«Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». Часть 8
Часть 8. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». Рудольф Кавчик
День 11. «Половина пути. Хатгал. Чем кормить электронику».
Ночная температура +11. Днём + 22. Ночью дождя не было, хотя с вечера всё затягивало тучами. Утром, даже, солнышко проглянуло, но все равно пасмурно. Везёт мне с погодой, на марше под дождь еще не попадал.
Чем кормить электронику. На заметку путешественнику из первых рук.
Заряда аккумуляторов GPS навигатора и кинокамер хватает на два дня. По дороге розеток на деревьях не развешано и у местных не разживёшься электричеством, они сами от солнца зависят, да и нет времени сидеть у розетки.
Для заряда электроники использовал солнечную панель размером 30*16 см. Вес панели 230 грамм. Обратите внимание, панель большая, почти лист А4 размера! Еще дома, готовясь к походу, пробовал разные маленькие солнечные девайсы, читая отзывы и рекламу в интернете. Покупал и выбрасывал. Не повторяйте мой путь и не тратьте зря деньги. Всё это мелкое фуфло не работает.
Из личного опыта, так сказать из первых рук:
- Солнечные панели меньше листа А4 не работают! Их энергии не хватает, чтобы зарядить телефон или навигатор или повербанк.
- Солнечные панели работают только при прямом, ярком солнечном свете. Заходит солнце за облачко, панель перестаёт заряжать. И хуже всего, она начинает высасывать энергию из вашего устройства, притом на много быстрей чем заряжало.
- В среднем, на полную зарядку одного прибора панелью 30*16 см уходит 4 часа.
- Панели на рюкзаке - миф. Вешать на рюкзак солнечную панель можно, только в степи или пустыне, где не мешает солнцу растительность, и вы идёте строго в одном направлении. Как только солнечная панель хоть немного заходит в тень или солнечные лучи перестают падать под прямым углом, заряд останавливается. То есть, зарядка на рюкзаке работает только в идеальных, скорее сказочных условиях.
- Выбирайте солнечную панель с площадью не менее листа А4 формата, а еще лучше и надёжней размером побольше. При большей площади, можно заряжать одновременно несколько устройств.
Используемое оборудование:
- Солнечная панель размером 30х16 см. Вес 230 гр. Заявленная мощность 8 Ватт. Производитель Китай.
- GPS навигатор в телефоне Samsung Galaxy S5 с привязанной картой ген.штаба, аккумулятор 2800 мА/ч.
- Экшен камера Sony HDR-AS200V, 1240 мА/ч.
- Фотоаппарат Canon Power Shot G7X Marc II, 1250 мА/ч.
Половина пути. Хатгал.
В Хатгал я пришёл часов в 7 вечера, пройдя за день 37 километров. Однако, можно и больше проходить, усталости не чувствую. Стоя на мосту через единственную реку Эгийн-Гол, вытекающую из озера, радуюсь как ребёнок сему факту – половина пути! Река небольшая, вброд перейти можно, а ведь впадает в Хубсугул 96 рек! Куда вода то девается!? В общем, загадка для школьников про бассейны и трубу.
На берегу озера всего два посёлка Ханк и собственно Хатгал. Хатгал, самый большой посёлок на берегу Хубсугула и состоит из туристических баз. Протянулся террасами домов и улочек на 5,5 километров вдоль озера. С наступлением тепла оживает, а к осени сворачивает свою бурную жизнь и массово переселяются в тёплую центральную Монголию. Остаются только пустые базы, сторожа да бесхозные собаки.
Не успел выйти на асфальтированную дорогу, ведущую к центру посёлка, тормозит легковушка, водитель жестами предлагает подвести. Но у меня принцип – только пешим маршем осилим дорогу. Через пять минут еще одна легковушка, водитель, как и прежний, по-русски и английски не говорит, но настойчиво предлагает подвести. Какие же в Монголии люди приветливые и заботливые, видят путника с рюкзаком и остановятся, подвезут. Или я так плохо выгляжу, что меня все подряд хотят подвести, но вроде по дороге не качает, иду бодренько.
