Дмитрий Чуев
9 сентября 2018
1733

Путешествие по Танзании и Занзибару в тринадцати частях. Часть I и II

"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо"


К.И. Чуковский, сказка «Айболит», 1929




Предисловие.

Какие ассоциации и эмоции у нас возникают со словом Занзибар? Жара, Африка, доктор Айболит, стаи диких обезьян, красотка из песни Меладзе и всякие прочие экзотичные и сказочные мысли приходят в голову. Мало кто знает, что Занзибар - это расширенная автономия в составе государства Танзания, даже само название республики Танзания произошло из двух слов, после объединения Танганьики и Занзибара в 1964 году. У острова с 2005 года появился свой флаг, свой парламент и президент. Президент Занзибара, Али Мохаммед Шейн, кстати, получил образование в СССР, в начале на подготовительном факультете Воронежского Государственного Университета, затем на химическом факультете Одесского Государственного Университета.
Первые исторические данные о Занзибаре появляются в X веке когда на острове появились персы из Шираза, именно они стали определяющим фактором прихода на остров ислама и его дальнейшего развития. Интересен тот факт, что ислам - основная религия на острове, при том что на континентальной части Танзании две третьих населения исповедуют христианство, принесенное на территорию государства европейскими колонизаторами.
Поклонники музыки группы Queen наверняка знают, что Занзибар - это родина Фредди Меркьюри, который родился в Стоун тауне и прожил здесь до девяти лет пока его родители не переехали в Лондон.
В своих заметках не буду подробно останавливаться на Танзании в целом и сосредоточусь на нашем путешествии на волшебный остров у берегов Африки - Занзибар. В идеале объединить поездку на Занзибар с сафари в национальных парках Нгоронгоро, Серенгети и посещение могущественной горы Килиманджаро, но учитывая, что путешествовали мы с маленькой Софией, ограничили своё африканское рандеву "островом специй". Именно так его многие называют, ведь долгие годы этот остров был крупнейшим производителем гвоздики, а также куркумы, перца и прочих специй.



Часть I. Первое впечатление.
Свой путь на Занзибар мы начали с крупнейшего города Танзании - Дар-эс-Салама (Dar es Salaam). Вообще, добраться до Занзибара можно двумя основными способами - прилететь сюда, либо приплыть на пароме с Дар-эс-Салама. Прямых рейсов из России нет, но есть ряд авиакомпаний летающих на остров с одной пересадкой: FlyDubai и Emirates через Дубай, Khan Air через Стамбул, Lufthansa через Мюнхен, Qatar Airways через Доху и др. Мы остановились на перелёте через Доху до Дар-эс-Салама и далее на скоростном пароме до Занзибара. Прилетели мы в три часа дня, далее визовые формальности и дорога до города, поэтому предстоящую ночь мы провели в отеле в Дар-эс-Саламе. Кстати, виза для граждан России и Армении ставится по прибытию в Танзанию и стоит 50 долларов США. Заполняется миграционная форма, отдаёшь её паспортному офицеру, он снимает отпечатки пальцев, фотографирует тебя и отправляет в следующее окошко где платится визовый сбор и после этого ждёшь пока не вынесут твой паспорт. Таких ожидающих было достаточно много, учитывая, что на нашем рейсе большинство пассажиров были иностранные туристы. Система построена так, что выходит женщина и тихо выкрикивает фамилии из паспортов в её руках. Лучше встать поближе, иначе просто не услышите свою фамилию, учитывая, что фамилия не всегда произносится правильно. В итоге мы получили свои паспорта и начался торг с таксистами.



При выходе из аэропорта на полу стояла доска на которой были написаны тарифы до разных мест, центр города был 35 долларов, доллар и евро здесь принимаются повсюду наряду с местными шиллингами и цены в туристических местах пишутся чаще в долларах чем в местной валюте. Мой настрой на то чтобы поделить цену на три-четыре не реализовался, минимум на который согласились таксисты - 25. Две большие сумки и коляска не позволяли подумать об общественных микроавтобусах. Они, кстати, ездят везде, но они без кондиционера и забиты местными как сельдь в консервной банке.



Через час дороги по местным пробкам (ехать всего 12 км) мы добрались до нашей гостиницы с громким названием Tiffany Diamond Hotel, это было одно из единичных мест где к оплате принимают банковские карты. С этим здесь вообще большая проблема, карточкой удалось расплатится только трижды: в гостинице в Дар-эс-Саламе, в сувенирном магазине Memories в центре Стоун тауна и на пляжном кафе в Нунгви (причём оплата через введение данных карточки в телефон официанта). Поэтому настоятельно советую на кредитки не рассчитывать.



