Самовар на дорогах Пакистана

Наш самовар вперед летит, в Мултане остановка. Позади две недели странствий. Отсняты десятки тысяч кадров и сутки видео, набраны материалы на дюжину хороших статей. Но поиск продолжается. Ранние побудки, жаркие обсуждения до поздней ночи. Мы поили чаем пуштунских кочевников и золотоискателей, мистиков из долины Хунзы и веселую вахскую свадьбу. Скоро мы вернемся в Москву и обязательно обо всем расскажем, а пока - короткий фотоочерк о странниках Каракорумского тракта - знаменитой дороги, связывающей центр Пакистана с севером страны и Китаем.

Во многих странах водители грузовиков украшают своих любимцев, но нигде это не приняло таких масштабов, как в Пакистане, где машины превращаются в разноцветных монстров с десятками пестрых антенн, сотнями зеркал и самыми невероятными картинками, в которых запросто могут сочетаться божественные символы и политическая сатира. На это волшебное преображение порой тратятся суммы, превосходящие годовую зарплату водителя.

Вдоль Каракорумского тракта и прилегающих дорог бредут афганские кочевники, также называемые кочами. Молчаливые мужчины в чалмах, женщины с круглыми височными украшениями, босые лохматые дети. Хотя полвека назад граница между Пакистаном и Афганистаном была закрыта, для странствующих пуштунов делается исключение, так что их палатки и небольшие стада можно встретить повсюду. К чужакам они относятся настороженно, но обаянию самовара противиться непросто, и даже суровые кочи пригласили нас к себе в гости на чай.

В январе 2010 года на севере Пакистана сошла лавина, перекрывшая реку Хунзу. Более двадцати километров Каракорумского тракта ушли под воду. Сейчас огромное озеро медленно уменьшается, с двух его концов строится дорога. Скоро обе ее ветви сомкнутся и движение будет восстановлено, а пока пассажиров, грузы и целые автомобили с берега на берег перевозят бородатые лодочники, похожие на веселых пиратов. Дело это непростое, а подчас и опасное - суденышки преодолевают сильное течение, два чахлых мотора напряженно сипят, плюются огнем и, кажется, вот-вот испустят дух, матросы бегают по краю борта, а о технике безопасности никто и не слышал.


Фотографии: Александр Федоров
Текст: Владимир Севриновский