Одиночный трёхнедельный поход по плато Путорана 2015







Общая идея похода


Это был второй визит на плато Путорана. Первый состоялся летом 2013, когда в составе группы уральских туристов планировалось пройти пешую 5-ку. Аномальная жара и засуха скорректировали наши планы, половина маршрута тогда зарезалась. Однако в 2013 году нам всё же повезло встретить и скудно поснимать Путоранских снежных баранов. Впоследствии эти снимки приглянулись дирекции Путоранского заповедника, они их заиспользовали в своей печатной продукции и каких-то статьях, с чего и началось моё знакомство c дирекцией.
Ключевой идеей похода стала съёмка Путоранских снежных баранов (в итоге я пришёл именно к этому, хотя сначала просто хотел неспешной пейзажной съёмки на плато Путорана). Помимо самостоятельно разведанного в 2013 году места обитания баранов в верховьях р.Хойси появилась цель в виде окрестностей озера Кутарамакан, где обитает устойчивая группа особей. При разработке маршрута необходимо было покрыть два указанных района.



Многолетний опыт спортивных туристских походов давно уже показал, что серьёзная съёмка (даже пейзажная) несовместима с режимом движения в группе. В заявленном спортивном походе всегда график, всегда жёстко проложенный маршрут ну и всегда “быстрее, выше, сильнее”. Уже много раз мои фото-планы в групповых походах рушились из-за группового графика. По этой причине в последние годы начал ходить самостоятельно. Прелесть соло-режима в том, что ты волен решать, где ночевать, где потратить лишнее время в ожидании погоды, чтобы потом нагнать свой примерный план-график, например, ночью или просто его подкорректировать. Поэтому поход однозначно планировался одиночным.
Писать про эмоциональную составляющую на маршруте не буду, т.к. не знаю, как описать трёхнедельное одиночное пребывание на плато Путорана. Вернее будет сказать – не хочу. Про такое не пишут. Тезисно – это постоянная разной степени эйфория. Временами, в некоторых местах – до встающих дыбом волос и блаженной широкой улыбки. Но тут всё индивидуально.

Маршрут


Формат соло-похода предполагает прокладывание маршрута с препятствиями сложностью не выше 1Б, т.е. без использования верёвки (можно, наверное, и самому себе что-то навешивать, но рюкзак 40кг+ не располагает к одиночным упражнениям с верёвкой). Заброску и выброску, а также заход и выход с плато планировал по уже известным с 2013 года вариантам от озера Лама. Нитка маршрута от озера Лама показана на карте.



На картах плато Путорана не очень здорово с названиями перевалов и вершин, поэтому удобнее посмотреть маршрут на карте. Куском жёлтого пунктира показан первоначально запланированный вариант подъёма на плато (из пешей 5-ки Царихина 1981 года), от которого экспромтом отказался в пользу более простого на подходе к р.Токингда.
При разработке маршрута помимо современных отчётов (авторы Лучко, Камков, Новосёлов, Колесниченко, Карпухин и др.) использовались также отчёты Андрианова (1989г), Царихина (1981г) и Востокова (1984г), т.к. в пешем режиме через оз.Кутарамакан последние годы ходят не очень часто. Основной сложностью был поиск безверёвочных спусков-подъёмов на плато, которых там не очень много. Помимо двух мест вероятной встречи с Путоранским снежным бараном в маршрут также хотелось включить несколько знаковых мест. Маршрут проходил по Путоранскому заповеднику и по его охранной зоне, поэтому заранее было оформлено разрешение на посещение от администрации заповедника.



