Путями первопроходцев. Часть 2



Из Тернея наш путь лежал на Амгу, следующий населённый пункт по побережью Японского моря. До этого посёлка около 130 километров.



Почти весь путь можно пройти по береговой линии, за исключением отрезка от Тернея (м. Первенец) до бухты Русской (м. Русский). Этот участок сплошь состоит из скальных «прижимов» (отроги Сихотэ-Алиня отвесно уходят в море, создавая красивые, но в тоже время и весьма опасные места). Спуститься к морю здесь практически не возможно (без специального снаряжения).



Обойти эти «прижимы» можно по лесовозной дороге или же получить разрешение на проход у администрации Сихотэ-Алиньского биосферного заповедника, т.к. почти весь этот участок лежит на их территории. Мы совместили оба эти способа. и часть пути прошли через заповедник, а часть по лесовозной дороге. На остальном пути нам встретилось ещё несколько скальных «прижимов», но они были небольшими, и их было легко обойти вокруг.
Море прогрелось до 11-12 градусов по Цельсию, но местами, в более или менее закрытых бухтах градусник показывал 14 градусов. В реках и ручьях впадающих в море вода была примерно такой же температуры. Самыми крупными реками на этом участке являются Таёжная, Малая Кема, Кема и Амгу. Реки эти богаты рыбой, но в последнее время сюда зачастили рыболовы-любители со всего края и популяция рыбы стремительно сокращается. Из основных видов, водящихся здесь, стоит упомянуть линка, хариуса и пеструшку. С моря заходит сима, горбуша и прочие лососёвые породы рыб.



Животный мир этих мест весьма разнообразен. Виды можно перечислять очень долго. Из основных обитателей здесь можно встретить хозяина Приморской тайги тигра Амурского и бурого медведя, дикого кабана и изюбра, кабаргу и дикую козу, соболя и норку и многих других. Если говорить о этой местности, то с уверенностью можно сказать, что здесь водится практически весь зверь известный в Приморье (за исключением, пожалуй, Дальневосточного леопарда).
Очень многие, встречающиеся на нашем пути, интересовались: «А оружие у вас есть?» и, услышав отрицательный ответ, задавали второй «классический» вопрос: «А не страшно?». Что отвечать таким людям? Что мясо диких животных не входит в наш экспедиционный паёк? Что мы прекрасно осознаём весь риск подобного «невооружённого» похода, но всё же идём на него? Но это попахивает сумасшествием, и всё же я до сих пор уверен, что ни один зверь, не будучи спровоцирован человеком, не станет нападать на него. В каждой экспедиции у нас с собой только сигнальные фальшфейера. Звери их боятся и всякий раз (при применении) предпочитают ретироваться. По крайней мере, сибирские и забайкальские медведи поступали именно так, а с тигром мне приходилось встречаться в тайге только один раз, двадцать лет назад и как он реагирует на яркий красный огонь мне неизвестно, но хочется надеяться, что и он предпочтёт уйти с нашего пути. Сейчас, в разгар лета, кормовой базы для тигра предостаточно, а человек никогда не был любимым блюдом его рациона. Есть, конечно же, вариант встречи со старым или раненым тигром, но тут остаётся только уповать на судьбу и оставаться оптимистом, с легким налётом фатализма (кому суждено утонуть тот не повесится). И кроме того, доступность этих мест (благодаря дорогам) заставила большую часть зверя спасаться от человека и уйти в глубь тайги.



В день мы проходим около 30-40 километров, в зависимости от наличия дорог, троп или береговой линии. По тайге здесь ходить очень тяжело, а местами и вовсе невозможно, так как приморская тайга здесь представляет из себя непроходимую чащобу из сказок Роома.
Как правило, день наш начинается очень рано. Просыпаемся мы около пяти часов утра. В это время уже начинает светать. Лёгкий завтрак, сбор снаряжения и с первыми лучами солнца мы отправляемся в путь. Идём 50 минут, потом делаем десяти минутный привал. И снова в путь. На обед останавливаемся в полдень. Обедаем и отдыхаем до трёх часов дня, а затем снова в путь. В семь часов вечера мы останавливаемся на ужин и ночлег. По пути останавливаемся для съёмки видео и фото дневника экспедиции. Серьёзные задержки вызывают водные преграды. Если небольшие ключи и ручьи форсировать достаточно просто, то на более крупных реках приходится искать или брод или перекат, что непременно отнимает у нас время.
Прошедший шторм выбросил на берег огромное количество морской капусты, «песчанки» (моллюск) и кефали (беленгас). Если рыбу есть нельзя, то из морской капусты и моллюсков мы готовим вкуснейшие салаты, чем разнообразили наш ежедневный рацион.
Погода установилась, и каждый день воздух прогревается до 23-30 градусов выше ноля. На побережье немного холоднее за счёт ветров дующих со стороны моря. Днём очень ясно. Закаты и восходы здесь просто бесподобны. С каждым днём нам всё больше нравится наш путь…
Сергей Саблин