Планета Бань. Грузия




На вкус и цвет, как известно, товарищей не найти. Кто-то не представляет баню без нагретой каменки и веника, а кому-то комфортнее в хамаме при 50°C и влажности, стремящейся к 100%. А вот Александр Сергеевич Пушкин ни в родных пенатах, ни на турецком берегу «не встречал ничего роскошнее» серных бань в Тифлисе, которые он посетил в 1829 году.
Квартал Абанотубани находится на берегу реки Куры, по-грузински именуемой Мтквари, что значит «хорошая вода».


А вот вода, которая поступает в бани из природных источников – тоже замечательная, только горячая и серно-щелочная. Именно здесь находится исторический центр Тбилиси, ведь «теплый» город стал постепенно застраиваться вокруг этих бань. Сегодня Абанотубани считается азербайджанским кварталом, поскольку проживают здесь в основном азербайджанцы, которые и работают в серных банях. Здесь же, кстати, находится главная (и она же единственная) мечеть столицы Грузии - Джума-мечеть (от арабского «джума» - пятница).



Первоначальное здание мечети воздвигли османы еще в первой половине XVIII века, а окончательный вариант был сооружен в начале XX века. Примечательно, что в этой суннитской мечети сунниты и шииты молятся вместе.
Уже в I-II вв. н. э. здесь существовал дворец и купальни, а бани, сохранившиеся до наших дней, начали строить в XVII веке. В большинстве своем это полуподвальные сооружения, крытые каменными куполами в персидском стиле. На фоне остальных выделяется Чрели абано (Пестрая) - Орбелиановская баня, архитектурное решение которой больше напоминает дворец какого-нибудь паши: изящный фасад, отделанный голубыми изразцами, минареты по бокам и табличка со словами нашего великого поэта из книги «Путешествие в Арзрум».


Большинство бань расположены на улице грузинского поэта Иосифа Гришашвили: «Гуло», «Бахмаро» и «Фантазия» (бывшая «Мирзоевская»).



Последняя оспаривает пальму исторического первенства у Ираклиевской бани (в честь царя Ираклия II). Именно в этой бане побывали А.С.Пушкин и великий французский писатель Александр Дюма-старший, предсказавший серным баням несомненный коммерческий успех. И нам также посчастливилось в ней побывать. Здесь несколько отдельных кабинетов, мы забронировали (а в туристический сезон это нужно делать заранее) самый большой с двумя бассейнами, сауной и комнатой отдыха за 120 лари на два часа.


В бассейн с серной водой входить можно только постепенно: уж больно горяча, а из шланга (вода в бассейне проточная) течет еще горячее. Но вентиль можно перекрывать, регулируя температуру воды. Кольца и цепочки лучше снять, так как щелочная вода химически активна. Погружаться в ванну советуют до области сердца и не «отмокать» слишком долго, лучше после сеанса в горячем бассейне окунуться в небольшой холодный, немного отдохнуть и повторять в той же последовательности.
Процедура пилинга шершавой рукавицей или мочалкой с массажем в исполнении банщика-мекисе стоит 20 лари.



Ранее баня Царя Ираклия была VIP-отделением бани №7. После приватизации «семерка» разделилась на два самостоятельных заведения: баню Царя Ираклия и Царскую баню. Баня Горгасали названа в честь царя Вахтанга Горгасали. По преданию, когда правитель Иберии охотился в этих местах, его ловчий сокол нагнал фазана, и, сцепившись, птицы упали в горячий источник и сварились. Впечатленный увиденным царь решил здесь заложить город. Другой вариант легенды повествует об олене, который, будучи раненым царем, выпил целебной воды (либо прыгнул в источник), в результате чего рана его чудесным образом затянулась, и он убежал от преследователей. Красивая история, но, безусловно, город вокруг серных источников существовал задолго до времени правления царя Вахтанга I. А легенда воплотилась в виде скульптуры сокола с фазаном в когтях, которая установлена около сквера имени Гейдара Алиева.
Как правило, туристы – люди, ограниченные во времени. Поэтому посещение бань лучше совместить с осмотром соседних достопримечательностей. В шаговой доступности от банного района (через Метехинский мост) на скале находится храм Метехи (Успенская церковь), под скалой - церковь Або Тбилисского, небесного покровителя города Тбилиси. Проповедовавший христианство Або по приказу арабского эмира был здесь обезглавлен и сожжен.


С другой стороны квартала Абанотубани на высокой горе находится крепость Нарикала, построенная персами, предположительно, в IV-V вв. Она неоднократно перестраивалась арабами и другими завоевателями, но в конце XIX века была основательно разрушена в результате землетрясения.


А как раз между банями и крепостью расположено Легвтахеви - Инжировое ущелье с красивым водопадом.



Сюда традиционно приезжают тбилисские молодожены.



Фото Дмитрия Шахматова

Читайте также
Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.