Режим движения, километраж


Режим движения получился довольно напряжённым. Совокупный честный пройденный километраж составил 269 км (с радиальных выходов в неполной выкладке зачёл половину, а подвозы на маршруте по рекам/озёрам, разумеется, выбросил вообще). На маршруте провёл 21.5 день, с вечера 10.07.2015 по 31.07.2015. Переосмысил для себя два понятия - комары и бурелом. Теперь говорю так - на Урале комаров нет вообще. А про бурелом стараюсь ничего не говорить, просто молчу. Пешком от оз.Лама до оз.Кутарамакан идти довольно неудобно, линейный маршрут занял 10.5 дней, днёвок не было. От запланированных радиальных выходов к близлежащим водопадам пришлось отказаться. На этом участке надо подняться на плато и спуститься 3 раза. В долинах рек ходить очень плохо и медленно из-за непростого бурелома. Понятие "тропа" на плато Путорана - это что-то вроде платоновской идеи, о которой можно только думать. Когда я в одном месте наткнулся на километровый кусок вероятно людской тропы (а не звериной, коих там очень много), я чуть не прослезился (кое-где встречающиеся остатки полутроп на подходах в долинах рек Омон-Юрях и Хойси не в счёт). В 2013 году мы один раз на плато поднялись, вольготно там походили и потом спокойно спустились, причём подъём и спуск были практически самыми лайтовыми. В этом году 3 подъёма-спуска на первой части маршрута были куда более неприятными в смысле бурелома, т.к. по этим маршрутам вообще практически никто никогда не ходит. Словом, я был не готов к такому режиму передвижения. И если бы не супер-результативная фото-охота, то спорт бы в походе явно превалировал над фотосъёмкой. В районе озера Кутарамакан провёл примерно 4-5 дней, после чего был марафонский выход (выбег) до оз.Лама за 5 дней. Возвращался другим маршрутом, где только один подъём и спуск с плато, т.е. шлось быстрее. Можно было и заходить этим маршрутом, но заход и выход по одним местам скучен, поэтому я заложил кольцо.



С Кутарамакана была возможность бесплатно улететь вертолётом. Разумеется, я отказался лишить себя 100 км выхода по плато Путорана. Себе бы потом не простил. Но на минуту задумался, когда предложили.

Распорядок дня, погода


Отдельной проблемой был распорядок дня. Правильная съёмка возможна была обычно с 18-19 до 03-04, это сильно разрывало время сна. Был период белых ночей, ходить ночью было почти также комфортно, как и днём. На маршруте был постоянный недосып. Несколько раз ложился спать после съёмки или переходов в 5-6 часов утра. Типичным временем укладывания было 3 часа утра. Завтракал обычно не раньше 11-12, обедал в 18-20, ужинал в 23-01.
Было довольно много дождей. Часто в зоне леса шёл подолгу полностью мокрым, т.к. высокая трава и кустарник не оставляют шансов никаким мембранам, особенно при многочасовых переходах.



Снаряга


Рюкзак на старте составил 40.5 кг. На мой взгляд, это несколько больше, чем вес, с которым следует выходить в трёхнедельные пешие походы. При этом всеми здравыми и не очень способами вес уменьшался (зубная щётка без ручки, выдавленная из тюбика зубная паста, новый перешитый облегчённый чехол для штатива, минимум тёплой одежды, супер-лёгкая одноместная палатка от MSR, облегчённые треккинговые ботинки и пр.). Правда, потуги снизить вес снаряги с лихвой компенсировались совокупным весом фотоаппаратуры. Например, телеобъектив 100-400mm оказался тяжелее моей палатки. На всю фотоаппаратуру пришлось порядка 8 кг, отсюда и перевес.