Иду по единственной центральной асфальтированной дороге, которая тянется вдоль озера. Совсем почти стемнело, с обеих сторон дороги заборы, за которыми виднеются юрты или небольшие домики-будочки, свет мало где горит, чаще 1-2 лампочки. Как-то пустынно везде для середина августа, самый сенокос для туристического бизнеса. Попробовал проникнуть в двухэтажную туристическую базу у самой дороги, на втором этаже которой горело много окон, ночевать то где-то нужно. Но, центральная двери на лопате, постучал, тишина. Искать альтернативный способ проникнуть на базу не стал, еще не совсем темно, поищу что-то более приветливое.
Указатели на турбазы и кемпинги на каждом углу. Завернул с центральной дороги в подворотню, куда указывала красивая, резная по дереву вывеска. Но, дойдя до забора, куда указывал указатель, разочаровано вижу полуразобранные юрты, тусклый свет и отсутствие отдыхающих. Не мой вариант. Возвращаюсь на центральную асфальтированную дорогу.
Останавливается очередная машина, водитель знает пару слов на английском, предлагает переночевать у него и протягивает визитку кемпинга. Каюсь, не удержался искушению и забросив рюкзак на заднее сиденье самой популярной машины в Монголии Toyota Prius на гибридной тяге, проехал пару кварталов. Вот и разгадка доброжелательных водителей, все они, просто, хотели отвести меня на постой в свои отели.
Кемпинг, куда меня привёз хозяин, расположился у самой дороги. Маленькое двухэтажное здание гудело изрядно подвипившими отдыхающими монголами. Это столовая, пояснил хозяин, делая жест, как будто он щи ложкой хлебает, приговаривая ням-ням. Машет рукой, пошли дескать, твои хоромы покажу. Хоромы не царские, юрта без печки. Пола то же нет, чахлая травка по углам, ту, что не вытоптали предыдущие постояльцы. Двое нар, с сомнительной чистотой матрасами, постельного белья нет. Цену хозяин загадал 20.000 тугров, 650 рублей. Утрешний ням-ням в стоимость не входит, плита в столовой, готовь сам.
Оглядываюсь по сторонам, не ночевать же под забором, а из города я сегодня уже не выберусь, темно, и ночевать в сомнительном жилище не хочется. Чего доброго блох нацепляешь. Через квартал виднеется двухэтажное деревянное здание, ярко освещённое. Пообещав хозяину вернутся, если что, направился в сторону огней. И чудо свершилось. Ура! Передо мной женщина, ангел со сладким голосом сирены. Бальзам на мою душу, она говорит чисто на русском и даже без акцента. Фея! Голодный, уставший, жаждущий хлеба, душа и горизонтального положения, хотя бы на диванчике, не верю своему счастью. Здесь я получил всё, фея исполнила три моих желания: яичницу с беконом, горячий душ в течение 15 минут, больше горячей воды в бойлере не было, мягкая постель в тёплой и уютной юрте и даже розетка в довесок к трём желаниям. Кормушка в 220 вольт как нельзя кстати, жизнь моих электронных спутников уже теплилась на волоске, аккумуляторы почти разрядились.
Стоит ли говорить, что после горячего душа и глазуньи с беконом я уснул без задних ног.
Утром меня разбудил еще не старый мужчина, он просто без стука завалился в мою юрту и сел на противоположную кровать. И молвил человеческим голосом - сынок, что ты хочешь на завтрак?
Мне это снится!? Теряю дар речи, спросонья хлопаю глазами и на ум ничего не приходит, только мой сух.паёк да вчерашняя глазунья.
- А может тебе приготовить хушур или бухлёр?
От неожиданности и удивления смотрю на него как на пришельца. А он улыбается и продолжает искушать. Ну, прям джин-искуситель из бутылки.
- А может баранинку с рисом или яишенку забабацать, да под блинчики?
Услышав знакомые и вкусные названия, возжелал: баранинку с рисом, павлина в яблоках и бабу рыжую одну штуку. К сожалению, мой утрешний джин умел выполнять только одно желание, и через полчаса на столе в столовой меня ждала баранина с рисом и, в довесок, традиционный монгольский чай - полный термос.
