Василий Кузнецов
7 февраля 2020
1601

Ретропоезд Селигер

Не сказать чтобы мы с женой были фанатами железнодорожной романтики, коих и без нас огромное количество. Но признать, что железные дороги, вокзалы и поезда обладают неким особым шармом и не всегда объяснимой притягательностью, я готов. Особенно, когда заходит речь о ретро-технике.

   С осени 2018 года запущен первый в России регулярный (!) поезд на паровой тяге. Ходит он по маршруту Бологое-Осташков. Как и положено,  имеет свой номер и даже фирменное наименование «Ретропоезд Селигер». Расписание – только по субботам. В другие дни недели между этими станциями тоже есть пассажирское движение, но особенность поезда 6697 в том, что его вагоны тянет реальный, настоящий паровоз. Да-да! Который дымит и дает специфический гудок! Изюминкой нашего новогоднего отдыха стала поездка к озеру Селигер на этом поезде.

    Для нас, временно остановившихся в Валдае,  удобнее было садиться не в Бологом, а на промежуточной станции, в Куженкино. Поезд прибывает на нее в 10.08, что позволяет выехать из Валдая не слишком уж рано, чтобы проехать 50 км и успеть к прибытию. На этой станции поезд стоит 30 минут. И неспроста: здесь паровоз заправляют водой на весь путь до Осташкова и обратно до Бологого. К тому же, в Куженкино есть возможность заснять прибытие этого экзотического состава на станцию. Билеты можно купить прямо в вагоне, но мы решили сделать это заранее, через смартфон, предварительно скачав мобильное приложение РЖД. Стоимость билета Куженкино-Осташков 234 рубля. Такой же тариф действует и в другие дни недели на поезд с обычной, тепловозной тягой.

   Участок, по которому мы поедем это часть  Бологое-Полоцкой железной дороги, линии со своей яркой историей, в которую углубляться не буду. В настоящее время этой ветке присвоен «заповедный» статус. Деревянные вокзалы, построенные в начале 20-го века, признаны архитектурными памятниками. Сохранилось уникальное железнодорожное оборудование, типа паровозных колонок, ручных стрелок, семафоров. Дорога однопутная, неэлектрифицированная, поезда ходят редко. Пролегает она в малолюдных и довольно глухих местах Тверской области среди лесов и болот. К некоторым станциям и деревенькам можно добраться только по ней, других надежных дорог нет.

  Успев на станцию Куженкино до прибытия поезда, мы не только по ней побродили, но и познакомились с ее начальником, доброжелательной женщиной в форменной шинели 50-х годов. Станция очень интересная, целый музей под открытым небом. Пока будут заправлять паровоз, начальник станции проведет бесплатную экскурсию для тех, кто пожелает выйти из вагона и окунуться в историю.

  И вот на горизонте засветился прожектор, в утренней тишине раздался протяжный гудок. Обычно поезд 6697 состоит из двух вагонов, но сегодня был подцеплен третий – какая-то турфирма выкупила полпоезда мест для своих туристов.

Прибытие поезда №6697 на станцию Куженкио

Стоянка поезда 30 минут

Народа на платформу вывалило изрядно. Все захотели экскурсию. На улице гида-начальника было еще слышно, а вот крохотные помещения станции даже не вместили всех желающих.

Заправка паровоза водой

  Часть экспозиции на станци Куженкино

 До отправления поезда 5 минут

   Полчаса стоянки пролетели незаметно, а когда пришла пора размещаться, то выяснилось, что все места уже заняты теми, кто едет от Бологого. В первом вагоне - тургруппа. В двух остальных - туристы типа нас, да пассажиры из местных, которые на экскурсию не выходили. Мы с трудом нашли два одиночных места, но к счастью удалось поменяться, чтобы сидеть рядом.

  Наконец тронулись! Вагон общий, сидячий, есть туалет. В каждом вагоне девушка-проводник в форме 50-х годов. В придачу к электронным посадочным талонам мы получили от неё сувенирные ретро-билеты из картона.

   Отправление со станции Шлина́

До Осташкова два с половиной часа езды. За окном – места дикие, но красивые. Речушки с бурой водой, болота, мелкий осинник. Много бурелома - наверное, здесь должны водиться медведи. Иногда кажется, что из леса непременно должен показаться косолапый и зычно рявкнуть в сторону нашего паровоза. Мобильной связи нет. В пути поезд делает с десяток остановок, на каждой стоит одну минуту. Шлина́, Баталино, Фирово, Горовастица, Чёрный Дор. Какие звучные названия! Разъезд 48-й километр - тоже неплохо.

   Пассажиры прибыли на станцию Баталино

  Заоконные виды

    Мы в последнем вагоне. Есть возможность выйти в тамбур и через окошко насладиться видом убегающих вдаль рельсов. К тому же, в тамбуре лучше слышно характерное «чух-чух». Вот кочегар поддал кокса и мы помчались под парами, распугивая гудком местных медведей. Тем временем,  пассажиры выходят-заходят. Появляются свободные места. Где-то в середине пути стали продавать чай, печенье и всё такое прочее. Но у нас с собой термос и бутерброды, которыми мы и подкрепились перед прибытием в Осташков 

 

Облака паровозного пара на станции Фирово

Остановка Чёрный Дор

Осташков. Народ удивленно смотрит на чудо-машину

Паровоз помчал на разворот

  ***

  На осташковский вокзал поезд прибывает в 13.07, а через два часа, в 15.07 отправляется в Бологое. Народа на посадку снова набралось прилично. Сразу выделяются местные из-за объемистого багажа – сумки, тележки. Наученные опытом посадки, мы спешили занять места.

   Посадка на поезд Осташков-Бологое

  В январе короткий световой день, уже в полчетвертого начинает темнеть. Поэтому, тронувшись из Осташкова, мы уже не так активно смотрели в окошко – мы слушали аудиогид, заранее скачанный на смартфон. Про заповедную Бологое-Полоцкую линию, про каждую станцию на маршруте и про паровозную эпоху.  Главным было не проехать в темноте наше Куженкино и вовремя выйти, так как на обратном пути паровоз водой не заправляют и поезд стоит там уже не полчаса. Но все сложилось хорошо. Состав прибыл по расписанию. Мы сели в свою «ласточку» и поехали в Валдай с желанием поскорее отметить это нерядовое путешествие - на паровозе через тверские глухомани.

     Путешествуйте по России! Это интересно!

                                                                               Василий Кузнецов, январь 2020

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
20:55
Один день в городе. Доха
21:20
Один день в городе. Люксембург
21:50
Планета Кино. По следам Гарри Поттера
21:10
Бабочки: лгуньи и хвастуньи
22:10
Звериный репортёр
22:40
Звериный репортёр
Жизнь — это либо отчаянное приключение, либо ничегоХеллен Келлер