Почему монастырь был стерт с лица земли, а поселок Краснокаменка с карты Крыма
Дорога от Судака до Кизилташского урочища - это 14 километров необыкновенной красоты.
Само Кизилташское урочище называют Крымской Швейцарией. Впрочем, мне не совсем понятны эти сравнения. Горы Крыма, как и горы Северного Кавказа, самобытны и необыкновенно красивы без всяких сравнений.
Целью нашего автомобильного путешествия был Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский монастырь. Место, затерянное в горах, малоизвестно даже паломникам, не то что путешественникам. И этому есть своя причина. Ведь когда-то, в 50-х годах прошлого столетия, поселок Краснокаменка (прежнее название Кизилташ, что значит "красный камень") исчез с географической карты Крыма.
Но всё по порядку. Подъехав к поселку Краснокаменка, припарковались на огромной стоянке по соседству с которой находится воинская часть, а напротив продуктовый магазин. Это для ориентира. Ведь можно приехать и маршруткой из Судака. Главное не перепутать: в Крыму две Краснокаменки, ещё одна находится рядом с Гурзуфом.
Тропу к монастырю теперь найти несложно, стоит указатель. Сразу же ваше внимание привлечет стенд с правилами поведения в монастыре.
Дорога в целом несложная, хотя есть затяжные подъемы и спуски. Набор высоты небольшой.
В общей сложности шли мы около часа, неспеша, часто останавливались, наслаждаясь красотой гор. Особенно красива массивная, протяженная гора со скальными гребнями, зубцами, пиками. Эти величественные горы называются Горданлы.
Стояла осень. Лес был насыщен разнообразными красками.
Вдоль тропинки встречаются можжевеловые рощицы. Лес представлен такими роскошными деревьями как дуб, граб, ливанский кедр, встречается фисташка.
Поднимаемся выше и выше. Внизу осталось урочище Кизилташ, в узкой долине которого и лежит Краснокаменка, и протекает Монастырский ручей, приток Отуза.
Заблудиться невозможно. Для этого монахи и проложили тропу с указателями. А два века назад, когда был основан монастырь, ориентиром были кресты, установленные высоко в горах.
Увидели какие-то белые складские помещения. Это территория воинской части. Когда-то все эти земли принадлежали только монастырю.
Встречаются лавочки для отдыха. Около одной из них сооружена вот такая кормушка для белочек.
Бытует легенда, что потерявшуюся девочку к монастырю вывела белка. Наконец, показались красные крыши монастыря.
Последний рывок. За вот таким мостиком заключительный крутой подъем, и мы у ворот обители.
Нас встречают монастырские коты. Тут их целый питомник. Жаль, не чем было угостить хвостиков.
Зашли в калитку. Монастырь огорожен красивым забором. Ослик спустился по лесенке за пайкой.
Ему повезло больше, чем котам. В рюкзаке оказалось яблоко. Он потом долго еще шел за мной и хватал мягкими губами за руку. Не избалованы животные едой.
При входе нас встретил монах. Рассказал немного о монастыре, открыл церковь, вновь срубленную из дерева и освященную во имя Серафима Саровского.
Не доходя до церкви, стоит часовенка с восстановленным колодцем. Вода очень вкусная.
На территории несколько источников. Есть минеральный и сероводородный. Возле сероводородного монахи устроили купель. Можно принять целебную ванну.
Рядом с часовней растет ливанский кедр, якобы посаженный императором Николаем II. Царь с семейством посещал сей монастырь в 1906 году. Виды отсюда потрясающие.
За деревянным храмом каменная лестница, она ведет паломников на кладбище. А дальше крутая многопролетная металлическая лестница поднимается ко входу в пещеру.
По приданию эту пещеру нашел пастух-мусульманин в 1825 году. Он увидел в пещере источник, в котором плавала икона Успения Божей Матери. Это посчитали настоящим чудом, молва разнеслась о находке и сюда потянулись поломники с молитвой и верой. Начались свидетельствования об исцеляющей силе источника. Так возникла в пещере часовенка. А список иконы, теперь в срубленной церкви. Подлинник утрачен.