Мой утрешний джин оказался мужем вчерашней феи. Работали они на горно-обогатительном предприятии в штате ИТР, добывали медь еще при СССР, прекрасно говорят на русском. Соскучились по общению с русскими, редко наш брат останавливаются, в основном французы, немцы, американцы и китайцы. В Монголии любят русских.
GPS координаты базы «Сэлэнгэ», где обитают волшебники 50.456303, 100.172379
Еще раз подтвердилось главное и верное правило поиска жилья – если на выбранной вами турбазе, не говорят на английском, а еще лучше на русском, следует поискать другое жильё.
Немного о п.Хатгал
Официальная история Хатгала началась в начале 1700 годов с форпоста империи Цин. Удобное расположение на берегу озера позволяло контролировать узкий перешеек, являющимся связующим водным путем севера и юга и далее по реке Эгийн-Гол водный путь проходил по реке Селенга до самого Забайкалья и берегов Байкала. Интересный терренкур получается, присмотрюсь к нему, может и прогуляюсь. Что нам пару тысяч километров не прогуляться, правда? Кто со мной?
Так бы жил незаметный посёлок, потихоньку торгуя с Россией, да с соседями, выполняя скромную роль постоялого двора для купцов. Водный путь во все века считался самым лёгким и безопасным. Но, настали бурные времена больших строек и перемен, время СССР. Сосед и друг великой державы стал быстро развиваться. Построили большой порт, пошли теплоходы и повезли топливо из СССР в центральную часть Монголии. Заработала фабрика по переработки шерсти, и посёлок превратился в город с населением 7000 человек.
Городам, рождённым энергией стихийного рынка, свойственно рождаться и умирать, их кровь и жизнь – купцы. С распадом СССР прекратилась торговля, закрылся порт, нефтехранилище и фабрика. Город превратился в посёлок, едва насчитывая 1000 человек.
Постройка хорошей автомобильной дороги из Мурена и Улан-Батора вдохнула вторую жизнь в посёлок. Степные жители потянулись на отдых к водам озера Хубсугул. До города Муриене 100 километров по асфальтированной дороге.
Продолжение следует.
Автор Рудольф Кавчик
День 11. «Половина пути. Хатгал. Чем кормить электронику».
Ночная температура +11. Днём + 22. Ночью дождя не было, хотя с вечера всё затягивало тучами. Утром, даже, солнышко проглянуло, но все равно пасмурно. Везёт мне с погодой, на марше под дождь еще не попадал.
Чем кормить электронику. На заметку путешественнику из первых рук.
Заряда аккумуляторов GPS навигатора и кинокамер хватает на два дня. По дороге розеток на деревьях не развешано и у местных не разживёшься электричеством, они сами от солнца зависят, да и нет времени сидеть у розетки.
Для заряда электроники использовал солнечную панель размером 30*16 см. Вес панели 230 грамм. Обратите внимание, панель большая, почти лист А4 размера! Еще дома, готовясь к походу, пробовал разные маленькие солнечные девайсы, читая отзывы и рекламу в интернете. Покупал и выбрасывал. Не повторяйте мой путь и не тратьте зря деньги. Всё это мелкое фуфло не работает.
Из личного опыта, так сказать из первых рук:
- Солнечные панели меньше листа А4 не работают! Их энергии не хватает, чтобы зарядить телефон или навигатор или повербанк.
- Солнечные панели работают только при прямом, ярком солнечном свете. Заходит солнце за облачко, панель перестаёт заряжать. И хуже всего, она начинает высасывать энергию из вашего устройства, притом на много быстрей чем заряжало.
- В среднем, на полную зарядку одного прибора панелью 30*16 см уходит 4 часа.
- Панели на рюкзаке - миф. Вешать на рюкзак солнечную панель можно, только в степи или пустыне, где не мешает солнцу растительность, и вы идёте строго в одном направлении. Как только солнечная панель хоть немного заходит в тень или солнечные лучи перестают падать под прямым углом, заряд останавливается. То есть, зарядка на рюкзаке работает только в идеальных, скорее сказочных условиях.
- Выбирайте солнечную панель с площадью не менее листа А4 формата, а еще лучше и надёжней размером побольше. При большей площади, можно заряжать одновременно несколько устройств.
