О золоте скифов и тайнах Сибири. Часть 3

Эти загадочные скифы…
Наш раскоп находился возле реки Иджим, как раз в районе знаменитого Усинского тракта. Он сформировался еще в древности и соединил территории современных Тывы и Ермаковского района Красноярского края. Через эти места с незапамятных времен шли целые народы или одинокие путники. Богатая тайга привлекала рыболовов и охотников. Но суровый климат не способствовал развитию земледелия. А потому мы и сталкивались во время раскопок лишь с временными стоянками, но не с поселениями. Трудно описать восторг археологов-новичков, когда один из слоев почвы вдруг являл нам целый комплекс интересных артефактов. Предположительно наши находки относятся к тагарской культуре эпохи бронзы и камня (IX-III в. до н.э.). Мы раскопали бронзовое шило, наконечники стрел, битую орнаментированную керамику, кострище, нуклеусы (осколки камня, используемые для производства каменных орудий). Отступив на несколько шагов от пикета с аккуратно зачищенными артефактами, окидываешь взглядом территорию раскопа. И мозг тут же запускает программу поиска ответа на тысячи вопросов. Кто были эти люди, сидевшие у костра 3000 лет назад? Для чего им понадобилось шило? По какому рецепту они готовили барашка, косточки которого аккуратно сложены в стороне от кострища? Где были изготовлены кувшины, орнамент на осколках которых похож на элементы конструктора Lego?! И воображение сразу начинает рисовать красочные сцены, возможно, разыгрывавшиеся на этом месте в далеком прошлом…
Интерес к скифам в последние десятилетия значительно вырос во всем мире. А все благодаря многочисленным археологическим находкам, которые поражают воображение современного человека своим искусным исполнением. Особенно это касается ювелирных изделий, выполненных в специфической манере – скифо-сибирском зверином стиле. Как видно из названия, главными героями древних мастеров были животные, которые всегда изображались в особых динамических позах: это птицы и хищники (в основном из семейства кошачьих, реже – волки); копытные (чаще олени, а также лошадь, кабан, лось). Все эти животные были священны для кочевников. Они изображали их на сбруе, украшениях и оружии. Скифские мастера обладали превосходным умением размещать на небольшом пространстве изящную композицию из зооморфных образов. Так, британские ученые, изучавшие орнамент на золотой шпильке скифской царицы из знаменитого кургана Аржаан-2, были просто потрясены. Они сделали несколько снимков шпильки с разных сторон, а потом соединили эти фотографии в один ряд – и увидали целостную композицию с постепенно развивающейся динамичной сценой. К слову, олень у скифов считался символом неба и солнца, выполнял роль солнечного божества. Его фигурка, красующаяся на навершии все той же шпильки, стала символом Национального музея Республики Тыва. Уж больно он совершенен.


Особенностью скифской цивилизации, возникшей в VII веке до н.э. и просуществовавшей около пяти веков на громаднейшей территории евразийских степей, была способность жить в гармонии с окружающей средой и рационально использовать ее ресурсы. Неудивительно, что почитание природы проявилось в искусстве этого кочевого народа. Один из лучших образцов ювелирного искусства скифов – это бляха в виде свернувшейся кольцом пантеры, пытающейся укусить себя за хвост. Она демонстрирует воззрения скифов на вечный круговорот бытия и взаимодействие противоположностей, составляющих единое целое. Даже визуально свернувшийся хищник напоминает даосскую мандалу Инь и Ян, изображающую главную концепцию древнекитайской философии – созидательное единство противоположностей во Вселенной. Кто на кого оказал влияние на мировоззренческом уровне – кочевники евразийских степей на восточных соседей или наоборот – неизвестно. Буддизм пришел в Тыву в XIII веке н.э. Но, согласно данным археологических раскопок в районе Минусинской котловины, в петроглифах и каменных изваяниях предскифских культур прослеживаются элементы буддистской философии, которые на тысячу лет старше самого буддизма. Так что юг Сибири еще полон самых неожиданных сюрпризов. За весь значительный период своего обитания на весьма обширных территориях – от Дуная до северо-востока Китая – скифы, тем не менее, не оставили после себя ни одного письменного источника. А то, как их описывали другие народы, не всегда может соответствовать действительности и довольно субъективно. Теперь с помощью археологии мы пытаемся понять и духовную составляющую бытия этих людей.

