы – это проводники между людьми и природой, и они прикладывают много усилий, чтобы сохранить экологию планеты. В шаманизме наша планета – это Мать-Земля, которую надо беречь, почитать и благодарить.
Перед началом фестиваля все гости из разных стран дружно чистили поляну от мусора, которого, к сожалению, оказалось много. На одном из мастер-классов выступал мексиканский шаман Дон Рохелио, который сетовал по поводу большого количества пластика в его стране, говоря, что все стало пластиковым, в том числе и сознание людей… И это общая проблема всех стран.
Шаманы проводили мастер-классы или медитации, чтобы мы могли познакомиться с их культурой, с обрядами их стран, познать себя, стать в чем-то лучше. Кроме приглашенных шаманов на фестивале были и другие мастера. Каждый день, с утра до вечера проходили мастер-классы. Их было так много, что они шли параллельно и было сложно выбрать, куда же пойти: на мастер-класс по горловому пению или на зарядку «танец орла», на изготовление бубна или на интуитивное рисование. С удовольствием пообщалась с удивительной художницей Анной, которая имея классическое художественное образование, сейчас пишет энергетические картины. Поскольку я рисую, мне это направление очень близко и было интересно послушать ее, тем более, она, как художник, очень образно и красиво передает свои эмоции, свои знания.
Мне нравятся телесные практики, я люблю и всегда любила танцевать. На фестивале был поэта тела Казум, его мама японка, а отец – зимбабвиец, бомбическая смесь кровей. Казум практикует боевые искусства, уличные и современные танцы: контемп, вог и др. Невозможно было не любоваться пластикой его движений, его владением телом. Его импровизация в танце – это, действительно, поэзия.
И каждый день был расписан, везде хотелось побывать, везде успеть. Но, общаясь с другими участниками, я поняла, что некоторым здесь не нравится, людей раздражала плохая организация и, зачастую, невкусная еда, недостаток воды и палящее солнце под которым проходили мастер-классы. Мы, например, приехали, долго пытались найти кого-нибудь из организаторов, не нашли. Увидели, что стоят палатки и свою разбили неподалеку от всех, как потом оказалось, что в хорошем стратегическом месте, недалеко от умывальников и от кухни.
Но я считаю, что на таких фестивалях это тоже часть процесса, процесса познания себя и совершенствования. Надо учиться принимать то, что есть и отдаваться спонтанности, ведь все равно же ничего не изменишь. Так зачем зря переживать и портить себе настроение. Когда я первый раз была на таком выездном фестивале я тоже сначала переживала, поскольку неосознанно сравнивала с научными мероприятиями, где все организовано хорошо и четко. А тут – одна сплошная неопределенность и не известно, что будет через 15 мин, постоянное ожидание, т.к. ничего вовремя не происходит. И с едой на фестивале все время были проблемы, не получалось приготовить во время, иногда запаздывали на час-полтора. Кроме того, на такую большую ораву, а участников было человек 250-300, сложно приготовить вкусно. Да и повара все вегетарианцы, а некоторым участникам хотелось мяса. Вообщем, народ итак недовольный, а когда еще и голодный, то совсем злой. Кто-то собирался и уезжал.
В кулуарах обсуждались темы взаимоотношения между шаманами, почему не приехал тот или иной шаман. Обсуждали темы того, насколько могут быть опасны шаманы, почему шаманы бывают черные и белые…
Нам с подругой нравилось все, мы были в восторге, даже когда сидели под палящем солнцем несколько часов, слушая выступающих. Все было так интересно, так не похоже на нашу обычную жизнь!
Отдельные впечатления - это ночная жизнь. Каждый вечер у нас был костер. Огонь всегда завораживает, а шаманский костер – тем более. Мне так интересно за всем и за всеми наблюдать! На открытии фестиваля вечером состоялась шаманская церемония кормления огня. Мне казалось, что это была максимальная на всей планете концентрация шаманов на квадратный метр. Их было несколько десятков. Приехали шаманы почти из всех шаманских обществ Тувы, даже те, которые больше не принимали участие в фестивале. Это была незабываемая феерия огня и музыки бубнов, это было путешествие по другим мирам. Хотя многие говорили, что в таком участвовать опасно, шаманы бывают разные, они могут творить что-нибудь нехорошее для зрителей. Но я доверяю своей интуиции, мне было интересно, а это для меня ключевой фактор. Даже не представляю, как же можно было пропустить такое событие!
Очень мне нравились лунные концерты. Это были и официальные выступления разных коллективов, в том числе и группы «Тыва», в составе которой, когда-то выступал Николай Ооржак, организатор этого фестиваля и импровизации участников, это бесподобно!
А еще были ночные мастер-классы. И это очень запоминающееся действо, например, трансовый танец Волчицы, который поводила шаманка Шончалай. Энергетика танца многократно усиливалась энергией тувинской земли и ночного звездного неба. Эх, как же все это было здорово! Потом мы брели в темноте, пытались найти наш лагерь… И я еще долго не могла уснуть, сидела у палатки, думала и любовалась звездами под тихие звуки хомуса, доносившиеся из чьей-то палатки.
И в завершение…
Мне хочется сказать, чтобы люди не опасались шаманов, не боялись таких фестивалей. Просто все непонятное и чужое немного пугает, так устроен человеческий ум. Но если присмотреться, оказывается, что идея этого всего очень понятна и благородна: мы все живем на одной планете Земля, давайте ее сохранять и любить, давайте становиться лучше. А еще это популяризация Тувы. Я рада, что теперь в разных уголках планеты будут вспоминать мою родную Туву, и вспоминать, я надеюсь, с восхищением и теплотой.