Сантьяго-де-Атитлан очень аутентичный город в Гватемале

По берегам озера Атитлан расположились совершенно очаровательные поселения. Наша лодочная экскурсия была ориентирована на посещение этих аутентичных мест. Первой остановкой стал городок Сантьяго-де-Атитлан, который расположен в заливе между двух вулканов - Сан Педро по одну сторону и Толиман по другую.

Основное большинство жителей это коренные майя. В доколумбовый период городок был главным центром у одного из майянских народов - цутуджил, их родной язык называется так же. Они являлись частью древней цивилизации. В настоящее время цутуджилы насчитывают 100 000 человек и всё живут по побережью Атитлана. А всего в Гватемале 22 этничеса майя. 

Там меня привлекла, так сказать, смешанная древняя церковь Сантьяго, основанная на языческих верованиях майя и католицизме вторгнувшихся европейцев. Разные культуры пришли к общему знаменателю и создали общую церковь, которой уже пять веков.

Майя обожали делать фигуры из камня, металла, в том числе из золота, а ещё они обожали создавать бытовые сцены из фигур. Цутуджилы приверженцы своей культуры и религии атитеко. 

В этой церкви выставлены инсталляции в виде массовых сцен из фигур в рост человека. Их размер и одеяние пришло от католиков, а подача спектакулярных сцен от майя. Пять веков - это не пять лет, когда все меняется с калейдоскопической скоростью. Это надо прочувствовать. В это нужно вникнуть.

Цутуджилы пришли на Атитлан чуть более 600-тисот лет назад и основали свою культуру, а вскоре испанцы привнесли свою веру. Так и получилась двоякая церковь, культура, язык. История быстротечна, но ее нельзя потерять. Когда вижу людей в традиционной одежде, испытываю безмерное уважение, что не затерялись они в лабиринтах цивилизации.

Службы в храме проходят в стиле микс. Христианские молитвы читаются наряду с языческими заклинаниями, а праздники местных народов ни с чем нельзя сравнить. Чего только стоит поклонение Мошимону!)

Герои празднеств – это бывшие вожди майя, победители войн и хитрые шаманы с заклинателями. Часто празднования проходят с долей шутки и веселья. А если говорить о городе, то именно тут встретила мужчин в национальной одежде.

Мужчины в светлых полосатых шортах расхаживали по городу. Даже священник на службу приходит в таком костюме. А если жена старательная и любящая, то она шорты супруга украсит замысловатой вышивкой.

Тогда мужчина в них просто щёголь, а ведь над вышивкой пришлось трудиться не один месяц. Все позже посещённые города такой изюминки в мужском костюме не имели.

Что касается женщин, они все нарядные - блузы вышитые, запахнутые под пояс юбки, самотканые шарфы через плечо и гладкие с блеском причёски.

На рынке женщины одеты так же красиво, будто не за прилавком им стоять, а на смотре национальной одежды.

У каждой представительницы женского пола особенная вышивка на блузе. Все они тут мастерицы - вышивальщицы и ткачи. Каждый рисунок на одежде нужно разглядывать отдельно.

Не удивила меня встреча с расписным автобусом, который в Гватемале называют чикен-бас, в переводе куриный автобус. Такой весёлый транспорт катается по всей Латинской Америке, но называют его везде по своему.

Это совершенно особое чудо-юдо! Махина всегда ломится по узким латиноамериканским улочкам впритирку к и без того узеньким тротуарам. При этом сигналит так, что барабанные перепонки вдрызг! А набивается в них народ, что не протопчешься. Люди висят, цепляются за все выступающие части автобуса. Никто не печётся об их безопасности и не прогоняет прочь. 

Двери в нём почти никогда не закрываются, их может и не быть. Все, кто висит вне салона, за проезд не платят.

На этих кадрах чикен-бас выглядит прилично, значит, едет на обед. Иначе бы, весь облепили. 

Кроме автобусов по городу ездят тук-туки, а цену берут, как за автобус. Но это для туристов. Туктукеры думают, если турист, ему нужен тук-тук, и только у них в Гватемале такой транспорт. А если скажешь, что тук-туки разных модификаций разъезжают по всему миру, то удивляются.

Случилась в этом городке очень необычная и неожиданная встреча, об этом будет следующая история.