Аскеза


Являясь сторонником аскетичного режима, я заложил довольно ужатую продуктовую раскладку на 21 день запланированного маршрута. Дневная раскладка была 450-464 гр. Собственно, раскладка:
Завтрак: 50 гр. мюсли, 40 гр. сыр, 30 гр. сладкое.
Обед: 45 гр. овсяная кашка б/п Ясно солнышко, 40 гр. колбаса, 30 гр. сухари, 40 гр. сладкое.
Ужин: 2*45 гр. овсяная кашка Ясно солнышко, 20 гр. сухари, 40 гр. сладкое.
На каждый день 25 гр. сахара. Ещё брал 300 гр. кураги в каши, но курагу добавлял только во второй половине похода. Без кураги раскладка получается 450 гр., с курагой – 464 гр. Сладкое это мармелад, пастила, козинак, халва, правильные батончики. Ещё не учтён чай в пакетиках, но включать его в раскладку – это уже совсем крохоборство.
Перед обедом был своего рода аперитив – колбаса, в смысле понюхать. Если долго нюхать, постепенно начинает казаться, что поел, уже и обедать не хочется. Но я всё равно себя заставлял.
Подпитаться на маршруте в зоне леса было нечем, т.к. всем ягодам было сильно рано, а что-то делать с немногочисленными грибами мне было совсем некогда. Единственной отдушиной был дикий щавель ну и иногда шикша для разнообразия. Инспектора заповедника накормили ужином на кордонах на озере Собачьем и на озере Кутарамакан, это были 2 единственные встречи с людьми за время маршрута.



По-прежнему не до конца решённой проблемой является выход из такого режима аскезы. Имеется в виду выход к людям, в город, где есть супермаркеты, набитые разными штуками. На маршруте вкусовые рецепторы сильно обостряются. Дико обидно и неприятно: уже в Норильске, накупив разных ништяков на 2-3 тысячи и сильно объевшись ими, отчётливо понимаешь, что 2 дольки мармелада “Ударница” на плато были в миллион раз вкуснее, чем вся эта разнообразная требуха из магазина в городе. Сохранять бы хоть частично те ощущения, с которыми идётся на маршруте… Хвост переедания и провал в физике тянется после похода не меньше месяца, хотя плотное питание в течение месяца давно должно было бы восстановить правильную форму. Видимо, нужно повышать просветлённость.

Средства связи


С собой был спутниковый телефон Iridium и трекер SPOT. Мой связной в Москве ежедневно глядел на интерактивную карту и следил за моим передвижением, ну и, конечно, смс через спутник каждые 1-2 дня. Как бы ни казались эти штуки удобными и безопасными, надо рассчитывать на их полное отсутствие. Было несколько дней, когда трекер молчал при свежей батарее, а спутниковая связь тоже барахлила. Была задержка 2-3 дня, после чего все мои смс дошли до связного, а я получил все его волнительные вопросы, как я там себе поживаю и просьбы связаться. Смс я отправлял на электронную почту. При отправке смс на другой спутниковый телефон – тоже бывают проблемы. На одном из кордонов звонил на трубку стоящему рядом инспектору – звонок проходил, а смс так и не дошла.



Путевые заметки


Описывать 22 маршрутных дня довольно трудоёмко и вряд ли имеет смысл. Страшно представить, если бы мне нужно было писать полноценный отчёт по каждому дню, со снимками местности, погодой и километражем, как это принято в официальном спортивном туризме. Как ни странно звучит, все дни были разными и по-своему сложными и интересными. Пытаться это скрупулёзно зафиксировать не буду. Ниже просто несколько эпизодов.
Забрасывался до устья р.Омон-Юрях катером, который был арендован группой местных ребят (из г.Дудинка), они шли на отдых из Норильска на базу Крашевского, а меня капитан по договорённости должен был высадить по пути. Место для меня было только на палубе. Компания была наполовину женская. Было видно, что за время своего недельного отдыха на базе им не будет скучно, т.к. они подготовились. Я как-то с ними не общался и не делился своими планами, т.к. между их и моим форматами времяпровождения на плато Путорана лежала пропасть, легче было избежать рассказов. На подходе к р.Омон-Юрях было интересное ощущение предвкушения начала чего-то значительного, где не будет телефонных звонков, мусора, асфальта, ларьков, машин и прочих атрибутов наших дней. И действительно, когда катер отплыл, а ребята мне воодушевлённо помахали и покричали что-то ободряющее, началась новая жизнь.