Используемое оборудование:
- Солнечная панель размером 30х16 см. Вес 230 гр. Заявленная мощность 8 Ватт. Производитель Китай.
- GPS навигатор в телефоне Samsung Galaxy S5 с привязанной картой ген.штаба, аккумулятор 2800 мА/ч.
- Экшен камера Sony HDR-AS200V, 1240 мА/ч.
- Фотоаппарат Canon Power Shot G7X Marc II, 1250 мА/ч.
Половина пути. Хатгал.
В Хатгал я пришёл часов в 7 вечера, пройдя за день 37 километров. Однако, можно и больше проходить, усталости не чувствую. Стоя на мосту через единственную реку Эгийн-Гол, вытекающую из озера, радуюсь как ребёнок сему факту – половина пути! Река небольшая, вброд перейти можно, а ведь впадает в Хубсугул 96 рек! Куда вода то девается!? В общем, загадка для школьников про бассейны и трубу.
На берегу озера всего два посёлка Ханк и собственно Хатгал. Хатгал, самый большой посёлок на берегу Хубсугула и состоит из туристических баз. Протянулся террасами домов и улочек на 5,5 километров вдоль озера. С наступлением тепла оживает, а к осени сворачивает свою бурную жизнь и массово переселяются в тёплую центральную Монголию. Остаются только пустые базы, сторожа да бесхозные собаки.
Не успел выйти на асфальтированную дорогу, ведущую к центру посёлка, тормозит легковушка, водитель жестами предлагает подвести. Но у меня принцип – только пешим маршем осилим дорогу. Через пять минут еще одна легковушка, водитель, как и прежний, по-русски и английски не говорит, но настойчиво предлагает подвести. Какие же в Монголии люди приветливые и заботливые, видят путника с рюкзаком и остановятся, подвезут. Или я так плохо выгляжу, что меня все подряд хотят подвести, но вроде по дороге не качает, иду бодренько.
Иду по единственной центральной асфальтированной дороге, которая тянется вдоль озера. Совсем почти стемнело, с обеих сторон дороги заборы, за которыми виднеются юрты или небольшие домики-будочки, свет мало где горит, чаще 1-2 лампочки. Как-то пустынно везде для середина августа, самый сенокос для туристического бизнеса. Попробовал проникнуть в двухэтажную туристическую базу у самой дороги, на втором этаже которой горело много окон, ночевать то где-то нужно. Но, центральная двери на лопате, постучал, тишина. Искать альтернативный способ проникнуть на базу не стал, еще не совсем темно, поищу что-то более приветливое.
Указатели на турбазы и кемпинги на каждом углу. Завернул с центральной дороги в подворотню, куда указывала красивая, резная по дереву вывеска. Но, дойдя до забора, куда указывал указатель, разочаровано вижу полуразобранные юрты, тусклый свет и отсутствие отдыхающих. Не мой вариант. Возвращаюсь на центральную асфальтированную дорогу.
Останавливается очередная машина, водитель знает пару слов на английском, предлагает переночевать у него и протягивает визитку кемпинга. Каюсь, не удержался искушению и забросив рюкзак на заднее сиденье самой популярной машины в Монголии Toyota Prius на гибридной тяге, проехал пару кварталов. Вот и разгадка доброжелательных водителей, все они, просто, хотели отвести меня на постой в свои отели.
Кемпинг, куда меня привёз хозяин, расположился у самой дороги. Маленькое двухэтажное здание гудело изрядно подвипившими отдыхающими монголами. Это столовая, пояснил хозяин, делая жест, как будто он щи ложкой хлебает, приговаривая ням-ням. Машет рукой, пошли дескать, твои хоромы покажу. Хоромы не царские, юрта без печки. Пола то же нет, чахлая травка по углам, ту, что не вытоптали предыдущие постояльцы. Двое нар, с сомнительной чистотой матрасами, постельного белья нет. Цену хозяин загадал 20.000 тугров, 650 рублей. Утрешний ням-ням в стоимость не входит, плита в столовой, готовь сам.