Паломники стали селиться рядом, и в 1853 году это место получает благословение на строительство монастыря. Уже 1856 году появляются первые монастырские строения во имя святого Стефана Сурожского.
Каков монастырь был к началу двадцатого века, когда строительство его было закончено можно увидеть только на фотографии. В деревянном храме Серафима Саровского она есть.
Эти фотографии монастыря в разные годы, взяты из открытых источников.
Почему монастырь носит имя Стефана Сурожского рассказывает предание старины. В восьмом веке на этой территории располагалась летняя резиденция сурожского архиепископа Стефана. Родился он в 682 году в Капподокии, в знатной семье, получил философское образование, был рукоположен, и вскоре отправлен в качестве епископа в Сугдейскую епархию.
В Сугдее (древнее название Судака) Стефан примером своей жизни и проповедью достиг больших успехов – в течение пяти лет жители города и его окрестностей приняли христианство. Стефан Сурожский причислен к лику святых и является покровителем Судака. Кстати, на улице Ленина в Судаке стоит ему памятник.
От былого величия монастыря, к сожалению, ничего теперь не осталось, кроме остатков разрушенных зданий, да немногочисленных новых построек. Возвели, увы, пока совсем немногое. Только один каменный крест уцелел с тех времен. У руин храма Успения Богородице, в честь найденной иконы, поставлен деревянный крест
Все беды у монастыря начались с приходом советской власти. В 1923 году монастырь закрыли. Сначала образовали здесь детскую трудовую колонию, потом отдали сельскохозяйственной артели, в помещениях устроили общежитие и клуб. В 1930 году организовали ни что-нибудь, а дом отдыха ВВС Московского военного округа, работавший до начала Великой Отечественной войны.
В годы войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. А после войны опять возродили дом отдыха. И вот тут-то произошло знаковое событие. Приехало отдыхать сюда некое высокопаставленное лицо. Осмотрело это лицо окрестности.
Вскоре, после его пребывания, дом отдыха закрывается. Приезжают метростроевцы. Начинаются работы в толще горы Кизилташ. Работами руководят специалисты Ленинградского метростроя, но самые тяжелые работы выполняются силами специально отобранных заключённых. Строительство засекречено.
Все заключенные имели допуск по форме один, и опыт шахтных работ. Примечательно, что к началу строительства их было более двух тысяч, а через год осталось чуть более трехсот. Тут домыслы разные. Достоверных сведений о судьбе их нет. Зато доподлинно известно, что к 1955 году был пройден тоннель, аналогичный тоннелям метро, который заканчивался в районе поселка Старый Крым. И всё это сооружалось как думаете для чего? Для хранения всего ядерного запаса Советского Союза. Здесь и производили этот запас.
Главный сборочный зал, залы-хранилища и залы проверки работоспособности изделий соединялись транспортной сетью, позволявшей перемещать грузы на специальных вагонетках по рельсам.
Вход в тоннель перекрывался герметичным затвором массой несколько сотен тонн, который откатывался в нишу электроприводом. На случай аварийной ситуации было предусмотрено перемещение затвора вручную. Поселок Краснокаменка стал засекреченным, со всеми вытекающими последствиями и его убрали со всех географических карт, все постройка монастыря взорвали напрочь. А тем высокопоставленным чиновником был ни кто иной, как Л.П. Берия.
С развалом СССР, в 1992 году Россия вывезла весь ядерный запас, а монастырь стал возрождаться. Правда сейчас монастырю отдали крохотный участок земли, основная часть, ранее принадлежащая монастырю, так и осталась за воинской частью. Вот так и живут теперь по соседству военные и монахи.
Некоторые хранилища в Краснокаменке доступны для всеобщего обозрения, а несколько расположено на огороженной территории воинской части. Для исследования темных штолен можно взять проводника из местных жителей и обязательно иметь при себе фонарик. Благодаря пышной растительности этих гор, многие входы и выходы хорошо укрыты от посторонних глаз. Можно пройти в нескольких метрах и не заметить подземные хранилища. Мы не посещали штольни. Оставили на потом. А для любопытствующих, думаю, информация будет полезной.