Шарганьска Осьмица: на узкоколейке по местам Эмира Кустурицы
За 15 минут до отправления поезда по узкоколейке Шарганьска Осьмица (Šarganska osmica/ Шарганьская Восьмерка) не остается билетов на сидячие места, в продаже —только стоячие. Приходится брать их, впрочем нам все равно уступают места в вагоне. Ажиотаж объясняется просто: именно здесь сербский режиссёр Эмир Кустурица снимал свой фильм «Жизнь как чудо», а на «той самой» жд-станции Голубичи, где происходили основные действия, поезд делает 5-минутную остановку. Мы же решаем заночевать возле легендарной станции в палатке.
Историческая справка
Шарганьская Восьмерка - короткий (15 440 метров) участок горной узкоколейной (760 мм) железной дороги, соединяющий Сербию и столицу Боснии Сараево. Несмотря на то, что Сербия в начале 20го века была самостоятельным государством, а Босния входила в состав Австро-Венгерской империи, именно Вена выступила с инициативой развить сеть узкоколейных дорог в обеих странах. В 1906 году началось строительство с боснийской стороны, годом позже - с сербской, но начавшаяся Первая Мировая война затормозила процесс.
Расстояние между рельсами 76 мм В итоге захватившие Сербию австро-венгры соединили обе узкоколейки, проложив пути через перевал Шарган в районе Мокра-Горы. Из-за перепада высоты в 300 метров между станциями дорогу построили непрямую, а петляющую в форме условной цифры восемь. Отсюда произошло название этой узкоколейки. В 1925 году дорогу открыли, и поскольку к этому времени Босния и Герцеговина вошли в состав Югославии, то весь маршрут проходил по одному государству.
Шарганьска Осьмица регулярно перевозила пассажиров и грузы вплоть до 1974 года, пока этот участок не закрыли из-за нерентабельности. Лишь в конце века энтузиасты стали собирать средства для возрождения исторического маршрута. В 2001 году им удалось отреставрировать вагоны, локомотив и пути. А когда в 2003 году режиссер Эмир Кустурица снял в этих местах фильм "Жизнь как чудо", то в Мокра-Гору повалили туристы со всего света.
1. На станции Голубичи остались экспонаты съемок
2. Здание станции Голубичи, где жил главный герой Лука Джукич, построили специально для съемок фильма
3. Внутри сейчас никто не живет, но дверь закрыта, проникнуть можно только через окно
4. Двор облагорожен старыми шпалами
5. Рядом под навесом на рельсах стоит Peugeot, участвовавший в съемках
Как добраться
Мы добирались из города Байина-Башта на рейсовом автобусе до поселка Кремна, откуда нас бесплатно до Мокра-Горы провез проходящий минибус, направляющийся в Сараево (Босния и Герцеговина). Обратно из Мокра-Горы мы уехали на прямом рейсовом автобусе до города Ужице.
6. Станция в Мокра-Гора
7. В самом поселке можно снять комнату - указатель на это Sobe
Сколько стоит проезд, время в пути
Да, сейчас Шарганьска Осьмица - это туристический аттракцион, который стоит 900 сербских динар (около 600 российских рублей). Билеты проверяет кондуктор в поезде во время движения. Поезд находится в пути 2 часа 10 минут. Старт и финиш на станции Мокра-Гора.
Сначала поезд идет без остановок до "верхней" станции Шарган-Витаси, где делает остановку на полчаса. Затем возвращается обратно по тому же маршруту, останавливаясь на смотровой площадке "9-й км", Ятаре и Голубичи. На Мокра-Горе, Шарган-Витаси и Ятаре работают кафе и ресторан. Можно сделать заказ и неспешно подождать следующий рейс.
8. На станции Шарган-Витаси поезд стоит 30 минут
9. На станции Ятаре поезд стоит 20 минут
Как устроен поезд узкоколейки
10. Поезд Шарганьской Восьмерки тянет локомотив румынского производства
11. Поезд состоит из 4-5 ретро-вагонов, различающихся внутри
12. Наш был такой
13. Деревянные кресла украшены металлическими узорами
14. В каждом вагоне - открытый тамбур-балкончик Поворотного круга на Шарганьской Осьмице нет, просто на станции Шарган-Витаси локомотив перецепляют.
Видео-репортаж из нашей поездке по Шарганьской Осьмице
Ночевка в палатке возле станции Голубичи на Шарганьской Восьмерке
О том, что на станции можно переночевать в палатке, мы знали заранее, тем более, что в нацпарке Тара мы постоянно мерзли и проводить ночь на природе так и не рискнули. А здесь днем было довольно жарко, так что решили попробовать. Поэтому во время 5-минутной стоянки поезда на станции Голубичи покинули вагон со всеми своими вещами. В наступившей с уходом поезда тишине неспешно осмотрели двор и здание станции.
15. Вид со смотровой площадки на долину Мокра-Горы Пока собрались, наш поезд тем временем прибыл на конечную станцию, о чем известил громкий свисток локомотива. Хотя планировали разбить палатку прямо во дворе Голубичей, но, не найдя источника воды, решили спуститься чуть ниже, поискать там ровные места под лагерь. От станции вниз долины идет грунтовка, не параллельно жд.
16. Ищем место под палатку
17. Прямо под станцией, буквально сто метров ниже начинаются первые жилые дома поселка Встали на следующей петле серпантина, прямо рядом с железнодорожными путями. Поначалу думали, что за водой придется ходить на реку, текущую на дне долины, но, к нашей радости, буквально за углом нашелся работающий родник. Единственная беда - с заходом солнца по долине потянул ветер. Даже пришлось создать ветрозащиту из скамеек деревянной беседки-грибка, рядом с которым остановились.
18. Ветрозащита палатки
19. Развели костер
20. Наш лагерь в темноте Ночью мы беспокоили только сами себя. Хотя мимо в домики возле станции проезжали машины, но на нас никто не обращал внимания. С заходом солнца температура воздуха опустилась до 10 градусов тепла, вроде не критично, но из-за того, что спали в "парашютной" палатке в летних спальниках, ночью было настолько бодро, что где-то в четыре утра я сказала Антону, что еще одна такая ночевка нас прикончит.
21. Радуемся первым лучам солнца Собравшись за несколько часов, наконец-то, покинули место ночевки. По грунтовке спускаемся вниз долины. По пути натыкаемся на разнообразные локомотивы и ремонтные жд-агрегаты.
22.
23.
24.
25.
26.