При движении вверх в низовьях долины реки Хикикаль-Икэн шлось, как обычно, тяжело из-за прижимов непосредственно вдоль реки и бурелома на склонах долины (шёл правым берегом по ходу движения). К вечеру (около 23-00) подошёл к правому по ходу движения притоку реки (на карте приток начинается южнее вершины 1071, из-под снежника, который находится восточнее вершины 1264; примерно посередине притока обозначен вдп 10). За день было много дождя, приток был очень полноводный и даже разделённый на протоки перед устьем ну никак не переходился без страховки и с приличным рюкзаком. Я бодро (налегке всё было бодро) пошёл на разведку вверх поискать лайтовое место переправы. Прошёл больше километра, везде одинаково стрёмно. В паре мест пытался дойти хотя бы до середины ручья, но было сильно глубоко и сносило. Угол склона там такой, что если сносит, то ты не плывёшь вниз, а бьешься об камни (это всё), довольно крутой приток, к тому же вечером он был очень полноводный. Пройти другой долиной было нельзя, ну то есть вообще нельзя, безверёвочного обхода просто нет. Последняя надежда была пройти чуть ниже устья и форсировать вплавь саму реку Хикикаль-Икэн, по другому берегу пройти выше притока и потом перебраться обратно. Спустился к реке, зашёл до уровня сантиметров 20 вышел колен. Сильно глубже, а течение точно не позволит подруливать и подгребать к берегу – придётся просто ждать когда река выкинет куда-нибудь. В общем, не вариант. Выше по карте был каньон с обрывами, течение с набором высоты не стихало, как-то я загрустил (изначально были планы быстро переправиться и сделать костерок, чаёк, сухие носки, все дела…). Эмоции в таких местах в полную силу: если тебе хорошо, то прямо дико хорошо, а если заволновался, то волнуешься так же дико. Не сразу сопоставил обилие дождей днём и уровень воды в притоке. В районе 02 часов поставил палатку, прикинул перспективы. Постепенно разум проснулся (горячий чай), решил ждать утра и соответствующего спада уровня воды. К счастью, ночью дождя не было, утром приток был куда скромнее, я спокойно преодолел его чуть выше места впадения, где он разбивался на несколько проток. Утро вечера мудренее, ага.



Довольно часто шёл мокрым – либо от пота, либо от дождя и окружающих мокрых зарослей. Ходовая одежда жутко заванивается. Купаться каждый день утром не всегда получалось – в некоторых местах было совсем дико с комарами (особенно рядом с озёрами). Утром, после ночёвки рядом с озером Дынкенгдаомутканен, я решил окунуться и прополоскать одежду. Это было спорное решение, потому что кайф от свежести и прохлады перекрывается сильно искусанным телом – глубина в озере набирается медленно, заходить надо аккуратно, отмахаться от комаров просто невозможно. Глубже, чем по пояс, зайти так и не получилось, т.к. нестерпимо кусали. Окунулся и повалялся так, после чего опять за несколько секунд выхода из воды и попытки как-то одеться получил хорошую порцию комариного яда. Как-то прополоскал ходовые шмотки. Зуд первое время очень сильный, потом отходит (если начать завтракать).



Путоранский снежный баран – эндемик плато Путорана


Путоранский снежный баран - это подвид снежного барана, живущий изолированно уже чуть ли не 15 тысяч лет или около того. И есть этот подвид только на плато Путорана (эндемик плато Путорана) Увидеть Путоранского снежного барана - это везение. Сфотографировать - удача. Провести рядом с ними несколько часов съёмки - так не бывает. Его осталось довольно мало, изучен он плохо, точной численности достоверно неизвестно. Причиной является обитание в крайне труднодоступных местах. Даже на плато Путорана ареал обитания завязан на стечение многих факторов, которые встречаются далеко не везде. Поэтому есть определённые зоны, где есть устойчивые группы. Таких зон мало, большая часть из них в глубине заповедника, туда только вертолёт. Данный подвид занесён в Красную книгу РФ.
При съёмке эндемики плато Путорана (Путоранский снежный баран) подолгу лежали в лучах вечернего света на фоне озера Кутарамакан. Периодически они вставали и потягивались. На снимке один из таких моментов, баран выглядит куда более рельефным, изящным и грациозным, чем обычно:



Вне периода гона самцы и самки эндемика плато Путорана (Путоранского снежного барана) живут раздельно. Вожак стаи ревностно охраняет свой гарем, остальные самцы пасутся небольшими группами. Самки вынуждены самостоятельно вскармливать и оберегать молодых ягнят. По этой причине они очень внимательны и осторожны во время своих небольших переходов и отдыха на выпасе. Эта однорогая самка словно чувствовала моё пристальное внимание и постоянно поглядывала в сторону груды камней, из-за которых велась съёмка. В какой-то момент звук щёлкающего затвора фотоаппарата стал казаться ей излишне подозрительным и опасным, после чего она вместе с ягнёнком резво ускакала на место так называемого отстоя - небольшую площадку, окружённую отвесными скалами. Никакие хищники не способы добраться до таких мест. Ощущая себя в безопасности, она всё же ещё долго внимательно смотрела на меня, наклонив голову. Ягнята везде неотступно следуют за мамой, полагаясь на её защиту и опеку.





Большую часть тёплого времени бараны лежат, греясь на солнце. Периодически встают размяться и потянуться, пощипать травы. Временами меняют место лёжки и устраивают друг с другом потасовки. Побадавшись, они вновь устраиваются на лёжку и, временами, дремлют, склонив голову.



Другая живность


В районе озёр к востоку от истока р.Орокан встретил медведя. Мишка, как обычно, был молодым. Я увидел его первым. Поскольку перцовый баллон был всегда наготове, стал расчехлять объектив. Из-за тучек были сумерки, сильно темно получилось, кадры чисто информационные. Когда он меня увидел, сделал всё как по инструкции: встал на задние лапы и стал всматриваться в мою сторону. Немного посмотрев, он решил убежать и ретировался. Нормальная реакция. Взрослые и опытные самцы обычно замечают человека первыми и избегают встречи. Делаю такой вывод, потому что ни разу не встречал взрослых матёрых самцов, хотя молодых подростков видел на Южном Урале, на Камчатке, в Скалистых горах в Канаде, на плато Путорана в 2013 году и вот в прошедшем походе. Было бы слишком невероятно, чтобы во всех этих местах были в изобилии молодые особи и не было взрослых.



В районе истоков р.Средний Хикикаль встретил группу молодых оленей. Основная их часть летом мигрирует куда-то сильно на север, но есть какие-то местные популяции, которые остаются. Их было всего четверо и все выглядели ну очень зелёными.



Комары


В первые дни маршрута долго думал, как написать связному про комаров. Сообщение типа “здесь очень много комаров!” совершенно не давало представления о том, как там было. Я в жизни не ем комаров. Но на маршруте пришлось привыкнуть к их вкусу и довольно мерзкому звуку и запаху после размазывания их на лице. При движении дышишь ртом, довольно часто комары при этом залетают в рот. Ну не выплёвывать же их после этого при раскладке в 450 гр. Заварил чаёк или кашку – тут же штук 10-20-30 комаров туда зачем-то погружаются и там остаются. Сначала пробовал убирать, но быстро понял, что бесполезно. Подготовка палатки ко сну – это отдельная тема. Нужно хорошо потрудиться, чтобы прикончить всех гудящих летунов. Изнутри выглядит примерно так:



Итого


Я до сих пор не могу придумать для себя более рационального и кайфового способа отдыха в течение 22 дней, чем описанный выше. На таком отдыхе сильно устаёшь, но голова проясняется. Плато Путорана – огромный и интереснейший район. Если не учитывать сложности заброски, можно ещё лет 10 туда возвращаться и каждый раз посещать новые места.