Оглядываюсь по сторонам, не ночевать же под забором, а из города я сегодня уже не выберусь, темно, и ночевать в сомнительном жилище не хочется. Чего доброго блох нацепляешь. Через квартал виднеется двухэтажное деревянное здание, ярко освещённое. Пообещав хозяину вернутся, если что, направился в сторону огней. И чудо свершилось. Ура! Передо мной женщина, ангел со сладким голосом сирены. Бальзам на мою душу, она говорит чисто на русском и даже без акцента. Фея! Голодный, уставший, жаждущий хлеба, душа и горизонтального положения, хотя бы на диванчике, не верю своему счастью. Здесь я получил всё, фея исполнила три моих желания: яичницу с беконом, горячий душ в течение 15 минут, больше горячей воды в бойлере не было, мягкая постель в тёплой и уютной юрте и даже розетка в довесок к трём желаниям. Кормушка в 220 вольт как нельзя кстати, жизнь моих электронных спутников уже теплилась на волоске, аккумуляторы почти разрядились.
Стоит ли говорить, что после горячего душа и глазуньи с беконом я уснул без задних ног.
Утром меня разбудил еще не старый мужчина, он просто без стука завалился в мою юрту и сел на противоположную кровать. И молвил человеческим голосом - сынок, что ты хочешь на завтрак?
Мне это снится!? Теряю дар речи, спросонья хлопаю глазами и на ум ничего не приходит, только мой сух.паёк да вчерашняя глазунья.
- А может тебе приготовить хушур или бухлёр?
От неожиданности и удивления смотрю на него как на пришельца. А он улыбается и продолжает искушать. Ну, прям джин-искуситель из бутылки.
- А может баранинку с рисом или яишенку забабацать, да под блинчики?
Услышав знакомые и вкусные названия, возжелал: баранинку с рисом, павлина в яблоках и бабу рыжую одну штуку. К сожалению, мой утрешний джин умел выполнять только одно желание, и через полчаса на столе в столовой меня ждала баранина с рисом и, в довесок, традиционный монгольский чай - полный термос.
Мой утрешний джин оказался мужем вчерашней феи. Работали они на горно-обогатительном предприятии в штате ИТР, добывали медь еще при СССР, прекрасно говорят на русском. Соскучились по общению с русскими, редко наш брат останавливаются, в основном французы, немцы, американцы и китайцы. В Монголии любят русских.
GPS координаты базы «Сэлэнгэ», где обитают волшебники 50.456303, 100.172379
Еще раз подтвердилось главное и верное правило поиска жилья – если на выбранной вами турбазе, не говорят на английском, а еще лучше на русском, следует поискать другое жильё.
Немного о п.Хатгал
Официальная история Хатгала началась в начале 1700 годов с форпоста империи Цин. Удобное расположение на берегу озера позволяло контролировать узкий перешеек, являющимся связующим водным путем севера и юга и далее по реке Эгийн-Гол водный путь проходил по реке Селенга до самого Забайкалья и берегов Байкала. Интересный терренкур получается, присмотрюсь к нему, может и прогуляюсь. Что нам пару тысяч километров не прогуляться, правда? Кто со мной?
Так бы жил незаметный посёлок, потихоньку торгуя с Россией, да с соседями, выполняя скромную роль постоялого двора для купцов. Водный путь во все века считался самым лёгким и безопасным. Но, настали бурные времена больших строек и перемен, время СССР. Сосед и друг великой державы стал быстро развиваться. Построили большой порт, пошли теплоходы и повезли топливо из СССР в центральную часть Монголии. Заработала фабрика по переработки шерсти, и посёлок превратился в город с населением 7000 человек.
Городам, рождённым энергией стихийного рынка, свойственно рождаться и умирать, их кровь и жизнь – купцы. С распадом СССР прекратилась торговля, закрылся порт, нефтехранилище и фабрика. Город превратился в посёлок, едва насчитывая 1000 человек.
Постройка хорошей автомобильной дороги из Мурена и Улан-Батора вдохнула вторую жизнь в посёлок. Степные жители потянулись на отдых к водам озера Хубсугул. До города Муриене 100 километров по асфальтированной дороге.
Продолжение следует.
Автор Рудольф Кавчик
Читайте также