Иран. Персидские узоры

Ещё за тысячу лет до начала нашей эры Персия завоевала огромные территории и была Великой империей. В её состав вошли египтяне, вавилоняне, ассирийцы и хетты. Тогда стиль персидского узора претерпел изменения и превратился из скромного геометрического в сложное хитросплетение завитушек, линий, фигур, дополненное стилистикой от других культур.

Не говорю пока об орнаментах и древних росписях с добавлением к ним элементов природы, птиц и животных, когда на это ещё не было запрета. Тема глубокая и серьёзная, а говорить о ней должен специалист. Я хочу показать узоры обворожительной красоты из Ирана.

Рисование на шёлковой ткани требует особого мастерства. Так украшен купол мавзолея философа и мыслителя, одного из основоположников суфийско-дервишского ордена, основателя династии Сефевидов Сефи ад-Дина в городе Ардебиль.

Следующий снимок сделан в священном городе Кум в мавзолее Саиде Масумы. Им украшен вход одного из порталов священного комплекса.

Вся та вязь, что сопутствует узорам, не что иное, как выдержки из Корана. Без этого никуда.

А так украшен старинный чайный домик в Исфахане. Существует он со времён купцов, что приходили с караваном товара по Великому шёлковому пути.

В узорах, как правило, используются небесные расцветки, а симметрия в них поразительная. В центре купола всегда узор как олицетворение солнца, от него начинается вся остальная работа.

Понятно, что существуют более простые графические рисунки, но это в основном прерогатива сводов в базарах, в уличных арках и переходах, но эти, казалось бы, простые рисунки обладают сумасшедшей геометрической симметрией. В них хочется вглядываться.

Даже самые простые узоры никогда не повторяются, не говоря уже о сложных, а доверяют их рисовать только признанным мастерам. Но элементы имеют право повторяться.

Как, например, тут некоторые детали совпадают. Иногда мастер специально использует похожесть в своих произведениях для отличия собственного стиля.

Меня особенно вдохновляли причудливые декоративные ниши и выемки, напоминавшие рисунок в лотке с мороженым, когда продавец ложкой забирает один за другим сладкие шарики пломбира и оставляет после себя круглые одинаковые полусферы. Так украшен один из четырёх главных входов на базар в Исфахане.

Часто останавливалась под такими арками и рассматривала элементы декора. Трудно было представить, как они это делают, да ещё выкладывают изразцами или мозаикой.

Конечно, всегда знала, что у персов особая культура в каждой сфере искусства, но как они делают это! Снимок с золотыми нишами сделан в городе Машхад в комплексе мечетей при мавзолее Имама Резы. Работа старинная. Ей много веков. Тогда ещё мусульмане шииты использовали золото в декорировании своих святынь.

А дальше ещё несколько снимков из простых залов и арок персидских садов в Кашане.

Залы-то простые, а рисунок сложный, выполнен с особым старанием. Настоящий мастер всегда относится к своей работе добросовестно, и ему совсем неважно, где люди будут любоваться его мастерством - в шиитской Мекке в Машхаде, или в парковой зоне небольшого городка.

Не знаю, сколько времени уходило на изготовление замысловатого рисунка, но думаю, не один месяц.

Рассказала я очень поверхностно об искусстве персидского рисунка, но даже такая малая часть образцов даёт представление о почитании традиций, об их значимости конкретно для иранского народа.

Есть у иранцев ещё одна поразительная традиция, о которой узнала в свой последний вояж по стране и была откровенно шокирована, но об этом рассказ впереди.

Будет интересно