«Племена кочевников, создавшие свою культуру на базе скотоводства, безжалостные воины, использовавшие черепа убитых ими врагов в качестве кубков», – такой облик скифов рисует нам знаменитый древнегреческий историк Геродот. Современные ученые-скифологи признают, что изучение этого древнего народа – очень непростое занятие. Однозначное толкование скифских артефактов пока невозможно. Равно как и воссоздание их типичной наружности. Ведь они были кочевниками, а значит, все время передвигались по бескрайним степям Евразии. И, конечно же, на генетическом уровне испытывали влияние со стороны соседних племен, которые хоть и принадлежали к скифскому миру, но могли отличаться вплоть до расового компонента.

В наше время очень модно даже на государственном уровне приписывать своему народу принадлежность к самым сильным, самым древним, самым лучшим. И называть себя прямыми потомками самых-самых. Скифов постигла та же участь. Сейчас многие хотят присвоить себе часть их заслуг. Но здесь пока не все так грустно, как с ариями. Скифское достояние более реально и материально, а значит, со временем будет глубже изучено и правильно интерпретировано. Огромную лепту в изучение скифов внесли экспедиции Михаила Грязнова в 1970-х по исследованию погребального комплекса Аржаан-1 и недавняя российско-немецкая экспедиция, исследовавшая курган Аржаан-2 в «Долине Царей». Аржаан-1 (на местном языке это «источник») стал первым известным науке «элитным» захоронением, внутри которого покоился явно не простой кочевник.

Чтобы умерший царь смог перебраться в царство мертвых, согласно верованиям скифов, ему нужны были лошади и оружие. Так, советские археологи обнаружили останки 160 коней в деревянных срубах внутри кургана. На тот момент, когда профессор Грязнов приступил к изучению кургана, тот был уже изрядно разрушен и разграблен. По его центру вообще была проложена шоссейная дорога. И, тем не менее, все, что можно, экспедиция спасла. В немногочисленных уцелевших после грабежей предметах – конской сбруе, бронзовом оружии – четко просматривались образы формирующегося раннескифского звериного стиля. А сокровища, обнаруженные в Аржаане-2, стали настоящей сенсацией в научном мире и получили статус археологической находки XXI века!

Стоит сказать, что долина, где проводились и проводятся раскопки, усеяна курганами. Их там около сотни. Руководство российско-немецкой экспедиции выбрало для изучения огромный курган, полностью сооруженный из камня. Его высота составляла 2 м, а диаметр – 80 м. Чтобы вскрыть этот курган, понадобились десятки крепких ребят-копателей. Каменные глыбы вывозили КамАЗами. Еще очень смущал явно виднеющийся воровской лаз. Вполне могло случиться, что курган был разграблен еще в древности и все усилия археологов окажутся напрасными. Но терпеливых и целеустремленных специалистов ждала несказанная удача! Не по центру кургана, как обычно, а в стороне они обнаружили царское захоронение в деревянном срубе. Похоже, скифы, хоронившие здесь 2700 лет назад своего царя и царицу, догадывались, что погребальный комплекс может быть разграблен враждебными племенами. Этот трюк и сберег скифское золото до наших дней. Даже бывалые скифологи К.Чугунов из Государственного Эрмитажа, доктор А. Наглер и Г. Парцинглер из Германского археологического института, мягко говоря, были поражены своей находкой. А там было чему удивляться: 5700 золотых предметов в изумительном по исполнению зверином стиле (фигурки животных, которыми была украшена полностью истлевшая на момент вскрытия могильника одежда царя и его супруги), бусины из балтийского янтаря и бирюзы, серьги, шпильки с оленями, бляшки и подвески, знак царской власти – гривна, полуторакилограммовое украшение на шее царя, пектораль царицы (которая, кстати, была умерщвлена сразу после кончины мужа, а по своему желанию или нет – вряд ли мы когда-нибудь узнаем). Итого только золотых изделий в царском захоронении было обнаружено около 25 кг.
Сокровища Аржаана-2 заставили мир пересмотреть свое отношение к кочевникам Евразийских степей. Скифское золото Тывы по своей значимости можно сравнить лишь с «золотом Приама», которое нашел Генрих Шлиман на месте античной Трои. Чего только стоят штаны скифского царя, расшитые мельчайшими золотыми бисеринками диаметром не более одного миллиметра. Британские ученые попытались в лаборатории с помощью современных технологий восстановить кусочек царских штанов. Над тремя квадратными сантиметрами они работали около часа… А какой иглой, интересно, люди до нашей эры сшили десятки тысяч этих бисеринок?! Этот и подобные вопросы задавала себе и я, с округлившимися глазами разглядывая золото скифов в Национальном музее Республики Тывы. Это действительно впечатляет! Каждый отдельный экспонат вызывал больше ассоциаций с нанотехнологиями, чем с древними скотоводами. Поэтому о жизни и воззрениях скифов хочется узнать еще больше. Уж очень загадочно все, что связано с ними.

Продолжение следует...