Ещё один вариант - снимать деньги в банкоматах, но их тоже не так много, местные посоветовали лучше не пользоваться банкоматами местных банков, а идти исключительно в международные, из которых мы нашли только Barclays (банкоматы местных банков проглатывают карточки и дальше тратишь кучу времени чтобы получить её обратно). Деньги снимаются только в местных шиллингах с комиссией 2,5-3% в зависимости от места, на Занзибаре комиссия выше чем в Дар-эс-Саламе. Также необходимо учитывать тот факт, что на Занзибаре банкоматы есть только в Занзибар Сити и его центральной части Стоун тауне, больше на острове банкоматов вы не найдёте. Немного отвлеклись на финансовые вопросы, вернусь к городу Дар-эс-Салам или Дар, как его называют местные. Это крупнейший город и порт Танзании, с населением около 5 млн. человек. В 1993 году он уступил статус столицы государства городу Додома, расположенному в центральной части страны. Тем не менее, город остался притягательным для иностранных компаний и местных из разных концов страны. На достопримечательностях Дара мы остановимся более подробно в заключительной части наших заметок, а сейчас вернёмся к нашему путешествию. Гостиница Tiffany Diamond представляет собой отель советского типа с мрачным холлом, с громоздкой мебелью, но при всём при этом панорамным остеклением номера и потрясающим видом на урбанистический пейзаж Дара. Прямо у гостиницы расположена центральная мечеть и главный мусульманский центр страны, что позволило нам не опоздать на паром и проснуться на рассвете под пение муэдзина.
В целом Дар оставил положительное впечатление, это современный город с отелями, небоскребами, магазинами, ресторанами и прочими атрибутами современной цивилизации.



Билетов на паром у нас не было, поэтому оставив семью отдыхать после длительного перелёта, я направился на пассажирский терминал за билетами на следующее утро. Пассажирский терминал и территория вокруг него больше походила на восточный базар с кучей людей что-то продающих, бесконечно предлагающих тебе что-то. Спрашивать какую-либо информацию лучше у полицейских, которых здесь великое множество. Иначе местные воспринимают твой вопрос как призыв к действию и помощи, в итоге не бесплатной и изрядно надоедливой. Касса терминала при помощи местного полицейского найдена и я уже в очереди за билетами, кассы здесь отдельно для резидентов и нерезидентов, соответственно с разными тарифными сетками. Билет эконом класса стоит $35, бизнес - $40, VIP - $70, т.е. всего три класса. Остановился на эконом классе, но учитывая небольшую разницу между экономом и бизнесом, советую покупать бизнес. Скорее всего для местных разница сделана более существенная, поэтому на бизнесе плывут в основном иностранцы и местные интеллигенты. Для покупки билета обязательно предъявление паспорта, но учитывая, что вы не в Европе и не США, возможны исключения, наши паспорта я оставил в отеле, а билеты покупал написав данные на бумаге, которую дал кассир (требуется фамилия, имя и гражданство). Не уверен, что это приемлемо во всех кассах, советую идти с паспортами. Все остальные иностранцы которые стояли передо мной в очереди были с документами.



Теперь немного о местной валюте, танзанийском шиллинге, курс к доллару составляет около 2200 шиллингов, к рублю соответственно 30-35 рублей за 1000 шиллингов. В обороте купюры по 1000, 2000, 5000 и 10000 шиллингов, монеты не так распространены, но тоже встречаются (50, 100, 200 и 500). На местных деньгах, кроме тысячи шиллингов изображены африканские животные: львы, слоны, носороги и пр. Далее в повествовании будем местную валюту называть танзанийскими носорогами, по примеру белорусских зайчиков.



Поужинав в ливанском ресторане мы добрались до гостиницы в предвкушении начала занзибарского путешествия.

Часть II. Karibu, Zanzibar.
Паром на Занзибар из Дара выполняется 3-4 раза в день и идёт ровно два часа на скоростном двухэтажном Kilimanjaro, паром новый и достаточно комфортабельный. Паром принадлежит компании AZAM (холдинг Bakhresa Group), одному из крупнейших холдингов в Восточной Африке. Побывать в Танзании и не столкнуться с продуктами и услугами этого холдинга просто невозможно. Ему принадлежит телекомпания AZAM TV, производство мороженного, соков и напитков, муки и шоколада, транспортные компании, в том числе компания паромного сообщения с Занзибаром, а также ряд других бизнесов. Основатель холдинга Bakhresa Group - Саид Салим Бахреса, по данным Forbes один из 40 богатейших людей в Африке и номер три в Танзании с состоянием $575 млн. Родился господин Бахреса на Занзибаре, в 14 лет бросил школу и начал торговать картофелем, так начиналась карьера одного из богатейших людей континента.



Вернёмся к нашему рассказу, на входе в терминал вас будет ожидать большой ажиотаж местных портье, желающих помочь донести вам сумки и сдать их в багажное отделение. Да, сумки здесь не дают проносить в пассажирское отделение парома и требуют сдать их в багаж, на сумках наклеивают бирки ZNB и пишут на них ваше имя. Дело ваше, пользоваться услугами портье или нет, но услуга чересчур навязчива. Сумки уже сданы и сколько бы вы не дали портье за их работу у них нет другого выхода как принять предложенное с комментарием почему так мало.
Паром чистый, с кондиционером и открытой палубой на которой местные и иностранцы с высоким уровнем мимикрии к африканскому образу жизни заполняют всё открытое пространство, занимая лежачее положение на полу, так что приходится перешагивать их для того чтобы пройти к краю палубы для того чтобы сделать несколько снимков.



"Карибу, Занзибар" или "Добро пожаловать на Занзибар", с такой надписью встречает остров прибывших на пароме. Далее вас ожидает миграционный контроль, заполнение миграционной карточки, печать в паспорте. Создаётся впечатление что приезжаешь в другую страну, а не автономию в составе Танзании. Благо второй раз не платишь визовый сбор.
Перемещаться по острову можно тремя способами: на такси, на общественном транспорте (селедочных автобусах) или на арендованной машине. Мы выбрали последнюю опцию, она даёт больше гибкости в перемещениях, тем более что у нас маленький ребёнок в коляске и пять гостиниц в разных частях острова между которыми нам предстоит перемещаться.
Как только пройден паспортный контроль мы двинулись в туристический информационный центр, расположенный прямо в терминале. Здесь местный служащий позвонил своему знакомому, который занимается арендой автомобилей и через 15 минут тот уже был здесь вместе с машиной. Сотрудника туристического офиса особенно рассмешил мой вопрос об автоматической коробке передач, ручных коробок на острове просто не осталось, последний автомобиль с ручной коробкой, по его словам, он видел лет 15 назад. За $30 в день нам достался внедорожник Suzuki Escudo 90-х годов прошлого века.
Для того чтобы арендовать автомобиль на Занзибаре необходимо международное или национальное водительское удостоверение и наличные деньги, т.к. карточки, как я писал ранее, практически нигде не принимают. Российское водительское удостоверение вместе с российским паспортом осталось в Москве, поэтому пришлось искать другие возможности. Очень пригодился пропуск ОМК на работу, на нем есть фотография и фамилия, имя, отчество на русском языке, пришлось импровизировать на вопросы при заполнении анкеты: номер удостоверения, срок действия и лепить из двух документов (заграничный паспорт и пропуск на работу) национальное водительское удостоверение. В итоге, прокатило. При оформлении аренды тебе за $10 долларов выписывают местные права - разрешение водить машину на территории острова в течении определенного периода, оформляется на листе А4 с подписью владельца автомобиля.



Сразу скажу, что на острове левостороннее движение, оставшееся в наследство от британцев и очень много полицейских на дорогах. Останавливали практически в каждую поездку и ещё и по 2-3 раза. Каждая остановка индивидуальна, кто-то просил паспорт и права, кто-то просто спрашивал имя и услышав - "Дмитрий", разрешал дальнейшее движение, кто-то спрашивал направление и цель движения, только один раз попросили российские права, на которые полицейский пристально смотрел минуты две и после моей реплики, что это стандартные российские права, разрешил движение вперёд.
Ездить на острове не сложно, скорость передвижения максимум 100 км/час, больше не позволят ямы на дорогах и лежачие полицейские, которых здесь тоже достаточно. Кроме того, достаточно много велосипедистов и пешеходов перемещающихся или релаксирующих вдоль дорог.



Сложно придумать почему местные садятся и ложатся на дорогу, выставив свои конечности прямо на проезжую часть, возможно, желание приблизится к цивилизации и быть в курсе того что происходит на дороге. Пригодился левосторонний опыт на Северном Кипре и никаких сложностей с адаптацией не возникло. Остров небольшой, по прямой в длину 85 километров, но прямых дорог нет, поэтому с одной стороны в другую ехать не менее 1,5 часов. Также много грунтовых дорог, которые на навигаторе показываются также, но эти дороги не позволят развить скорость больше 15-20 км/час.
Разместив багаж и коляску в наш антикварный внедорожник мы двинулись вперёд из Занзибар Сити в наш первый дом на острове - Mangrove Lodge в посёлке Чуини (Chuini).
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Чудеса природы. Выживание вопреки
07:00
Магия вкуса. Узбекистан. Самарканд и Бухара
07:30
Магия вкуса. Узбекистан. Хива
08:20
Выбираем питомца. Большие собаки для дачи
08:50
Большие домашние кошки. Фильм первый
09:45
Большие домашние кошки. Фильм второй
Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а для того, чтобы жизнь из нас не сбежала